Иногда они размножаются

Вирус / Virus. США, 1999. Режиссер Джон Бруно.

Олег Зинцов

Философская идея вечного возвращения - единственное, что способно примирить нас с маниакальным стремлением Голливуда пересказывать год за годом одни и те же истории. Да, все пережитое нами в полумраке кинозала повторится, и само повторение будет повторяться до бесконечности. Стоит лишь помнить о том, что на одном из этих кругов даже самый страшный миф становится анекдотом.

Про что новый фильм, понятно уже из названия. Внеземная зараза оккупировала российское исследовательское судно "Академик Владислав Волков", коварно проникнув в бортовой компьютер во время сеанса связи с космической станцией "Мир". Форма жизни вируса - энергетическая. Как выразился один из героев фильма, "вроде молнии, но с мозгами". Завладев системами управления, инопланетный разум начинает массовое производство членистоногих роботов. Механические уродцы расползаются по кораблю, как тараканы, и уничтожают всех русских, за исключением храброй девушки Нади Виноградовой, вовремя успевшей спрятаться в шкаф. К счастью для человечества, ни сном ни духом не ведающего о нависшей угрозе, поблизости от места катастрофы оказывается американская шхуна со звездным десантом в составе Джеми Ли Кертис, Уильяма Болдуина и Дональда Сазерленда.

Дальше все по полной программе: ад в трюмах зараженного корабля, девятый вал снаружи. Железные твари ловят героев по одному и превращают в биороботов-убийц, а Ли Кертис отчаянно делает вид, что она круче Сигурни Уивер. К середине фильма в бой вступает главный Чужой - трехметровый монстр, так обильно утыканный лампочками и проводами, что напоминает новогоднюю гирлянду. В финале злополучный корабль в целях дезинфекции разносят вдребезги.

В американском прокате "Вирус" фатально провалился. Вероятно, дело в том, что при просмотре подобных фильмов вроде бы нужно пугаться, но в данном случае пугаться не очень получается. Один из рецензентов IMDB написал, что хохотал весь сеанс. Между тем фантастические блокбастеры с бюджетом в несколько десятков миллионов долларов, как правило, снимают не ради хохмы.

Постановщик Джон Бруно, до режиссерского дебюта набивший руку на спецэффектах для "Терминатора-2", "Правдивой лжи" и последнего "Бэтмана", похоже, не ведал, что творил. "Вирус" безнадежно завис между horror-фантастикой и неуклюжей пародией на нее. Железные монстры при всей своей кровожадности не вызывают ни страха, ни трепета: кажется, что герои сражаются с какой-то взбесившейся грудой металлолома. Местами фильм смотрится как чистый стеб. К примеру, персонаж Сазерленда, переделанный в зомби-терминатора с торчащими из-под фуражки электродами, вернувшись к своей команде, с изумлением констатирует: "Они меня не узнают!"

Однако смешных эпизодов немного. Сваливая в общую кучу "русскую угрозу" (как выясняется, "научно-исследовательский" корабль напичкан оружием), живых мертвецов и компьютерный апокалипсис (вирус в системе управления), Джон Бруно далек от того, чтобы иронизировать над этими пережеванными в десятках фильмов сюжетными ходами. Максимум, на что хватает его фантазии, - это разбавить сцены с вышибанием мозгов парой-тройкой в меру тупых шуток, чтобы затем вновь вернуться к любимым спецэффектам. Ничего не попишешь. Не стреляйте в инженера - он снимает как умеет.

Фильм "Вирус" идет в кинотеатрах "Пушкинский" и "Стрела".


Обсуждения