Культурный Гид
Под общей редакцией Сергея Кузнецова
Интерактив
Размышление о фильме "Дорога на Арлингтон" спровоцировало следующий опрос. Названия болезней при желании можно понимать метафорически.
Ментальная болезнь, которая мне нравится больше других:
Желающие могут добавить свои комментарии и пожелания.
Литература / Кино
В лабиринте
На этой неделе французский десант продолжается. На этот раз героем сезона станет Ален Роб-Грийе, один из отцов-основателей "нового романа", сценарист "В прошлом году в Мариенбаде" Алена Рене и режиссер полдюжины фильмов.
На русский язык переведены три его романа: "В лабиринте", "Проект революции в Нью-Йорке" и "Дом свиданий". Первый из них вышел в свет еще в восьмидесятые в составе толстого тома "Новый французский роман" вместе с "Вы слышите их?" Саррот, "Превращением" Бютора и "Дорогами Фландрии" Клода Симона (в честь этих романов - все сегодняшние заголовки). Помню, как я читал его, сидя - особенность биографии - в цеху Воскресенского химического комбината. Один из молодых инженеров подошел ко мне и спросил, о чем книга. На секунду я растерялся, а потом сказал:
- Помнишь, в "Обыкновенном чуде" есть картина, которую в конце первой серии разрезают ножом, а в конце второй - стирают тряпкой со стекла? Так вот, это книга о том, что также в этой картине можно иногда находиться, а иногда смотреть на нее, но чаще всего нельзя определить, в каких же ты с ней отношениях находишься. И нарисован ты сам на холсте или на стекле? И кто ты вообще такой?
Музей Кино (ул. Дружинниковская, 15, м. "Краснопресненская"):
1 июня, 5 зал. "В прошлом году в Мариенбаде", 19:00
2 июня, 5 зал. "Бессмертная", 19:00. Тогда же - презентация книги "В прошлом году в Мариенбаде" в присутствии самого Роб-Грийе.
3 июня, 5 зал. "Постепенное скольжение удовольствия", 19:00
5 июня, 6 зал. "Бессмертная", 16:15
3 июня, Медиатека французского культурного центра, Николоямская ул., д. 1, 18:00
Кино
Превращение
Фильм был ославлен на афише "Кодак-Киномира" как европейская премьера. Доверчивый автор - я - так об этом и написал, но получил окорот от читателя из славного города Висбадена, заметившего, что он уж месяц как этот фильм отсмотрел. Ну что ж, спасибо ему за справку, а за подробностями отсылаем заинтересованных лиц к IMDB. Сами же вернемся на ту проклятую Арлингтон Роуд.
Паранойя - хорошая болезнь, потому что вносит смысл в хаос нашей жизни. Маленький человек живет, потеряв жену-фэбээрошницу, преподавая в университете что-то про террористов (так сказать, в память о жене), воспитывая сына и встречаясь с любовницей. Прошлое кажется куда больше будущего, жизнь - бессмысленной, а ты сам - никому не нужным. Но не все потеряно. Если даже Бог отвернулся от тебя, есть еще Дьявол, который всегда жаден если не до твоей души, то уж точно - до твоего тела.
На самом деле Дьявола тоже нет, есть всего лишь отражение наших страхов, эмоций и желаний. И потому каждому известны способы призвать Дьявола - способы, для которых не требуется магии, пентаграммы и черной мессы. Нужно только позволить своим страхам и своей ненависти завладеть твоей душой - и объект, достойный этих чувств, не замедлит появиться.
Сначала ты найдешь окровавленного мальчика на дороге. Попытка запустить петарду едва не выворотила ему кишки. Не каждому удается материализовать такое видение: ребенок, кровь которого капает на белоснежные кроссовки. Дальше уже легче: всего-то надо превратить его родителей - милых соседей - в международных террористов, придумать им страшную тайну в прошлом, а потом сделать исполнителями того самого знаменитого взрыва в Сент-Луисе, который уже давно волнует тебя. Материализовавшись, демоны начнут действовать. Они начнут убивать. И для начала они убьют твою подругу, которая до конца не верила в их существование, самим своим скепсисом разрушая иллюзорную ткань их бытия. Потом они начнут охоту за тобой и в конце концов вынудят тебя стать невольным исполнителем преступления. В испепеляющем жаре взрыва ты поймешь, что все хорошо. Твоя жизнь прожита не зря: был хоть кто-то, кому до тебя было дело, кто захотел понять твою душу и использовать тебя. Покойся с миром в бесконечном аду фэбээровских папок.
Но мы-то знаем, что все было иначе: не было никакого соседа, никакого ребенка в крови, никакого всеамериканского заговора. Был всего лишь большой человек, снова и снова мечтавший отомстить за смерть жены Бюро, которое подставило ее, и придумавший столь хитрый план заговора, что сам он выглядел в нем всего лишь невинной жертвой, обманутым параноиком, фантазии которого внезапно реализовались. Но мы не верим тебе: ты сам покупал динамит, ты сам убил свою подругу, ты сам загрузил взрывчатку в багажник машины и направил ее в средоточие зла и паранойи - управление Федерального бюро расследований.
Было ли это только в мечтах? во сне? в фантазиях умалишенного? в фильме Марка Пеллингтона? Бог весть.
Или - Дьявол.
"Дорога на Арлингтон". "Кодак-Киномир", "Стрела".
Для любителей кино поспокойнее можно указать мелодраму "С первого взгляда" с Мирой Сорвино и Вэлом Килмером, идущую всю неделю в "Кодак-Киномире", и свежего "Онегина" с Райфом Файнсом в "Пушкинском".
Музыка / литература
Вы слышите их?
Псой Короленко, столь убедительно разруганный Иваном Мавроматти, объявил о том, что группа "Единый" месяц назад закрыла московский сезон концертом в клубе "Бункер", сам же он продолжает выступления в составе различных альтернативных проектов. Ближайший из них состоится в пятницу в Георгиевском клубе, где молодежный филолог и акын выступит на пару с прозаиком Светланой Богдановой. Участники мероприятия, анонсированного как "литературный вечер, на котором не исключается немножко музыки", дружат уже двенадцать лет и, по словам Псоя, являются "соратниками по борьбе с постмодернизмом и другими современными течениями". Как многие выступления Псоя последнего времени, вечер будет ностальгическим и пройдет под таинственным названием "Археология и провиденциализм. Теория и практика".
Меня лично больше всего интересует практика. Но пока обещаны только "стихи, проза, драматургия, философская публицистика и живая тусовка".
Светлана Богданова и Псой Короленко. "Археология и провиденциализм. Теория и практика". 4 июня, 18:00, Георгиевский клуб, Большая Дмитровка, 5/6, строение 8, м. "Охотный ряд".Арт
Дороги Фландрии
В воскресенье L-галерея совместно с Московским ипподромом представляет проект "Хорошее отношение к лошадям, или Русский Аскот". Помнится, несколько лет назад в Манеже уже проходила выставка, на которой лучшие московские художники делали попоны для лошадей. На этот раз диапазон расширен до кормушек, поилок, уздечек - иными словами, до предметов, имеющих утилитарное и полезное для лошадей назначение. Пусть победные кубки и медали уйдут наездникам - лошадям от них мало проку. Обещаны также объемные композиции и скульптуры, а также "любительский фотоальбом лошади" в исполнении Ирины Новаш. Среди художников Андрей Бильжо (который "Петрович") и один из моих любимых художников - Константин Звездочетов, которого, надеюсь, вовсе не надо представлять.
Вторая часть проекта, собственно и озаглавленная "Русский Аскот", будет представлять из себя показ роскошных шляпок, в которых, согласно старой английской традиции, и следует приходить на скачки.
"Хорошее отношение к лошадям, или Русский Аскот", 6 июня, L- галерея.
И еще одно художественное событие, попадающее в наш выпуск, потому что с очевидностью относится к разряду тех, о которых лучше один раз прочесть, чем семь раз увидеть. Итак, на Арбате откроется скульптурная группа "А.С.Пушкин и Н.Н.Гончарова". Избранные фрагменты пресс-релиза прилагаются ниже:
Самая красивая легенда Москвы - это история знакомства, влюбленности и счастливого сватовства Александра Пушкина и Натальи Гончаровой. Арбат, арбатские переулки. Здесь, на Арбате, проходил их медовый месяц. Здесь они прогуливались, ослепительно красивые и счастливые. (...)
Скульптурная композиция памятника изображает влюбленного Пушкина со своей невестой. Композиция впечатляет своей лиричностью, музыкальностью и высоким художественным исполнением. Не зря она получила высокое одобрение потомков А.С.Пушкина и широкой художественной общественности.
30 октября состоялось заседание общественного градостроительного совета при Правительстве Москвы, на котором Академия художеств России представила скульптуру "Пушкин и Натали" в качестве дара авторского коллектива городу Москве. Скульптура получила одобрение высокого совета и лично мэра Ю.М.Лужкова, который предложил установить ее перед Государственным музеем А.С.Пушкина.
Бронзовая фигуры поэта и его юной жены будут встречать москвичей и гостей столицы у порога своего дома на Арбате.
ТВ-фильм
"Большая жратва"
В начале семидесятых три итальянских фильма взорвали кино апеннинского полуострова, шокировав обывателей и вызвав соблазн (иногда непреодолимый) воспользоваться цензурой. Это были "Ночной портье" Лилианы Кавани, "Последнее танго в Париже" Бернардо Бертолуччи и "Большая жратва" Марко Феррери. Первые два породили целую индустрию: после Кавани стало модно снимать эротику/порнографию в интерьерах Третьего Рейха, со статными эссэсовцами, которые, не снимая фуражек, совокупляются с еврейскими девушками; смертельный роман Брандо и Шнайдер придал новое дыхание фильмам о летальном обаянии секса и смелых постельных экспериментах. "Салон Китти" и "Девять с половиной недель" навсегда останутся примером того, как шедевр можно адаптировать до уровня массово-унылого кино.
Феррери повезло: историй про четырех друзей, наедающихся вплоть до смерти, больше никто не снимал. А если и снимал, то делал это достаточно незаметно. Возможно, дело в том, что из трех названных фильмов "Большая жратва" - самый слабый; может быть - в том, что сама тема слишком непривлекательна для нашей культуры: строить на ней мэйнстримный фильм так же странно, как адаптировать для массового читателя, скажем, Сорокина.
Прошло четверть с лишним века. Нас все еще можно шокировать - но уже не тем, что шокировало в 1973 году. Теперь грустную и смешную историю, разыгранную Марчелло Мастрояни, Мишель Пикколи, Уго Тоньяцци и Филиппом Нуаре, можно посмотреть по телевизору. Разумеется, по НТВ, а не ОРТ.
Воскресенье, 6 июня, НТВ, 23:50, "Большая жратва".
Прошлое
На этот раз - вести из Питера от Василиски, но вместе с тем вполне общекультурного вида:
На такие мероприятия, как закрытие кинофестиваля "Виват, кино России!", за деньги не попасть - это и ежику ясно. Мне так за две недели учтиво сообщили, что вход только по пригласительным билетам, и что все они уже давно распределены. Тут надо действовать напролом. Приходить к началу и, не прикидываясь бедной родственницей, прямо проходить в зрительный зал. Сработало и на этот раз. Эх. Так иногда хочется приобщиться к "прекрасному". А сколько пафоса! Набриолиненные ведущие в бархатных нарядах великолепно поставленными голосами зачитывали поздравления по поводу скорейшей кончины... пардон, завершения фестиваля, списки спонсоров и прочих благодетелей. Потом награждали актеров и режиссеров. Утицей выплывала на сцену Федосееева-Шукшина, кокетливо оглашая фамилии. Сокуров, принимая хрустальную вазу, с достоинством и спокойной улыбкой говорил "спасибо". Неловкости не было, но все было как-то скомкано и второпях. Понравился мне Петренко, заявивший, что это все заслуга "этого, Сибирского...", и судорожно размахнувшийся самоваром (хрустальным, конечно), как будто готовясь грохнуть его об пол. Публика ахает, все довольны, Петренко улыбается, аплодисменты.
Утешительный приз - "зрительских симпатий" - достался Михалкову. "Я Вас перебью, Никита Сергеевич, - восклицает ведущая, - в кинотеатр "Аврора" пришло письмо. Я его зачитаю..." И начинается письмо: "Дорогой Никита Сергеевич, спасибо Вам...". Суть письма молодого банкира сводится к двум строчкам: "у меня раньше не было Родины, было просто много людей вокруг..." Ну, а теперь он вдруг осознал свое предназначение. Или что-то в этом роде. Ясен пень, что если бы не "Сибирский цирюльник", не видать вьюноше Родины как своих ушей. Михалков, глядя куда-то вбок, жеманно сказал: "После такого письма я говорить ничего не буду". Отмазался типа.
Народ хлынул к подмосткам, дабы великие могли оставить на пригласительных билетах мирных граждан кривой росчерк дрожащей рукой. Пижоны, пижоны... А потом мы все дружно смотрели "Блокпост". Даже по второму разу впечатление хорошее. Дешево и сердито.
Интерактив
Перед тем как огласить результаты опроса о любимом герое мультсериала, должен повиниться перед читателями. О сериалах я вспомнил в связи с выставкой Смирнского-Ануфриева, а там были специфические сериалы... где все бегают и суетятся. Поэтому, разумеется, всякое мульткино - человечное и гуманное - у меня и выпало... Но читатели поправили. Интересно, что герои нескольких мультфильмов набрали даже больше, чем выставленные в голосовалку. Это ежик из "Ежика в тумане" и Винни-Пух. Включаем их в список как победителей:
Волк из "Ну, погоди!" :16
Ежик : 11
Чип-н-Дейл :10
я вообще не люблю мультфильмы :10
Винни-Пух : 8
Микки-Маус :4
Дональд Дак :5
Среди других предложенных были:
Бивис и Батхед :3
Симпсоны :2
Том и Джерри :2
Карлсон :2
Удав, Мартышка и Слоненок :2
Кот Матроскин
Морячок Папай
Хрюша
Попугай из диснеевского "Аладдина"
Скрудж Макдак
Филеас Фогг и Паспарту (из классного австралийского, - а не дурацкого испанского, который сейчас показывают, - мультсериала "80 дней вокруг света")
Багира
Aeon Flux
дети из South Park'a
Все письма нет возможности процитировать, поэтому ограничусь несколькими:
Конечно, это наглость - делать такие заявления, но по-моему у каждого, кто видел мультфильмы Ника Парка сомнений быть не может - конечно же Уоллес и Громмит. Отсутствие их в списке можно объяснить тремя причинами: 1. Психоаналитическое вытеснение по сугубо личным причинам 2. Не желание считать три фильма сериалом. 3. Исключение героев из конкурса как слишком явных фаворитов. Превосходстве этой парочки настолько не вызывает у меня никаких сомнений, что я великодушно готов принять любую из этих причин. Но не говорите мне, что вы не смотрели этих мультфильмов - этого я не прощу. (Остап Кармоди)
Пожалуй Дональд Дак самый приятный персонаж - его брат ежик в тумане - а Дональд Дак просто переехал в другую страну - а таким же остался ... странным. Сергей
Первое, о чем я подумал, прочитав список предложенных мультгероев: а почему только "игровые" мультики вспомнились? Спору нет, из детства у многих в памяти откладывается именно это. Не так давно, достаточно случайно, оказался на праздновании 10-летия мультцеха Свердловской киностудии. Программа официальная нудна, впрочем, как почти всегда и везде, но был еще показ лучших мультфильмов. Не знаю, право, насколько широко у нас известны такие ленты, как "Нюркина баня", "Бабушка", "Красная кукла" и под. Мне раньше не приходилось видеть их, поэтому впечатление было самым непосредственным: я был в шоке. Совершенно прежде не мог себе представить, что такое возможно для отображения средствами мультипликации. Когда начал задумываться, как можно определить увиденное, вспомнилось словосочетание из Лондона - "кусок жизни". Пожалуй так: кусок жизни. Жизни обычной - помывка, к примеру, в деревенской бане, несколько дней, проведенных непоседой-внуком у бабушки... Необычность в способе осознания этой реальности. Вот дальше уже трудно вести речь - становиться досужим критиком, который говорит о Тарковском теми же универсалиями, что и о Льве Толстом нет радости. Адекватно передать оформленное особой анимационной формой не в состоянии, недостаток образования, возможно. Посмотрите сами, если случится, эти ленты. Может у вас составится более вербальное представление. В любом случае, верю, что не пожалеете времени. И о чем все это - собственно о том, что мультики бывают разные... Тимофей Березин
Багира в советском исполнении - самая кошачья кошка. И самая женственная женщина... из мультипликационных, конечно... Ivan Berg
Если же не предаваться западничеству, были замечательные советские серии и помимо "погодей" - про Винни-Пуха (кажется, этих было два или три) и про Карлсона (тоже штуки две). Впрочем, эти герои для кого мультипликационные, а для кого и книжные... Удивительный был сериал про муми-троллей, кукольный, где все герои были жуткие уродцы, совсем не похожие на рисунки Туве Янссон. Вообще поразительно, как мало было толковых мультиков, снятых не по книжкам. Маша
Под конец - самое страстное письмо:
Я, конечно, понимаю что сейчас военное время и т.д., да и у читателей наверняка искаженное представление героя нашего времени и негативов, и все же - не упомянуть Багса Банни было просто ПРЕСТУПНО! ПРЕСТУПНО!!!
Багс - суть все светлое и вечное. Багс - нежный выдох Кали-юги. Багс - чресла недр. Багс издевался, побеждал и смеялся над своими поражениями. Багс не чурался нелинейного повествования и абсурдной космогонии. Багс коверкал английский как бруклинский портовой грузчик. Багс спасет нас от Милошевича. (Каганович)
Вот они, противники Милошевича! Чуть что не по ним - сразу: преступно, преступно!
|