На помпейских руинах не ставят крестов,
или фаллос Сороса на Украине

Александр Люсый

В первом номере одесского сетевого арт-журнала "Бойлер" сообщается пикантная подробность из мира гельминтологии (науки о глистах). Оказывается, пальма первенства в андрогинности (совмещении полов) принадлежит ленточной глисте, которая в каждом из своих 50-200 члеников тела имеет полный женский и мужской аппарат и всю свою жизнь только и делает, что в каждом из этих члеников совокупляется сама с собой. Впрочем, для установления столь экзотичного факта не обязательно лезть в Интернет. Достаточно сдуть пыль с основополагающего труда Фридриха Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства", откуда эти сведения позаимствованы.

В "Бойлере" (напрашивается прочитать - "Бройлер") подробность эта понадобилась Александру Тараненко, живописующему в статье "Гей-готика" Александра Ройтбута" сложный знаковый лабиринт исканий гомосексуальной субкультуры, переходящий у этого художника (по Борхесу) в "Сад Расходящихся Попок". Сдвоенный портрет Маркса-Энгельса оказывается в таком лабиринте не столько политическим символом, сколько символом откровенной танатической (смертоносной) андрогинности, если вспомнить историю постоянных краж лент с погребальных венков могилы Карла Маркса, которые, по мнению Тараненко, воровать мог только... сам Энгельс. Образ ленточной глисты, приходит к выводу автор, становится символом блуждающего фаллоса. Однако этот весьма самокритичный образ, если выйти за рамки статьи, становится ни более ни менее, как символом нынешней культурной ситуации на Украине.

Еще осенью 1998 года руководством Института Открытое общество (Нью-Йорк) и - прежде всего - его создателем Джорджем Соросом было принято решение о значительном сокращении финансирования благотворительных программ, в том числе украинского филиала Международного фонда "Вiдродження". Таким образом, если заявленное недавно Соросом спонсорское сокращение в России коснулось пока что преимущественно сферы точных наук, на Украине соросовское "сокращение штатов" началось с гуманитарной сферы. Всем Центрам современного искусства Сороса было рекомендовано получить статус независимого юридического лица и стараться вести свою дальнейшую деятельность на основах хозрасчета. Таким образом, придуманный когда-то одесскими литераторами для всех советских людей лозунг "Спасение утопающих - дело рук самих утопающих!" был возвращен на историческую родину.

В московском Центре современного искусства Сороса недавно состоялась целая серия презентаций ЦСИ-Одесса. Первым был представлен проект "Кепочка для пения" существующего между Москвой и Одессой основателя группы Инспекция "Медицинская герменевтика" Сергея Ануфриева и московского "младогерменевта" из арт-группы "Фенсо" Антона Смирнского. Небольшие живописные и графические изображения, объект-кепочка и видеоролик были собраны в инсталляцию, призванную изобразительными средствами рассказать о звуке. При некоторых формах медитации рекомендуется прикрывать макушку, чтобы душа не вышла через нее. Кепочка прикрывает границу между видимым и невидимым, между звуком и молчанием, некое почти ничто, но здесь-ничто.

На встречах одесситы жаловались на невыносимые условия жизни в родном городе, говорили о массовой эмиграции своих художников в Москву, которые уже составили здесь так называемый "Одеколон" (Одесскую колонию). Устроились они в Москве неплохо, но в большинстве перестали быть художниками. Ну, а те, что все же остались, считают долгом чести не только продолжить реализацию программ, начатых в более вольготные времена, но и придать им еще большую значимость и масштабность как в национальном, так и международном контексте.

Одесситы показали москвичам в виде каталогов и через мониторы компьютеров бесчисленное множество выставок и арт-проектов - "Неестественный отбор", "Академия холода", "Супермаркет", "Вне графика". Проект "TV-лизация", общим тематическим аспектом которого стало телевидение как феномен современной культуры, парадоксально совмещает в себе две противоположности - концепцию повседневности и обыденности с концепцией фантастического. Фотопроект Игоря Гусева "Теле-папарацци" - это фотографии, на которых те или иные мировые знаменитости зафиксированы в интимные минуты жизни. Другие телепроекты ведут игру с начальными и конечными титрами фильмов. Большинство проектов сопровождается высоким уровнем их осмысления, а не только "кепочкой" заголовка.

- Попробуйте на вкус продукты распада исторического оптимизма и узнаете, - предлагают кураторы презентаций Александр Тараненко и Елена Михайловская, отвечая на вопрос о том, как можно было бы назвать новое одесское искусство. На помпейских руинах не ставят крестов, и вдовы на них не рыдают. Жители Помпей никогда не верили в христианский Рай, но довольно быстро поверили в Ад. Их город превратился в Аллею Славы латинского декаданса, на затвердевшем пепле которой каждый мог оставить собственный отпечаток. И потом, очень долгое время, Помпеи существовали лишь как ощущения волос и ногтей, продолжающих прорастать сквозь корку пепла, извергнутого Везувием. Вероятно, такой тип отчуждения от социально здоровых и архаично оптимистичных форм как историзма, так и эротизма можно назвать "историко-эротическим маньеризмом".

Любопытно, что в одно и то же время с некоторыми акциями ЦСИ-Одесса в Москве по инициативе Крымского клуба, при помощи Украинского культурного представительства и московской мэрии, проходил поэтический фестиваль "Южный акцент", охарактеризованный в некоторых СМИ как "первая совместная российско-украинская культурная акция". По свидетельству очевидцев, там, наоборот, с Украины приехали представители традиционных эстетических взглядов, которые были немало озадачены обилием нецензурных выражений в стихах встретивших их во всеоружии московских концептуалистов. Как бы то ни было, такой "параллелизм" - очередное свидетельство дальнейшего членения какого никакого, но некогда единого органического тела. А ведь Одесса и Крым могли бы выступить в роли своеобразного геопоэтического Маркса-Энгельса в текущем геополитическом раскладе.


Обсуждения