Ольга Божко

Ольга Божко
olga-bozhko@usa.net

Secret files: видеоарт в Сети

Видеоарт родился в 1963 году, в городке Вуппертале на открытии первой персональной выставки Нам Джун Пайка в галерее Парнас. Недисциплинированный последователь новой музыки, использовавший телевизоры в стиле "обработанного пианино" Джона Кейджа с введенными в экспозицию фортепиано и другими музыкальными инструментами, Пайк стал патриархом видеоарта. В Вуппертале творит и патриарх фри-джаза - контрабасист Петер Ковальд. (В апреле выставка и концерт патриархов прошли в Москве.)

К середине шестидесятых вирус видеоарта захватил США, а в конце семидесятых пришла пора создания видеоколлекций.

В основанной в 1935 году Фильмотеке Музея Современного искусства в Нью-Йорке (в ней более 14 тысяч фильмов и несколько миллионов фрагментов) в 1970 году открыт отдел видеоколлекций - более 800 работ на 1997 год. Видео с 1960 года по сегодняшний день. От образовательных и документальных фильмов до работ художников, чьим основным средством стало видео - Нам Джун Пайк, Виола, Андерсон.

Экспериментальная направленность видеоарта выросла из кинематографических поисков независимых художников.

Видеоарт и сетевые проекты

Видеоарт - экранное искусство, а потому его существование на экране компьютера и погружение в Сеть совершенно естественно. Различие видеоарта и нет-арта (сетевого искусства) - в акцентах: первого - на репрезентации, второго - на коммуникации. Именно взаимодействие зрителя с экраном и отличает видеоарт от нет-арта. Видеоарт не интерактивен. Четкой границы, однако, нет. А технология размывает ее чем дальше, тем больше. Телевизионные опросы с веб-адресом дополнительно к телефону - это еще ТВ или уже сетевая интерактивность? А интерактивный видеоарт по WebTV с телевизионной инертной аудиторией и сетевыми коммуникационными возможностями - это еще видео- или уже нет-арт?

Перефразируя сетевого нищего Хита Бантина (у него речь шла об асфальте и сети), видео и Сеть минуют галереи и другие художественные институции и позволяют художнику обращаться не к потребителям искусства, а к нормальным людям.

InterNyet - проект с участием российских и украинских кураторов. Серия ежедневных репортажей с 1 июля по 5 августа 1998 года организована как книжка, как роман-путешествие вроде Дон Кихота. Путешествует куратор Музея Современного искусства Нью-Йорка Барбара Лондон. Онлайновый проект мало чем отличается от линейной видеопроекции, он реализует только самую очевидную интерактивность: это путешествие по оглавлению в туристическом арт-гиде. Сайт - рассказ об актуальном искусстве Санкт-Петербурга, Москвы, Одессы и Киева; включены фрагменты работ, видео- и аудиоклипы, информация о художниках и комментарии Барбары Лондон. Очень много ссылок сейчас недоступны. Да и рассказ в целом весьма избирательный.

Аналогично организован проект Stir-Fry - видеопослания Барбары Лондон из Китая. Это ежедневные сентябрьские репортажи из Срединного Царства, год 1997. Хроника эстетических экспериментов китайских художников дополнена экранными версиями журнальных публикаций, фотографиями, видео и аудиоинтервью - их собирали в перерывах между посещениями студий и китайских ресторанов.

Оля Лялина создает в Интернете архив российского экспериментального кино, технологии позволяют транслировать в Сеть фрагменты фильмов в формате avi-файлов. Смена формата ведет к смене эстетики - проект "Мой парень вернулся с войны" стал классикой сетевого искусства.

Здесь можно почитать очерк истории аудиовизуального искусства в России и посмотреть большую коллекцию видеоработ российских художников, собранную московским куратором Татьяной Mогилевской и французским видеорежиссером и Web-мастером Жилем Морелем.. К сожалению, самые поздние работы - 1994 года. Часть коллекции находится в Коронадо Фильм во Франции.

В Интернете можно найти сведения о фестивалях видеоарта, о художниках, музейных коллекциях, фильмах. Фильм часто приходится смотреть в другом месте, но Интернет для интриги - вещь незаменимая.

Фестивали Видеоарта

Крупнейший - в Локарно (Швейцария), проводится с 1979 года. Конкурс по двум номинациям - видеоарт и инсталляции (одна номинация), перформансы и мультимедиа-проекты (другая номинация). Дают экзотический приз - Золотой лазер. Лауреат 1982 года - вездесущий Нам Джун Пайк, 1998 - швейцарец Александр Хан и итальянец Луиджи Дадда. Призы - 10 и 15 тысяч швейцарских франков. Фестиваль летний. Счастливчики, получившие стипендию видеошколы Локарно, создают видеоработы на производственной базе Школы.

Брюссельский видеофестиваль (с 1980 года) - пример агрессивности молодых: кино заявило права на первенство, но видео через десяток лет выбралось на первый план.

Восточная Европа в 1993 году организовала фестиваль "Остранение", центр разместила в Баухаузе. Спонсоры - немцы, все под контролем.

IMAGINA - фестиваль в Монте-Карло (с 1982 года), электронное искусство во всех проявлениях. Видеоарт представлен клипами, телезаставками, спецэффектами. Французский Канал+ совместно с IMAGINA присуждает призы за лучшее видео.

ARS ELECTRONICA - престижный форум произведений всех жанров, использующих компьютерные технологии. В программу включаются видеопоказы. Одна из премированных работ - интерактивный фильм Дэвида Блера "WAX, или открытие сотового телевидения" содержит тысячи HTML-страничек, более часа живого видео, пять тысяч статических картинок - позволяет зрителю интерактивно менять сюжет.

Венецианская биеннале 1999 года - торжество видеоискусства. Среди скульптур, инсталляций, объектов, компьютерной графики - видеопроекты самые интересные. Две международные премии из трех - за видео, у американцев Дуга Эйткина и Ширина Нешата. Один из двух Золотых львов за вклад в современное искусство - у Брюса Наумана (США).

Похоже, пойманное Сетью видео стало одной из главных техник современного искусства.


Обсуждения