Культурный Гид

Сергей Кузнецов

Под общей редакцией Сергея Кузнецова

Интерактив

Фильм "Вирус" сподвиг меня на размышление о фобиях. Итак, чего вы больше боитесь:

Человекообразных врагов
Чудовищ, сделанных из частей живых земных животных
Чудовищ, сделанных из частей машин
Чудовищ, сделанных из фрагментов неживой природы
Чудовищ, порожденных сном разума

Как всегда - приветствуются отдельные предложения

Имя

E-mail


Кино

В Москве появился вирус - в трех крупнейших кинотеатрах - "Пушкинском", "Под куполом" и "Стреле" - идет одноименный американский фильм. Редко какое произведение удостаивается подобной чести - идти фактически повсюду. Хочется спросить: с чего бы это?

"Вирус" - достаточно заурядный американский боевик про плохих космических пришельцев. Без всяких контркультурных подтекстов (типа "кокаин спасет мир" в "Факультете") и культурологических сложностей, наподобие тех, что прославили "Чужих". Если "Вирус" чем-то и знаменателен, то только своим удивительным коммерческим провалом (при бюджете 75 млн. зеленых было собрано всего 14 млн. их же). Иногда это значит, что снят еще один культовый фильм, провалившийся в прокате по причине массовой американской тупости. Но это не тот случай - с баллом 4,2 из 10, набранным в Internet Movie Datebase, можно рассчитывать только на почетный титул "плохие фильмы, которые мы любим". К сожалению, просмотр "Вируса" развеивает даже эту надежду.

Итак: неизвестная внеземная форма жизни внедряется в компьютерную систему исследовательского корабля, изводит всех, кого может, и хочет захватить землю. Полукриминальная команда полуразвалившегося суденышка, встретившего изрядно обезлюдевший корабль в океане, спасают Землю, изводя супостата. Вторичность и тупость сюжета была бы простительна, если бы он компенсировался неожиданностью визуальных решений, тем более обоснованных, если учесть, что снят он по книге комиксов Чака Пфарерра, сценариста таких неплохих фильмов, как "Трудная мишень" или "Не называй меня малышкой". Однако - увы. "Вирусу" особо нечем похвастать - разве что чудовищное порождение инопланетного агрессора, слепленное из множества машинных деталей, напоминает роботов Нам Джун Пайка - что, впрочем, тоже не так чтобы ново.

Единственное объяснение столь массированного вторжения "Вируса" на московские экраны - это то, что первый корабль, павший жертвой вируса, - русское исследовательское судно. И среди главных героев есть русская женщина Надя Виноградова. И на этот раз обошлось без приколов и издевательств в духе "Армагеддона". Иными словами, фильм не задевает русской национальной гордости.

"Вирус" - "Пушкинский", "Под куполом", "Стрела".

Арт/Музыка

Группа под шокирующим названием "Арт-Бля", производившая заметное возмущение силовых линий московской жизни лет пять назад, снова появилась на столичной художественной сцене. На этот раз вместе с Сургутским художественным музеем она представляет совместный проект "Визуальная ихтиология. Новые открытия". Как и положено современному проекту, он сопровождается сайтом, достойным самого пристального изучения. Жизнь рыб (разумеется, каких-то других рыб, а не тех, которых мы едим и видим в аквариуме) представлена во многих разделах - начиная с раздела "Взаимоотношение "рыб" с окружающим миром" до - "Религия и культура". В предисловии создатели проекта пишут:

Изучая особенности рыбной ловли коренных народов Севера, группа московских исследователей обнаружила подводную цивилизацию организмов с ярко выраженной индивидуальностью и беспрецедентной способностью к быстрой перестройке своего внешнего вида (своего рода маскировка под заурядных, привычных рыб). По версии москвичей, северные рыбы в действительности - вовсе не рыбы.

Приятным свидетельством открытости участников проекта служит то, что выставка будет сопровождаться музыкальным фестивалем известной музыкальной группы "Виды рыб".

К слову сказать, это событие можно было бы поместить и в раздел "Литература" - по причине большого количества довольно симпатичных текстов. В качестве подарка читателям - наиболее понравившийся из них:

Интересно, что ни суббот, ни воскресений в жизни "рыб" нет. Нет и ухода на заслуженный отдых. Рыба, не способная далее осуществлять предназначенную ей деятельность, считается умершей - живущие в природе индивидуумы естественным образом подчиняются ее законам. Вместе с тем, исследователям удалось выявить особые дни. Высокочувствительные приборы фиксировали изменение частот в волновых излучениях и появление импульсных разрядов, испускаемых "рыбами". Изменялись такие параметры водной среды, как плотность, цвет, температура и эмоциональный фон. Менялось и поведение "рыб". Сопоставление показаний приборов и результатов визуального наблюдения дает основания говорить о существовании у "рыб" праздников!

Праздник Ность. Содержанием этого праздника является обряд инициации, посвящения Малька, превращения бывшей личинки в личность. В процессе праздника каждый из тысяч мальков теряет единственный раз в жизни часть оболочки - "инку", и получает взамен "ность" и права на самостоятельную жизнь "рыбы". Прелюдией и условием праздника Ность является ловля медведя. Рыбы считают, что его также создал Живой Океан. Тот, что наверху. Медведь - это тоже рыба, ископаемая, однажды оставленная на суше. Она непохожа на остальных. Ее тело покрыто живым мхом, ее конечности так и не превратились в плавники. У нее есть голос, которого лишены все. Медведь обладает большой силой - когти ее страшнее рыболовных крючков человека. Но душа ее осталась на небе среди звезд-душ. И только она, состоящая из семи звезд, напоминает по форме большеголовую личинку. Поэтому рыба-медведь - это и враг, и просто несчастная "рыба", не прошедшая обряд посвящения в личность и отбывающая наказание на земле. Редкий медведь, оказавшийся в праздник Ность на дне среди "рыб", получает возможность прощения.

Примечание: Во время пребывания исследователей на стойбище были найдены медвежьи следы, уходившие к озеру и пропадавшие у края воды.

"Визуальная ихтиология. Новые открытия" с 8 по 13 июня 1999 года, "Дом", Москва, Большой Овчинниковский пер., д. 24, стр. 4, 19:00.
Адрес сайта

В центре Современного Искусства Сороса проходит выставка Михаила Рогинского - одного из выдающихся представителей поколения шестидесятников в московском современном искусстве, с 1978 года живущего и работающего в Париже. Нынешняя экспозиция художника демонстрирует его живописные работы, созданные в 1996-98 годах.

ЦСИ Сороса, улица Черняховского, 4А.

Музыка

Радостная новость для любителей джаза: в Москву приезжает певица Санни Самтер, молодая афро-американская вокалистка, альбомы которой "Getting to Know You" и "Sunny" получили хорошую прессу в таких изданиях, как журнал Jazz Times и The Washington Post. Ее вокальная манера - результат влияния Сары Воэн, Кейт Буш и других известных певиц. Для поклонников менее традиционной музыки - очередное действо Псоя Короленко, обозначенное на этот раз как концерт-лекция "Раньше и сейчас". Выступление пройдет в рамках Школы современного искусства РГГУ при участии скрипачки Ани Кобзаревой, уже выступавшей с Псоем в прошлом году.

9-11 июня, "Ле клуб", Санни Самтер.

10 июня, Школа современного искусства РГГУ, 18:00 ул. Чаянова, д. 15, м. "Новослободская".

Литература

На этой неделе центром литературной жизни уже в который раз оказывается клуб "О.Г.И" (возможно, потому что многие другие места позакрывались в связи с летним периодом). На этот раз нас ждет презентация новой книги Александа Жолковского "М.Зощенко: поэтика недоверия" и вечер Тимура Кибирова, посвященный новому циклу стихов "Нотации". То, что оба события попали на одну неделю, в чем-то симптоматично: Жолковский и Кибиров восемь-десять лет назад стояли в одном списке - самых модных проводников постмодернизма. Жолковский был одним из тех, кто отвечал за постмодернизм в литературоведении, а Кибиров - в поэзии. Сегодня, по прошествии стольких лет, оба они перестали быть символами, а стали просто хорошим литературоведом и хорошим поэтом. Что тоже, как подумаешь, не мало.

Клуб "Проект О.Г.И."

10 июня. Презентация книги А.Жолковского "М.Зощенко: поэтика недоверия", 18:00.

11 июня. Тимур Кибиров. Новый цикл стихов "Нотации", 19:30.

ТВ-фильм

Неделя не особо богата кинофильмами - что, наверное, правильно: кому охота в нынешнюю московскую жару сидеть в душной комнате, уставившись в ящик. Тем не менее, к сведению фанатов телевидения - несколько достойных внимания фильмов. Во-первых, "Король Нью-Йорка" Абеля Феррары - мрачная фантазия на любимую режиссером тему греха и искупления. Во-вторых - "Охотник на оленей", фильм, на мой взгляд, переоцененный и уступающий порожденному им фильму Джона Ву "Пуля в голове". Но все равно неплохой. И в-третьих - "Короткие встречи" Киры Муратовой, один из ранних фильмов режиссера, в которых ее мизантропия еще не успела развиться столь сильно и глубоко, как впоследствии.

"Король Нью-Йорка", США-Италия, 1990 - пятница, НТВ, 23:15.

"Короткие встречи", СССР, 1967 - воскресенье, РТР, 23:45. Мелодрама К.Муратовой с В.Высоцким.

"Охотник на оленей", США, 1978 - воскресенье, НТВ, 19:00.

По техническим причинам этот номер выходит без рубрик Интерактив и Прошлое, автор и Редакция приносят извинения читателям.

Предыдущий выпуск Предыдущий выпуск Отзыв Следующий выпуск