Виват, пенсионеры кино!

Анжелика Артюх

Не знаю как вы, но я лично все больше перестаю любить российское кино. Отчасти - из-за наших местных кинофестивалей. Как окажешься на какой-нибудь "Вивате" или в "Гатчине", как посмотришь программу, названную лучшей в Анапе или в Выборге, и все - жизнь покажется не менее серой, чем подвальная крыса. Отличительное качество всех этих "форумов кино" - чувство собственной необычайной значимости, я бы даже сказала, мессианской роли. Практически все фильмы здесь имеют статус "шедевров российского кино", которые нельзя отдавать на поругание ни западным критериям, ни обычному забвению. Конфликтная комиссия эпохи перестройки, да и только!

Питерский Российский кинофестиваль "Виват, Кино России" никогда не противоречил устоявшимся традициям большинства российских фестивалей. Старые звезды, средний возраст которых колеблется от 55 до 60, местный высший эшелон "культпросветработников", чтение по бумажке длинных названий спонсорских фирм, жалкая режиссура церемоний открытия и закрытия, распределение призов по принципу "ни кого бы не обидеть" и душная атмосфера кинотусовки - вся эта "тоска зеленая" дотянулась и до нынешнего 7-го "Вивата". Одним из немногих сюрпризов стала Лидия Федосеева-Шукшина в роли фестивальной президентши.

Шукшина, со свойственной ей хваткой и хитростью, умудрилась затащить на "бал призраков советского кино" даже Никиту Михалкова с Александром Сокуровым, умело разделив между ними все основные призы подопечного фестиваля. "Сибирский цирюльник" получил Гран-при в виде "приза зрительских симпатий", а мрачно-философский "Молох" удостоился "приза прессы" и выдвинул Сокурова в "лучшие режиссеры". У Шукшиной даже распределение призов за лучшие мужскую и женскую роли продемонстрировало принцип образцовой симметрии: Елена Руфанова из "Молоха" была названа лучшей актрисой, а жевавший стакан в "Цирюльнике" Алексей Петренко был нагружен призом в мужской категории.

На фоне битвы двух титанов - Сокурова и Михалкова - все остальные режиссеры выглядели "мелкой рыбешкой". "Мама" в фестивале не участвовала вообще. "Ворошиловский стрелок" Говорухина - годом не вышел. Александр Рогожкин в последний момент ретировался из "конкурса", любезно позволив показать "Блокпост" на церемонии закрытия. Сергей Снежкин ("Цветы календулы") и Вячеслав Сорокин ("Тоталитарный роман") "утерлись" нейтральным призом для киностудии "Ленфильм" - по категории "лучшая программа фильмов, предоставленная для фестиваля". "Золотая молодежь от режиссуры" - Лариса Садилова ("С днем рождения!") и Александр Хван ("Дрянь хорошая, дрянь плохая" и "Умирать легко!") - одиноко бродили по кулуарам и всем своим видом показывали, что им до лампочки все, кроме аншлагов на сеансах. Все остальные участники сидели настолько тихо, что никто о них так и не спросил.

Собственно, позиция последних героев показалась мне вполне разумной. Уж если ты совсем разучился или все еще не научился делать кино или быть Михалковым с Сокуровым, - самое время подписаться под манифестом триеровской "Догмы" и перейти на анонимность. Не знаю, как для кого, но для меня нет ничего более "любительского", чем весь последний пакет студии "Мосфильм", благодаря стараниям Юрия Лужкова широко растиражированный по нашей необъятной родине. Все эти "Кто, если не мы", "Кадриль", "Цветы от победителей", "Любовь зла", "Незримый путешественник" заставляют не только жалеть о бюджетных деньгах, но и провоцируют подписаться под знаменитым слоганом Игоря Мальцева - "Русское кино - сдохни мразь!"

Впрочем, пока я писала этот текст, мне пришла в голову и такая идея. А что, если все фестивали отечественного кино есть умно просчитанная рекламная стратегия заокеанского Голливуда. Еще бы - посмотришь у нас всякую "бяку", и Голливуд сразу же раем покажется. А чтоб его критиковать, так рука не поднимется!


Обсуждения