Счастье - есть, но оно - вне конкурса

Вторник стал днем моего окончательного разочарования в конкурсной программа ММКФ. Если с "Грязного белья" я ушел где-то в середине фильма, то просмотр шедевра филиппинского кино почти весь прошел без моего участия. Примерно на десятой минуте мой сосед, известный офф-лайновый кинообозреватель (фамилию называть не буду, чтобы не испортить его отношения c Хиллом Портером, если таковые существуют), сказал, что это слишком хорошо, чтобы смотреть дальше, и мы пошли в пресс-центр за билетами на внеконкурсные показы. Поскольку большая часть коллег в это время наслаждалась "Бумажным змеем", мне удалось добыть дефицитные приглашения на "Счастье" Тодда Солонца и "Выброс адреналина" Ягути Синобу, о чем и хочу рассказать. Что же касается конкурса - читайте Олега Зинцова, он все видел.

Начну со "Счастья", и вот почему. Если вы хотите посмотреть Очень Хороший Фильм, если вы любите братьев Коэн и Вуди Аллена и, наконец, если вы просто любите посмеяться, бросьте читать эту статью и бегите за билетом в "Ударник". Фильм молодого американца Тодда Солонца идет там сегодня в 21:30. А теперь подробности.

Если бы братья Коэн, причем не те, которые сняли "Blood Simple", а скорее те, которые сняли "Большой Лебовски", решили бы отказаться от традиционного криминального сюжета, ввести в свой новый фильм несколько больших женских ролей и уделить, наконец, некоторое внимание таким модным темам, как феминизм, педофилия etc., им бы пришлось прибегнуть к помощи Педро Альмодовара и Вуди Аллена. Испанский классик помог бы Этану с Джоэлом освоить новую для них тематику и объяснил бы, как должны выглядеть на экране женщины на грани нервного срыва и что такое лабиринт страстей, а маленький очкарик поучаствовал бы в написании диалогов. В результате получилось бы, как мне кажется, нечто похожее на "Счастье". Солонц справился в одиночку.

"Счастье" состоит из нескольких историй, рассказывающих об обычных жителях провинциального городка и об их маленьких странностях, связанных с сексуальной жизнью. Кто-то любит маленьких мальчиков, кто-то возбуждается от телефонных разговоров с незнакомыми женщинами, у кого-то в холодильнике лежит труп насильника, разрезанный на кусочки и упакованный в целлофан... У всех - своя жизнь. Сюжет пересказывать бессмысленно, да его, в общем, и нет. Просто Солонц два часа показывает нам людей, у которых то, что, согласно теории, должно быть глубоко запрятано в подсознании, периодически вылезает наружу, используя при этом метод, который применили братья Коэн для стеба над идеологиями в "Лебовски". Кстати, и две главные мужские роли - оттуда же: помните секретаря миллионера Брандта и порномагната Джекки Трихорна?

При этом Солонц не гнушается использовать и другие средства: финальная сцена (собака сначала слизывает сперму с перил балкона, а затем бежит целоваться со своей хозяйкой) заставляет вспомнить гораздо менее достойный источник: "Кое-что о Мэри", коммерческий хит прошлого года братьев Фарелли. Но если туповатые гэги Фарелли вызывают раздражение, симпатичному и образованному Тодду легко можно это простить. И даже посмеяться.

Приведенный эпизод, пожалуй, исключение. В остальном фильм Солонца - классическое американское независимое кино: ненавязчивая музыка (любителей радикального японского хип-хопа просят не беспокоиться), несколько любимых "независимыми" актеров (например, Лара Флинн Бойл из "Твин Пикс"), прекрасная операторская работа и, разумеется, диалоги, напоминающие всех перечисленных мной мастеров сразу, и не только их. Например, женщина рассказывает о том, как ее вчера хотели изнасиловать, и вдруг начинает перечислять список покупок, сделанных ею до этого в магазине: клубничное мороженое, фисташки... Смотрели "Вне закона" Джима Дармуша? Там Роберто Бениньи, если не ошибаюсь, рассказывает Тому Уэйтсу, как он убил человека: "Я взял бильярдный шар. Номер восемь..."

Наверняка, Солонц, как и Джармуш с Коэнами, смотрел в детстве "Летающий цирк Монти Пайтона" со всеми вытекающими отсюда последствиями. Вообще, влияние Гиллиама и Ко (еще в конце шестидесятых показавших всему миру настоящий английский юмор на телеэкране) на постмодернистское кино 80-х-90-х годов заслуживает отдельного исследования.

Короче говоря, смотрите "Счастье" - не пожалеете. Если еще есть билеты. Жалко, фильм не конкурсный - поставил бы пятерку.

Теперь перейдем ко второй картине, обещавшей стать откровением - криминальной комедии молодого японца Ягути Синобу "Выброс адреналина" (Adrenaline drive). Увы. Динамичный сюжет, якудза, чемодан, набитый деньгами, - все на месте, но смотреть скучно. Видимо, этих составляющих все-таки недостаточно. Может быть, я чего-то не понимаю в японском монтаже, но режиссерская работа мне показалась весьма средней, тем более при сравнении с последним японским фильмом - шедевром Такеши Китано "Фейерверк". К тому же Синобу можно упрекнуть в инфантилизме. Короче, смешной детектив для подростков. Сюжет отдаленно напоминает "Неглубокую могилу" Денни Бойла, но - только сюжет, остальное лучше и не сравнивать. В общем, не советую, да к тому же "Адреналин" больше показывать не будут. Если его купят в прокат, сводите детей - им понравится.

Евгений Снегов

Ваша оценка фильмов
Тодда Солонца "Счастье":
Ягути Синобу "Выброс адреналина":

Обсуждения

Отзыв