Прибытие поезда #XXI

Поезд #XXI прибыл на вокзал ММКФ точно по расписанию. Правда, несколько пассажиров по дороге отстали: на церемонию открытия в киноконцертном зале "Пушкинский" опоздали председатель жюри Фернандо Соланас и актриса Сара Полли. Пьер Ришар прилетел в Москву вовремя, но попал в ситуацию, типичную для своих героев вроде "высокого блондина в черном ботинке" - в Шереметьево-2 у звезды пропала часть багажа. Все, впрочем, обошлось: после трехчасовых поисков злополучный чемодан был найден. Другие потери досаднее. На фестивале не будет обещанных "8 1/2 женщин" Питера Гринуэя, новых фильмов Педро Альмодовара ("Все о моей матери") и Эмира Кустурицы ("Черный кот, белый кот").

Тем не менее, даже за вычетом этих хитов, XXI ММКФ выглядит впечатляюще. Судя по всему, мы, наконец, увидим фестиваль категории "А". Среди трех сотен названий, попавших в программу, немало фильмов, давно и с нетерпением ожидаемых синефильской публикой.

Еще один плюс: организаторы не устают повторять, что концерты, банкеты и прочие светские радости - не самые главные события ближайших десяти дней. Несколько лет назад все было по-другому. Обилие помпезных увеселений в сочетании со скудостью программы автоматически делало основной фестивальной интригой нудное выяснение вопроса, куда заныкали пару бюджетных миллионов и сколько российских фильмов можно было на эти деньги снять. Хочется верить, что XXI ММКФ запомнится иными сюжетами.

В отличие от Канна или Венеции Московский фестиваль никогда не был собственно соревнованием. Кто победит, похоже, не так уж важно и на этот раз: интересы публики вряд ли будут сосредоточены на основной программе. Внеконкурсные показы кажутся куда заманчивее: "Император и убийца" Чен Кайге и "Пола Икс" Лео Каракса, "Человечность" Бруно Дюмона, получившая в Канне спецприз жюри, и скандальный "Романс" Катрин Брейя. Наконец, "Дыра" тайваньца Цая Минь-ляна и "Счастье" американца Тода Солондза - оба фильма заочно числятся среди главных фестивальных хитов. И т.д. и т.п. (полная программа - на официальном сайте ММКФ).

Но, возможно, и в конкурсе будет на что посмотреть. Почти все ленты "не засвечены" на других фестивалях. 87-летний японский классик Кането Синдо, снявший один из самых поэтичных фильмов в истории кино - "Голый остров", привез в Москву новую картину - "Жажду жизни". В американской "Гиневре" играет модная Сара Полли. Кроме того, как минимум любопытно, какое кино снимают в Исландии и на Филиппинах.

Фестивальная программа открылась внеконкурсным фильмом итальянского коммуниста Марко Беллоккио "Кормилица". Тридцать пять лет назад Беллоккио снял натуралистическую социальную драму с симптоматичным названием "Кулаки в кармане", ставшую классикой политического кино. С годами болезнь левизны не прошла, но заметно притупилась. В новом фильме история взаимоотношений семьи преуспевающего врача-психиатра и молодой кормилицы-крестьянки вписана в контекст революционных событий, однако классовый конфликт разыгран на полутонах и завершается вполне умиротворенно. Врач учит девушку грамоте, она его, в свою очередь, - простоте, естественности и добрым чувствам. Интеллигентская рефлексия, красные флаги и социальная проблематика сочетаются с живописной сочностью фактуры, тонким психологическим рисунком, красотой кадра и хорошей актерской игрой. Все это, однако, не спасает от скуки. Пожалуй, можно было начать XXI московский кинофестиваль более эффектно.

"Кормилица" - 3 балла

Олег Зинцов

Ваша оценка фильма Марко Беллоккио "Кормилица":

Обсуждения

Отзыв