Кормящая мать никогда не станет отцом

Программу ХХI Московского Международного кинофестиваля вчера открыл спецпоказ фильма итальянца Марко Беллоккио "Кормилица". После написания этого предложения хочется сделать глубокий вздох и начать задавать вопросы: зачем, с какой целью, для кого, сколько можно и почему этим художественным произведением нужно открывать фестиваль, даже если это не Канн, а всего лишь ММКФ-99? Ни на один вопрос внятно ответить не могу, поэтому расскажу про фильм, а дальше думайте сами. Может быть, у вас получится...

Первая часть: жена преуспевающего римского доктора рожает ребенка. Описание этого события занимает около сорока минут, не греша при этом обстоятельностью и педантичностью. Просто мы все время смотрим на экран, а там все время что-то показывают. Если бы я продюсировал этот фильм, я бы в целях экономии денег и пленки заменил бы эту часть титрами: в таком-то году в таком-то месте такая-то родила. Точка. Возникли проблемы с кормлением ребенка, и понадобились услуги другой женщины. Конец первой части.

Вторая часть (завязка): доктор находит в деревне кормилицу. Два десятка претенденток выстраиваются в ряд и подвергаются беглому осмотру. Победительнице рассказывают условия игры: надо оставить своего ребенка и мужа, поехать в Рим и выполнять условия контракта, то есть кормить, кормить и еще раз кормить.

Контракт подписывается тут же: доктор ставит свою подпись, кормилица - крест. Перемещаемся в Рим.

Часть третья (и последняя): доктор работает, кормилица кормит, ребенок радуется, жена доктора страдает от своей ненужности и в конце концов уезжает. Параллельно раскрывается другая тема: кормилица просит доктора научить ее читать и писать, чтобы переписываться с мужем-революционером. Доктор дает ей несколько уроков, но, легко объяснив ученице, что такое существительное, при переходе к глаголам начинает испытывать затруднение. Преподает он примерно так: "Глагол - это действие. Любое живое существо, чтобы выжить, должно совершать действия - прыгать, дышать..." (В этот момент меня осенило: "Мертвая змея не шипит, не щебечет дохлый щегол, мертвый негр не идет играть в баскетбол", - это, оказывается, о глаголах.) Ученица отвечает: "А как же воображать? Это действие, которое невидимо, значит, его как бы и нет?" Доктор молчит. Том Стоппард отдыхает. Льюис Кэрол - курит. Марко Беллоккио затмил всех.

Часть четвертая (эпилог): у доктора открываются глаза. Вероломная кормилица, как выясняется, все это время держит своего ребенка в соседнем доме и каждый вечер бегает его кормить. Жена вдруг посвящает доктора в тайны материнства на берегу залива. Сумасшедшие пациенты в клинике окончательно укрепляют в мысли, что вокруг постоянно происходят какие-то невидимые события. Садится солнце, поют птицы, по улицам Рима маршируют революционеры с красными флагами. У доктора едет крыша... Двадцать первый Московский Международный кинофестиваль можно считать открытым.

По пятибалльной шкале поставим "Кормилице" два балла - на всякий случай, вдруг еще хуже будет. Все-таки еще десять дней впереди.

Евгений Снегов

Ваша оценка фильма Марко Беллоккио "Кормилица":

Обсуждения

Отзыв