Культурный Гид

Сергей Кузнецов

Под общей редакцией Сергея Кузнецова

Интерактив

Обсуждение фильма "Плезантвиль" заставило еще раз подумать о том, что же открывает эти самые пресловутые "врата восприятия":

медитация
наркотики
насилие
праведная жизнь
секс
да ну их, эти самые врата!

Как всегда, приветствуются дополнения и уточнения.

Имя

E-mail


Кино

Цвет сердца

В качестве дебюта на этой неделе нам показывают "Универсального солдата", рецензия на которого подождет до другого раза. Поэтому вернемся к тому фильму, о котором следовало бы написать месяца два назад, но все руки не доходили.

Гэри Росс, сорокалетний режиссер-дебютант, ничем особо не прославивший себя до этого (кроме сценариев фильмов "Большой" и "Дэйв"), неожиданно снял один из самых приятных фильмов прошлого года, даже номинированный на "Оскар" по какой-то второстепенной номинации. Сюжет его, подозреваю, уже известен всем читателям: двое детей из девяностых попадают в стерильный мир сериала пятидесятых, в городок "Плезантвиль". Сериал черно-белый, в кабинках туалета нет унитазов (а зачем?), о сексе никто не имеет понятия, все движется по раз и навсегда заведенному порядку. На фоне современности с ее разводами, СПИДом, озоновой дырой и прочими радостями - просто рай. "Плезант" значит "приятный".

- Они счастливы, - говорит брат.

- Нет, - говорит сестра, - никто не может быть счастлив, одетый так, как они здесь одеваются.

Дальнейшее понятно. По мере того, как двое современных подростков знакомят жителей телегорода с сексом, насилием и модернистским искусством, город расцветает всеми цветами радуги.

Как всегда, есть несколько кодов, в которых можно прочесть этот фильм. Во-первых, это фильм о наступлении шестидесятых: с поп-музыкой, фри лавом, разводами, индивидуальной свободой и сопротивлением. Жители Плезантвиля, оказывается, готовы к изменениям и ждут только первотолчка, чтобы закрутить в своем отдельно взятом городе всю великую вакханалию десятилетия flower power, марихуаны и кислоты. Во-вторых, это еще один фильм о телевизионном мире как мире тотальной лжи и о выходе за его пределы - типа, скажем, "Шоу Трумана". Плезантвиль - город, замкнутый сам на себя, где конец главной улицы совпадает с ее началом. Из него нельзя выйти точно так же, как нельзя выйти из мира Трумана. Даже двери в небе нет.

Но, разумеется, есть врата восприятия. В центральном (и лучшем, на мой взгляд) эпизоде фильма дочь объясняет матери, что такое секс ("понимаешь, мама, когда люди так любят друг друга, что...") и как можно enjoy yourself без папиной помощи. И вот мать ложится в ванну и начинает мастурбировать (молчите, пуристы, видеоряд очень целомудренный!). И по мере того, как она приближается к кульминации, мир вокруг становится цветным. Когда она кончает, дерево во дворе вспыхивает.

Мы все знаем, что значит пылающий куст, и я воздержусь от предположений, как может быть связано с ним вспыхивающее дерево. Но мне нравится мысль о том, что для того, чтобы сокрушить фальшь окружающего мира, достаточно одного человека, в одиночестве сидящего в ванной комнате. Потому что есть много способов открывать те самые врата, и наркотики, на которые так часто делают упор, цитируя эту фразу Блейка, - не лучший из них. Вполне может сгодиться и секс. И многое другое.

К сожалению, фильм не удерживается на этой высоте и начинает плавно отползать к фильму социальному. Старшее поколение (преимущественно мужчины) не принимают перемен, устраивают в городе погром, вводят как бы военное положение, но героям фильма удается вызвать инсайт и у них. Все становятся цветными, ой-ля-ля!

От подобного хэппи-энда, разумеется, тошнит. Впрочем, я не знаю, как надо было бы завершить эту историю. Можно, конечно, убить кого-нибудь из главных героев - это было бы лучше, но тогда выруливало бы на опять-таки шестидесятническую дорожку "джезус крайс супер стар": историю о мессии, своей смертью искупающего грехи мира. При наличии хорошо известного первоисточника рассказывать эту историю в сотый раз уже как-то неудобно.

Интересней было бы, если бы часть народа ушла из города, и оставшиеся вечно прозябали бы, вспоминая покинувших их детей (модель "гамельнский крысолов"). А дети, возможно, вспоминали бы покинутый рай.

Впрочем, в любом случае игра стоит свеч - после того, как мир в первый раз стал цветным, нельзя уже жить прежней жизнью.

"Плезантвиль", "Зарядье", всю неделю.
"Плезантвиль" - официальный сайт.

Арт / Выставки

В "Айдан-галерее" Тильда Лови-Репин представляет фотографии своих работ, выполненные в оригинальной технике. Художница родилась и выросла в Бретани, в Париже и Западном Берлине изучала языки и сравнительную литературу. Много путешествовала по странам Латинской Америки, Азии, Западной и Восточной Европы, так что в конце концов оказалась в Москве, где у нее случился роман с писателем В.Репиным, в результате чего в 1983 году ее объявили персоной нон грата (вот были времена! Впрочем, уже вполне "цветные"). Судя по фамилии, пожениться им все-таки удалось.

Выставка в "Айдан-галерее" - первая персональная выставка Тильды Лови-Репин в России. Ее творчество отмечено повышенным интересом к древнему ваянию Египта и других исчезнувших цивилизаций, а также к ярким культурологическим явлениям нашего времени - в чем можно убедиться, рассматривая оригинальные фотографии большого формата, изготовленные по особой технологии самой художницей.

"Айдан-галерея", Новопесчаная, 23/7, Тильда Лови-Репин. "Скульптура в визуальном отображении".

Музыка

Несколько лет назад я познакомился на вечеринке с юной девушкой. После блуждания по ночной Москве, заходов в гости к другим участникам вечеринки, питья не помню уже какого пива и прочих забав, мы - где-то часа в три - оказались у меня дома. Пока я готовил кофе, девушка изучала полку с аудиокассетами, откуда - к моему изумлению - извлекла кассету группы "Крематорий". Сначала я не мог вспомнить, откуда она у меня взялась (если я и слушал Григоряна и Ко в восьмидесятые, то своих кассет у меня не было отродясь), но потом из глубин памяти выплыло: года два назад на очередной вечеринке я, в приступе ностальгии, взял кассету у хозяйки дома, а когда в следующий визит об этом вспомнил, нарвался на суровый взгляд хозяина, прошептавшего мне: "Только, пожалуйста, не надо ее возвращать!"

Итак, девушка извлекла кассету "Крематория" и поставила ее в магнитофон. Весь остаток ночи - часа три, потому что кассету мы прослушали два раза - она изредка восклицала: "Помолчи! Давай послушаем эту песню!". Когда рассвело, она сообщила, что я все-таки не слишком плохой человек, хотя не люблю Карлоса Кастанеду (?) и неправильно слушаю "Крематорий". Растроганный всем случившимся, я подарил кассету девушке, решив, что она будет таким переходящим призом. С большим трудом я удержался, чтобы не повторить сакраментальное "Только, пожалуйста, не надо мне ее возвращать!"

Нетрудно догадаться, что и в клуб "Бункер" на концерт "Крематория" я не пойду. Зато теперь я знаю, что может быть хуже, чем БГ, назвавший свой вечер в 1999 году "Электрический пес": это "Крематорий", назвавший свой вечер "Безобразная Эльза - королева флирта".

Но песню про то, что "жаль, что она умерла" я все равно люблю.

По такой жаре тянет на другую музыку. Хочется вести себя адекватно температуре окружающей среды. Пить алкоголь не хочется вовсе. Подруга недавно сказала, что если бы в России всегда был такой климат, то вся русская культура была бы другой. Какой - можно попробовать представить в пятницу в "Свалке", где состоится трехчасовой нон-стоп концерт-презентация первого русского альбома в стиле "даб" (несколько минималистская версия реггей, где на первый план выходит бас и ударные, а вокал необязателен). Обещаны "Джа Дивижн" (которые "Куба-кубана" и "Ганджа" - та самая, которая "вставляет так, что все"), DubTV и питерская группа CARiBACbI (у которых я особо люблю ремикс на песню из фильма "Ох уж эта Настя!").

8 июля, 23:00, "Бункер", Тверская, 12, стр. 2, группа "Крематорий". "Безобразная Эльза - королева флирта".

9 июля, 22:00, "Свалка", Профсоюзная, 27/1, презентация первого русского сборника музыки в стиле "даб".

Литература/Кино

В затихшей на лето столице любое культурное место, продолжающее функционировать, вызывает особый интерес. И потому есть повод представить одно из них: книжный магазин "Панглосс", торгующий книжками на иностранных языках (с уклоном скорее во французский, чем в английский). Помимо того, что там регулярно проходят чтения на языках оригинала (ближайшее - в пятницу, когда пройдут литературные чтения на пяти языках), там регулярно проходят показы кино (то есть видео) на языке оригинала. По субботам показывают современное итальянское кино, а вот в этот четверг покажут "Видео Бенни", фильм 1995 года Михаэля Хайнеке - того самого, который "Забавные игры". Знающие иностранных языков приглашаться туда.

"Панглосс", Б. Палашевский пер, 9. Тел.: 299-54-81

четверг, 8 июля. Benny's Video (Michael Haneke, Oesterreich 1995), 20:00.

пятница, 9 июля. Литературные чтения на пяти языках, 20:00 - 1:00.

суббота, 10 июля. Итальянское кино девяностых, 18:00.

ТВ-фильмы

На этой неделе выделю три фильма: "Мужчину моей жизни" Бертрана Блие - не то историю о счастливой проститутке, не то - объяснение в любви к собственной жене, сыгравшей главную роль. Мой любимый "Путь Карлито" Брайена де Пальмы, открывающийся сценой предсмертного полета души над распростертым телом героя и в качестве боковой сюжетной линии рассказывающий историю о том, как интеллигент становиться бандитом и чем это для него кончается. И "Измененные состояния сознания" (зачем-то названые "Изменения сознания") Кена Рассела - довольно пристрастная фантастика, сделанная по мотивам известных опытов Джона Лилли по помещению испытуемого в изотермическую ванну. Лилли при этом еще выдавал всем дозу ЛСД, в фильме и без этого происходит какой-то беспредел. Но кино хорошее.

Пятница, 9 июля

"Мужчина моей жизни", Бертран Блие, НТВ, 23:15

Суббота, 10 июля

"Путь Карлито", Брайен де Пальма, 20:35

"Изменения сознания", Кен Рассел, ТВ-центр, 23:00

Прошлое

Летнее затишье дает себя знать, да и читатели, похоже, совсем обленились. Только Настя из Питера утешила меня:

Не расстраивайтесь, Сергей - программа "Фестиваля фестивалей" в этом году имеет очень мало общего с тем, что было показано. По крайней мере, сразу вылетел фильм Кустурицы, о котором я мечтала. Не привезли когда-то обещанных Фон Триера и Германа. "Жизнь прекрасна" (я, правда, смотрела, но многие - нет) тоже в последний момент отменили. Остального, конечно, было много, но все столько раз отменяли и переносили, что, не имея возможности бегать по всему городу в поисках нужного фильма, посмотреть именно то, что хотелось, было сложно. Но Стеллинга я все-таки со второй попытки посмотрела (в первый раз отменили сеанс из-за тотального отсутствия публики; как оказалось - к счастью, потому что я все напутала и должны были показывать вовсе не его). Стеллинг очень хороший, я очень ценю такие фильмы - максимально простые и эмоциональные. Столько эмоций за пару часов можно испытать разве что от "Рассекая волны".

Надеюсь, что следующая неделя будет плодотворнее:



Имя

E-mail


Интерактив

Ваш любимый Джеймс Бонд?

Шон Коннери : 35

Пирс Броснан : 9

Роджер Мур : 7

Тимоти Далтон : 2

Джордж Лазенбай : 0

Теренс Купер : 0

Питер Селлерс : 0

Дэвид Нивен : 0

Как водится, писем в поддержку лидера - Коннери - почти не пришло:

Он просто иначе, иначе, чем все, стареет, понимаете??? Это не Ален Делон, не Николсон и не кто-либо еще. Коннери стал еще привлекательнее, он еще более благоразумен и флегматично сводит с ума. (Василиска)

Любимый-то Роджер Мур, а вот лучший - все-таки Коннери. (Алексей)

Куда основательнее - в защиту Пирса Броснана:

Черт, я-то думал я всех Бондов знаю. Неужто Селлерс с Нивеном тут тоже засветились? Конечно, Коннери - лучший, но если у вас есть возможность купить старый Бентли, полгода его шаманить, а потом оставшуюся жизнь на него молиться, или за те же деньги - новехонькую серебристую БМВушечку и ездить "чисто по понятиям, как все пацаны", еще неизвестно, что вы выберите, правда?

Так что, голосовал я за старину Пирса (Андрей)

Коннери, конечно же великолепен, особенно в полтинник - в Never Say Never, но в Броснане меньше вальяжности и больше загадочности, и к тому же гораздо более похож на "аутентичного" Бонда - с обложек книг Флеминга. (Остап Кармоди)

Утешу Андрея - Селлерс с Нивеном и Купером отметились в "Казино "Руаяль" - которое все-таки немножко пародия.

Но вообще не все любят 007:

Интересно, есть ли заслуга агента оу-оу-севен в том, что Шона Коннери взяли на роль главного злодея в "Мстителях"? Его старомодная обаятельность, взлелеянная ретрообразным амплуа, пришлась тут как никогда кстати. Обильно размноженная в фильме реквизитная цитата из "Гражданина Кейна" Орсона Уэллса (пейзаж в стеклянном шаре) заставляет подозревать их с Шоном сходство. Впрочем, это все в голове. А агента я не люблю ни в каком виде и даже голосование проигнорировал. Агент изначально вульгарен. Его не спасают ни псевдоаристократические ужимки, ни профессиональное мастерство, ни некоторое благородство намерений. Кто бы его ни играл. (Дмитрий Кудрявцев)

Ну и еще Эля предложила Джонни Деппа... уж даже не знаю, что сказать.

По следам прежних выступлений написал Макс Эйдис:

К сожалению, маркшейдера играют все же не реггей, а некую смесь, основным стержнем в которой - африканский стиль soucous (сукус)

Теперь буду знать. Ну, про даб-то я все верно написал вверху?

Предыдущий выпуск Предыдущий выпуск Отзыв Следующий выпуск Следующий выпуск