Культурный Гид

Сергей Кузнецов

Под общей редакцией Сергея Кузнецова

Интерактив

На экранах идет фильм "Универсальный солдат: возвращение", рецензию на который я решил не писать, а вместо нее предложить опрос "Ваш любимый актер - мастер боевых искусств".

Брюс Ли
Джекки Чан
Джет Ли
Дон "Дракон" Уилсон
Жан-Клод ван Дамм
Мишель Йо
Само Хунг
Синтия Ротрок
Чак Норрис

Как всегда, приветствуются дополнения и частные мнения по затронутому вопросу.

Имя

E-mail


Кино

Прокатчики затаились в ожидании московского кинофестиваля, который будет на следующей неделе. Поэтому мне пришлось написать две короткие рецензии на отечественные фильмы, которые идут в Доме Ханжонкова (а я их видел на "Кинотавре"), проигнорировав, с позволения почтенной публики, "Универсального солдата: возвращение". В свое время, узнав о готовящемся выходе фильма на экран, я придумал заголовок к рецензии - "Ой, мама, я ван Дамм, я ван Дамм", но сейчас я подумал, что на этом можно и остановиться. Не то во сне привидится Филипп Киркоров, садящийся в шпагат. Брррр.

Итак...

Эстетика любительского фильма в почете последнее время. Широкая фестивальная публика обратила на нее внимание благодаря "Догме 95", а я задумался еще несколько лет назад, после последнего фильма Рауха и Дулерайна "Подвиг разведчика" - полнометражной черно-белой картины, примерно половину времени напоминающей это самое любительское кино. А вторую половину - кино метафизическое и таинственное. Самое интересное, что грань между двумя половинами было провести фактически нельзя.

О "параллельном" кино у нас еще будет шанс поговорить сегодня, но начнем мы с фильма Виталия Манского "Частные хроники. Монолог". Это даже не фильм, стилизованный под любительское кино, а полуторачасовая нарезка из любительских кинофильмов шестидесятых, семидесятых и восьмидесятых годов. Работавший (работающий?) на телевидении Манский умудрился собрать коллекцию на 2000 часов, из которых отобрал самое сладкое и выстроил фрагменты в их хронологической последовательности - будто один человек рассказывает о своей жизни.

Фильм озвучен музыкой Алексея Айги и текстом известного писателя Игоря Яркевича, который на удивление хорошо читает Александр Цекало из кабаре-дуэта "Академия". Вот мы пили водку, вот плавали по Волге, вот мальчишник перед моей свадьбой. Помню, мама еще молода. Проходят годы. Исчезает советская власть. Проходит жизнь.

Визуальный материал подобран прекрасно, но тема ностальгии и воспоминаний о детстве и юности столь выигрышна, что все время не покидает ощущение, что сопроводительный текст можно было сделать лучше. Вроде он и смешной и грустный, и не ассоциируется с лирическим героем Игоря Яркевича (который, как известно, все время то мастурбирует, то подвергается сексуальной агрессии) - но что-то не так: не то что-то лишнее, не то - чего-то не хватает. Может быть - много политики, полудохлого соцарта и выяснения отношений с мертвой советской властью. Может быть - чуть не хватает взгляда на прошлое из будущего ("а это Вовка, его потом убили", "вот Галка, она сейчас в Австралии" и так далее). Автор комментирует происходящее, словно ничего не знает о будущем - но при этом все равно не совпадает с собой тогдашним.

Все спасает резкий и неожиданный финал, переводящий фильм из жанра анекдота и социологического исследования - в любимый мной жанр посмертного прощания с жизнью. Все получается словно в фильмах вышеупомянутой "Догмы": ничего не показано, но волосы встают дыбом.

Другой фильм под призывным названием "Употребить до..." (что нужно употребить до просмотра?) еще ближе к эстетике параллельного кино. Юноша ходит по городу, один и с друзьями, рассматривает разные предметы, опять ходит... Снято кино, что называется, "стильно", но без надоевших эмтивишных прибамбасов. Лучший эпизод - сцена поедания героем торта. Герой его заказывает и начинает не спеша есть. Минута, другая, третья... зал начинает неистовствовать. Я прихожу в восторг: если спустя несколько десятилетий после знаменитого "Спящего" Энди Уорхола можно вызвать такой сильный эффект теми же самыми средствами - значит, в мире действительно есть истинные ценности, а авангард неистребим. За своим возмущением публика не заметила шокирующего финала - минут через семь герой ушел, не доев торт до конца. По-моему, очень неожиданный конец.

Я все же склонен считать этот фильм попыткой снять параллельное кино как кино фестивальное, причем попыткой не очень удачной. Но многим - в том числе Юрию Гладильщикову и Георгию Мхеидзе - фильм понравился, потому и рекомендуется к ознакомительному просмотру по крайней мере.

"Частные хроники. Монолог", Дом Ханжонкова, 12 июля, 20:30.

"Употребить до...", Дом Ханжонкова, 13-14 июля, 20:30.

Арт

На безрыбье летнего сезона однозначно главным проектом второй половины июля становится Арт Коммюникейшн Тур - 99 - международный художественный проект, в рамках которого будут проведены совместные выставки произведений современных российских и австрийских художников, литературные чтения, концерты, творческие симпозиумы. Проводят его с нашей стороны Государственный центр современного искусства и "ТВ Галерея", а со стороны "международной" - Художественная ассоциация МЕРЦ из австрийского города Линца. От каждой страны представлены по 24 художника. Предполагается, что зрители будут смотреть и сравнивать, а художники - тусоваться и завязывать контакты. Из известных лиц с нашей стороны будут Аристарх Чернышев и Владислав Ефимов с мультимедийным проектом "Тайна Мозга" ("В своей инсталляции авторы пытаются дать систематическое представление о работе мозга с точки зрения: "Думать можно, иногда?"), Элла Райдель с видеоинсталляцией "Трофеи будней" и главный моряк среди современных художников Александр Пономарев с инсталляцией под характерным для него названием "Дыхание океана", наделавшей шума на прошлогодней ЭКСПО в Лиссабоне.

14 - 29 июля , ТВ галерея, 19:00, ул. Б.Якиманка, 6.

Музыка

После того как три недели подряд нас в московских клубах развлекали питерской музыкой, все затихло. Главным музыкальным событием недели, вероятно, надо признать "Инстанцию", которую 106,8 организует в Парке Горького. Поскольку рейв вышел из моды даже в городке Омоль, вместо рейва нас ждет просто музыкальный праздник с Грувом, Славой Финистом, Олегом Оджо, Фонарем и другими DJs, а также очередное "Учитесь плавать", Дельфина, I.F.K. и прочие радости. Любителям массового веселья будет массово весело.

17 июля, 12:00 и далее, "Инстанция - музыка 2000", музыкальный фестиваль радио "Станция - 106,8", Парк Культуры им. Горького.

Литература

Про что бы ни говорил поэт, он, как известно, говорит про себя. Вот и герой нашей сегодняшней заметки, сказавший как-то "Поэт в России - больше, чем поэт", про себя и накаркал. Вот Бродский знает, что он сам - лишь рупор (и, разумеется, срывает все цветы родства), а столь нелюбимый им Евтушенко ("Если Евтушенко против, то я - за") превратился в конце концов в "больше-чем-поэта". Вопрос странный и, вероятно, праздный: что больше, чем поэт? Политик? Художник? Священник? Кино, извините, режиссер? Евтушенко и спросите.

Пародии на него не писал только ленивый, Зиновьев изобразил его в виде одного из самых малопривлекательных персонажей "Зияющих Высот" (там, кстати, вообще дефицит привлекательных персонажей, что, опять-таки, много говорит об Александре Александровиче), писали эпиграммы (не помню уже, кто написал от лица Евтушенко послание Евгению Долматовскому: "Ты Евгений, я Евгений / ты не гений, я не гений / ты говно, и я говно / я недавно, ты давно") и так далее. А он по-прежнему жив и, подозреваю, популярен в определенных кругах.

Несколько лет назад Слава Курицын посетил вечер Евтушенко в "Ад Маргинем". Посередине вечера Евтушенко опасливо огляделся и сказал: "У меня такое ощущение, что сейчас нас всех арестуют", и Слава тут же подумал, что надо бежать к метро и за бутылку уговорить первого встреченного стража порядка дойти до "Ад Маргинем", постучать в дверь и сказать "Вы арестованы!"

В этой истории характернее всего, что арест в равной степени грозил Евтушенко при советской власти и сегодня, поэтому если его слова и можно назвать кокетством, то кокетством привычным и въевшимся в кровь. Подобная судьба может ждать всех властителей дум... представьте, как в 2029 году критик Х будет со всей дури нести про кислоту, прелести однополого секса, клубную жизнь и неполиткорректное насилие в кино. Чудовищно.

Но с другой стороны, люди, подобные Евтушенко, выполняют важную музейную миссию: они мумифицируют время. Придя на вечер ЕЕ в Политехнический, можно - при должном воображении - окунутся в ту атмосферу, в которой жили много лет назад мамы и папы. Надо просто помнить, что чтение политических стихов в большой аудитории заменяло для них рейв, и постараться самим впасть в транс.

18 июля. Евгений Евтушенко. "Между Лубянкой и Политехническим". Вечер, посвященный дню рождения поэта. "Автор прочтет как новые стихи, так и старые по просьбам слушателей". 18:00, Новая площадь, дом 3/4.

ТВ-фильм

На грядущей неделе есть хороший повод пересмотреть то, что лежит в вашей видеотеке. Потому что, на мой взгляд, смотреть по ТВ абсолютно нечего. Правда, в субботу нас балуют двумя фильмами, способными вызвать ностальгические чувства: датская пародия на Джеймса Бонда, снятая в золотые шестидесятые там и популярная в золотые семидесятые здесь (есть ли десятилетие, к которому не применим этот эпитет? Разве что сороковые...) и Birdy, снятый Аланом Паркером в середине восьмидесятых и спустя несколько лет пользовавшийся большой популярностью в салоне на Таганке (в связке с The Wall и Zabriski Point). Что первый фильм не великий, ясно всем, но, рискуя вызвать обвинения и проклятия фанатов Паркера, я замечу, что и второй тоже не шедевр. Люблю я разве что виртуозно снятый пролет души героя / птахи ближе к концу. Впрочем, и этого вполне достаточно, чтобы его пересмотреть.

Ну и чуть не забыл: последний фильм трилогии Кислевского для тех, кто не видел, показывают в воскресенье.

Суббота, 17 июля. "Бей первым, Фреди!", ОРТ, 19:10.

Суббота, 17 июля. "Птаха", ОРТ, 23:35.

Воскресенье, 18 июля. "Три цвета: Красный", НТВ, 23:45.

Личное

Наконец-то заработал КиноКонтекст. Прошлый выпуск был про "Трейнспоттинг", "Карты, деньги, два ствола" и другое английское кино. В следующий раз ждите выпуск про киберпанк...

Прошлое

В первый раз пишу про фильм, в котором о сексе нет практически ничего, если не считать, что молоденький Арно Фриш (что из него вырастет, ужас!) пришивает случайно подцепленную у пункта видеопроката девчушку вместо того, чтобы нормально ее трахнуть. Ладно, дети они и есть дети - ничего в жизни не понимают. В "Видео Бенни" уже присутствуют все ингредиенты "Забавных игр" - сверхдолгие планы, чокнутые немцы, немотивированное насилие. Но лично я все же ставлю "Игры" выше - потому что там убивают еще и собачку. Не люблю собак.

Снимать такие фильмы простительно лет в 17, на пике юношеского максимализма, когда девочки не дают, хочется самовыразиться, показать, какой ты жестокий и крутой. Но герру Ханеке, извините, уже полтинник стукнул. Хотя логика в жизни есть - теперь каннское жюри отказывает. Жалко старичка. Хоть бы кто-нибудь ему чего-нибудь. (Секс-мутант)

Ожидаются другие впечатления от заинтересованных читателей:



Имя

E-mail


Интерактив

Вот вам любимые древние цивилизации:

Греция: 16
Доколумбова Америка: 9
Египет: 9
Китай: 9
Рим: 8
Библейский Израиль: 7
Индия: 3
Крит: 3
Шумеры: 2
Ассирия: 0
Вавилон: 0

Судя по всему, никто не хочет жить в тоталитарных Вавилоне и Ассирии, хотя не менее тоталитарный Египет все-таки предпочитают. Вероятно, потому что там - родина эзотерического знания. Во всяком случае - одна из родин.

Про первенство Греции многие написали:

Андрей Е. Почекутов: С младых ногтей я всегда испытывал трепет перед эллинизмом. Каких могучих мужей (Пифагор, Платон, Плутарх и др.) взлелеяла эта колыбель, колыбель Эллады

Дмитрий: Интерес людей к древности неиссякаем. И вышеприведенный список далеко не полон. Выбирая между Египтом и Грецией, голосую все же за последнее. Наверное, с детства заученные подвиги Геракла взяли верх над забинтованными мумиями.

Не обошлось и без уточнений:

Не было такой цивилизации - "Доколумбова Америка". Были: ацтеки, ольмеки, тольтеки, майя, тунха, чибча, наска, чавин, Чимор, Тауантинсуйу (инки) и еще Бог знает сколько народов, не создавших цивилизации, но оставивших культуру. Некрасиво получается, вроде как "лица индейской национальности". Извините, что свалила все в кучу. (Mafalda)

Маленькое дополненьице: до Рима были еще этруски, а по всей Европе - племена кельтов, со своей особой и интересной культурой. (Виталий Гайдукевич)

Как всегда, были несогласные с идеей опроса вообще, да и без нисповергателей официальной науки не обошлось:

Как они могут быть любимыми, это ж постоянный туризм, сортир на улице, еда не приведи господь, грязнопотная жена, да плюс жара (касаемо цивилизаций из списка) (pink dot).

Мне нравится теория Фоменко. Нравится не потому, что по нему получается, что почти все древнейшие цивилизации одно и то же, к тому же они совпадают с Древней Россией (не рискну назвать это Русью) - я не настолько шовинистичен. Нравятся они мне потому, что построения эти логичны, некоторые доводы, касающиеся критики существующих исторических взглядов, впечатляют. Я не специалист, но Фоменко для меня достаточно убедителен хотя бы в том, что известная нам историческая парадигма неверна (это очень мягкая формулировка). Даже в школьном учебнике было очень много моментов, которые вызывали удивление. У Фоменко я нашел ответы на большинство возникавших вопросов. Для меня это аргумент. Его критика имеющихся документов очень напомнила принципы написания истории в СССР и, особенно, в "1984" Оруэлла. В этой связи отвечать на вопрос не буду. (лагодатин Андрей)

Ну и на сладкое - еще одна забытая цивилизация - Гиперборея от к.В.

Предыдущий выпуск Предыдущий выпуск Отзыв Следующий выпуск Следующий выпуск