Культурный Гид

Сергей Кузнецов

Под общей редакцией Сергея Кузнецова

Интерактив

В ожидании юбилея задаю вопрос о любимом тексте Пушкина. Прошу выписать название (первую строчку), а не писать по памяти первую песнь "Евгения Онегина". Если такового текста нет - напишите "всего люблю" или "не люблю вообще" или еще что-нибудь.

Имя

E-mail


Кино

Иди!

Подростки заполонили экраны. Не успели мы отсмотреть "Опасные связи" в адаптации для тинэйджеров (они же - "Жестокие намерения"), как нас ждет фильм, окрещенный критикой подростковым "Криминальным чтивом". Справедливости ради отметим, что ярлык неточен, как все ярлыки, - хотя дает неплохое представление о жанре картины.

Итак, присутствуют:

Считается, вероятно, что из этого и состоит "Криминальное чтиво".

Отдав дань коллегам по цеху, выдадим рекомендацию читателю: если вы хотите получить удовольствие от просмотра "Иди!", сделайте две вещи:

забудьте то, что сказали критики, и о "Палп фикшн" - в первую очередь;
слушайте английский текст, потому что русский перевод пестрит ошибками. (Например, фразу: "Are you virgin?" переводят как "Ты не прочь поразвлечься?" ).

На самом деле "Иди!" действительно забавный фильм, где с детьми лет 18-20 происходит то же, что и со взрослыми: они воруют машины, трахаются друг с другом, пускаются в авантюры, чтобы заработать денег, и так далее. Несмотря на полную серьезность сюжета (фигурируют двое "голубых", вынужденных сотрудничать с Отделом по борьбе с наркотиками; девушка, взявшая у дилера двадцать таблеток "экстази" и оставившая в залог свою подругу; парень, простреливший плечо сыну итальянского мафиози в стриптиз-баре, и так далее) во всем этом чувствуется какая-то невсамделишность.

Знакомый драг-юзер справедливо заметил, что сюжеты о легком овердозе, героине, который путают с кокаином, и так далее были хороши пять лет назад, когда их было мало в кино и много в жизни. "А теперь, - сказал он, - в кино их стало больше, а в жизни - меньше, потому что все научились". Штука заключается в том, что на смену научившимся пришли новые - и им как раз по 18-20, и про них и снимают фильмы.

Впрочем, в "Иди!" есть одна сцена, которая меня по-настоящему порадовала: героиня продает таблетки подросткам на вечеринке. Подростки тащатся - "о, какой это кайф, как изменился мир!" и так далее. Все радостно башляют двадцать долларов и прутся от того, как их вставило. И только зритель, героиня и ее подружка знают, что продает она не "экстази", а анальгин.

"Иди!". "Кинотеатр под куполом", гостиница "Ренессанс", м. "Проспект Мира", четверг - воскресенье.

Арт

Царь горы

В "Айдан-галерее" гуру неоакадемизма Тимур Новиков представляет выставку "Царица неба", в которой в знакомой уже технике аппликации по роскошной ткани делает ряд мадонн - наподобие того, как некоторое время назад делал русских императоров. В свое время Новиков развивал теорию о том, что следует всячески педалировать культурную вражду между Питером и Москвой, чтобы создать "сюжет" и привлечь деньги. Последние годы он педалирует вражду между "академизмом" и "авангардом" - что делает его работы еще более интересными.

Тимур Новиков. "Царица неба". "Айдан-галерея", ул. Новопесчаная, 23/7

Дмитрий Гутов представляет в галерее М.Гельмана свою новую выставку "Зарядка". Тридцать слайдов призваны изобразить женщину, делающую утреннюю гимнастику. Зрелище не так чтобы завораживающее, но в меру увлекательное. Как всегда, интересней концепт:

Художественная ситуация в столице России зависла нынче между выстраданным нежеланием спекулировать старыми смыслами и материальной невозможностью освоить в достойном объеме западные жанры кинематики и видеоинсталляции. Мы находимся в финансовом и идеологическом промежутке, принципы и направления покидания которого неясны. Самое разумное в этой ситуации - сделать паузу, накачать мышцы.

Интересно, что бы сказал по этому поводу столь любимый Гутовым марксистский искусствовед Лившиц?

Дмитрий Гутов. "Зарядка". Галерея М.Гельмана, Якиманка, д. 7/7, стр. 5.

Литература

Французский десант, петербургский десант

Москва готовится к двухсотлетнему юбилею Пушкина. Город уже давно увешан портретами поэта, его летящими профилями и плакатами конкурса "Пушкинская красавица". Пик торжеств еще впереди - и потому поговорим о тезке великого поэта: французской программе "Пушкин", то есть "Pouchkine", с ударением на последнем слоге. Программа была запущена МИДом Франции и их же посольством в Москве в целях пропаганды французской культуры десять лет назад. За прошедшие годы в рамках этой программы было переведено более 350 книг - в том числе таких заслуженных людей, как Мишель Фуко, Жак Деррида, Мишель Турнье, Ален Роб-Грийе, Натали Саррот, Жан Жене и так далее. В этом году французы решили отметить сразу двухсотлетие Пушкина и десятилетие "Пушкина" - выставками, фильмами и встречами с писателями. Мой любимец Турнье приехать не смог, потому что расписание его сверстано на год вперед. Зато на следующей неделе приедет Ален Роб-Грийе, а уже на этой в Москве находятся Паскаль Брюкнер, Анни Эрно и Мишель Уэльбек.

Отдельным абзацем нельзя не помянуть приуроченный к тем же событиям международный коллоквиум "Л.-Ф.Селин: юродивый во французской литературе" и, главное, презентацию первого номера художественно-антилитературного журнала "Дантес" (редколлегия: Дмитрий Волчек, Маруся Климова, Вячеслав Кондратович, Ярослав Могутин). В рамках все той же презентации пройдет премьера спектакля "Гений и злодейство", главную роль в котором играет Владислав Мамышев-Монро.

Ниже приводится список мероприятий, связанных с десятилетием программы Pouchkine, а в качестве дивертисмента я могу предложить фрагмент пресс-конференции, прошедшей на прошлой неделе во французском посольстве и записанный по памяти в качестве маленькой пьесы - с неизбежными искажениями и мелким вымыслом. Итак:

Французский Пушкин (дивертисмент).

Журналист (ехидно): У нас, русских, есть Пушкин. А кто во Франции, как Пушкин в России?

Французы (на несколько голосов): у нас вовсе не обязательно, чтобы одна фигура репрезентировала... Плюрализм вообще присущ французской культуре... Трудно выделить кого-то одного... Кто-то скажет - Бальзак, а кто-то - Мольер...

На лице журналиста появляется довольная ухмылка торжества и национальной гордости.

Ф.: Но вообще-то у нас есть Декарт.

Занавес.

Медиатека Французского культурного центра (в здании ВГБИЛ), 18:00
27 мая - Анни Эрно
31 мая - Мишель Уэльбек
3 июня - Ален Роб-Грийе

Музей Кино:
"Гусар на крыше" (по одноименному роману Жана Жионо) - 25 мая, 18:30; 28 мая - 19:00; 4 зал
"Дикие ночи" (Сирил Коллар по своему собственному роману) - 26, 27, 29 мая, 19:00; 4 зал
"Пармская обитель", 1947 г. (с Жерар Филиппом, знамо дело) - 30 мая, 16:00; 4 зал
"Трансъевропейский экспресс" (Ален Роб-Грийе) - 30 мая, 19:00; 5 зал
"Постепенное скольжение удовольствия" (Ален Роб-Грийе) - 31 мая, 19:00; 5 зал

О.Г.И.:
27 мая, коллоквиум "Л.-Ф. Селин: юродивый во французской литературе", 12:00
27 мая, презентация собр. соч. Селина и журнала "Дантес", 19:00
28 мая, спектакль "Гений и злодейство", клуб "Ротонда"

Видео

Ворошиловский стрелок

Вот уж фильм, который - поддавшись рекламе - смело можно смотреть не на экране Киноцентра, а на видео! Стоимость примерно та же, а на кассету можно потом записать другое кино. Хорошее.

Сюжет фильма известен из рекламы и аннотации: у ветерана снасильничали внучку, и ветеран, отчаявшись найти справедливость у властей, решает восстановить ее сам. Сюжет, скажем прямо, беспроигрышный и почтенный - история об обычном человеке, который волею судеб вынужден мстить сам. Помнится, был целый цикл фильмов с Чарли Бронсоном, где он играл такого полицейского-мстителя.

Поначалу кажется, что Говорухин снял именно такой фильм. Трое подонков насилуют чистую невинную девушку. Милиция прибывает на место преступления. Применяя к задержанным шантаж, грубое давление и физическую силу, получают чистосердечное признание. При этом главный мент лично наступает кому-то ногой на яйца, обещает посадить в камеру к блатным, чтобы они "опустили" насильника и вообще ведет себя максимально жестко. Сразу видно - хороший, совестливый человек. Из тех, которые считают, что "права человека" придумал Сергей Ковалев, чтобы чеченцев отмазывать. Как и в американских фильмах, пафос подобного кино всегда антилиберальный и консервативный, и потому немного человеконенавистнический. В первой половине режиссеры стремятся вызвать ненависть к врагу, чтобы во второй разнообразить способы его изничтожения. "Хорошие" в подобных фильмах состязаются с "плохими" в жестокости.

Но Говорухин не позволяет западному жанру захватить себя. Когда высокопоставленный папа одного из насильников заминает дело, дед пострадавшей девушки достает в банке 5000 долларов, покупает снайперскую винтовку и выходит на тропу войны. Первой пулей он разбивает бутылку с шампанским, стоящую у одного из насильников между ног, тем самым кастрируя его. Второму взрывает машину, и тот, обгорев, тоже лишается самого дорогого. Справедливость, так сказать, в высшей мере: око за око, гениталии за гениталии.

Вспоминая образцы чистого жанра, испытываешь, однако, разочарование: по жанру положено мочить насмерть, а не кастрировать. Но Говорухин словно боится пережать - ему так и не удается выйти на дорогу безжалостного боевика: он до самого конца продолжает свои попытки сочетать "фильм-месть" с фильмом в гуманистической русской традиции.

Проигрывая в шоковых эффектах, Говорухин решил взять проникновенностью. Михаил Ульянов страдает полфильма, задавая прочим персонажам (и зрителю) вопросы типа "идет война, только не пойму: кто с кем воюет?" или - многократно повторенное - "откуда вы такие беретесь?". Последнее произносится с интонацией прямо митьковской - жалостливо, со страданием, будто ответ неизвестен: все оттуда же. Ведь причина того, что правосудие не работает, вовсе не новорусские деньги, а родственные связи: то есть механизм - несмотря на филиппики против торгашей и капиталистов - сугубо советский.

И самая главная ложь - под конец. Когда справедливость восстановлена, поруганная девушка берет в руки гитару и поет что-то лирическое. Иными словами: ей стало легче.

Нельзя сказать того же про зрителя: фильм Говорухина служит лучшей иллюстрацией кризиса, в котором пребывает родное кино: ходульные характеры, неубедительный сценарий и сомнительные нравственные посылы.

Личное

По адресу www.qub.com/kk/ открывается мой с Кубом новый проект - КиноКонтекст. Каждую неделю - новый выпуск, целиком посвященный какому-либо киноявлению. Планируется большой архив офф-лайновой прессы. Первый выпуск - про Канны. Выходит по средам.

ТВ-фильмы

Эта неделя довольно пустая - обращают на себя внимание разве что несколько фильмов: "Америка" Гриффита (27 мая, Культура, 22:05) и "Когда наступит конец света" Вима Вендерса (29 мая, ТВ-Центр, 01:00). Приятного просмотра!

Прошлое

Концерты московской группы пения и танца фламенко Los de Moscu в Доме Медика (16, 17 и 19 мая 1999 года).

Андрей Травин

Кто виноват, что Алексей Романов на сцене играет не на гитаре, а на кахоне, изготовленном в мастерской магазина "El flamenco vive" в Мадриде.? Я думаю, что большинство мне ответят: "Скажи-ка, брат, а что такое кахон?". Кахон - это такой сундук, на котором сидит тот, кто занимается перкуссией, и соответственно подстукивает музыке в бразильских ритмах или ритмах фламенко. Но, впрочем, что я сразу - про кахон, он на описываемых концертах играл вспомогательную роль. Главными действующими лицами концертов группы Los de Moscu были Валентина Пахомова (постановка, пение, танец), Лариса Романова (танец) и Павел Баталин (гитара, да не простая, а гитара Рамиреса с трехзубым на конце грифом). Членам описываемой группы удалось поучиться в Испании, удается выступать в России.

Гастроли испанских танцовщиц, танцовщиков и гитаристов фламенко в нашей стране всегда собирали полные залы. Но в девяностые годы количество таких выступлений неожиданно резко сократилось - не ведаю тому причин. Теперь смотрим наших родных фламенкистов. Los de Moscu тоже собирает полные залы. И выступает неплохо. Хотя сравнивать с фильмами Карлоса Сауры, кто смотрел, не рекомендуется. Высший класс в этом жанре - конечно, только там, в Испании.

* * *

Впечатления и рассказы от остальных читателей также принимаются с благодарностью.



Имя

E-mail


Интерактив

Вот результат голосования по культовым изданиям:

"Столица" (Мостовщиковская) :29

"Птюч" (крупноформатный) :19

"Даугава" & "Родник" (конец восьмидесятых) :14

"Независимая газета" (до 1993 года), плавно перетекающая в "Сегодня" (до 1996 года) :13

"Элементы" :12

"КонтрКультУр'a" (от начала до конца) :11

"КоммерсантЪ" (где-то до 1991 года) :7

"ОМ" (первые полтора года) :5

Zhurnal.Ru (первые полтора года) :2

Комментировать не буду.

Отдельное спасибо Мише Вербицкому, оперативно указавшему мне на два забытых издания - "КонтрКультУр'у" и "Элементы". Сам он добавляет еще и газету "Завтра". Остальные читатели ничего толком не добавляют:

Незнаю как на счет культовости, но мне очень нравится "Митин журнал". "ОМ" почитываю местами (одним местом). Люблю "Искусство кино" и "Иностранную литературу" - в Ваш список не попали - в качестве "чтива". Из "гляделок" люблю "Посмотри". "Cool". "Гид" читаю со времен "Сеновала". "Дополнения" и "соображения" писать не буду, поскольку мне кажется, что делать журнал - это прерогатива редактора, который хочет видеть его таким, каким он его хочет видеть, а дело читателя принимать его таким, какой он есть или не принимать. Согласитесь, глупо было бы получать письма с просьбами писать, скажем, побольше о "мумитролях, рукивверхах и эт-сетера", чего в том же "ОМе" до верху. Пишите, пока пишется; пока читается будем читать. (Владимир Пунт)

Точнее урлайт - так как культовость тогда давалась значительно труднее :) - не могу сказать точно, но со времен может птюча культовость стала объектом торговли. А про столицу ничего сказать не могу тк сеанс читал в то время. (Сергей)

***

Некто Федор написал лаконично: "никот не канает" - имел вероятно в виду "никто на канает". Остап Кармоди предложил поправить шкалу:

Разбивка мне не нравится. Пожалуй так: "Родник", плавно для меня перетекший в "Сегодня". И печальным постскриптумом "Русский Телеграф".

И напоследок самое неожиданное письмо:

Когда я был не очень-то взрослым еще, но уже ничего, - ну, то есть, на первом, наверное, курсе, то и вот в журнале столица, который теперь мой любимый журнал, там я решил выиграть конкурс, который был единственным конкурсом в журнале столица по такому большому счету и назывался "что хорошего в москве". и вот я стал его выигрывать. выигрывал-выигрывал несколько месяцев может быть и (что не очень было удивительно уже) выиграл! занял первое место то-есть и главный приз. пришли потом с друзьями в редакцию: охлабыстин пожал нам всем руку, орлов предложил занести на днях бутылочку виски попить за это, тетенька бухгалтер отсчитала мне в порядке очереди Пять Тысяч американ долларз, серьезно предложила расписаться на специальной бумажке (мне она предложила расписаться ей на бумажке специальной), дрожащими руками сложил их в рюкзак и оглядываясь побежал к метро. не остановили. все по-честному. больше я пока конкурсов не выигрывал. (Женек)

Предыдущий выпуск Предыдущий выпуск Отзыв Следующий выпуск Следующий выпуск