Хорошему человеку всегда есть куда податься

Конкурсные фильмы ММКФ

Пройдя фестивальный маршрут до половины, отметим, что сюрпризов не случилось: сегодняшний ММКФ больше напоминает питерский "Фестиваль фестивалей", чем международный кинофорум категории "А". Среди многочисленных "панорам" и спецпоказов конкурсная программа выглядит бледно. Кроме того, уик-энд ознаменовался скандалом. О заявленном в конкурсе гонконгском фильме "Куда податься хорошему человеку" можно забыть - до Москвы он не доедет. Организаторы винят во всем корпорацию с анекдотическим названием Milky Way Entertainment Group Co, но пресса того и гляди замычит: на серьезных фестивалях таких накладок не бывает.

Фара

В пятницу в конкурсе показали российско-казахский фильм "Фара", побивший все рекорды отечественной политкорректности. Чтобы внести ясность, Фара - это не деталь автомобиля, но имя главного героя. В детстве он сильно испугался и забыл, как ходить. Потом выздоровел, стал весить сто сорок килограммов, но остался добрым, как Франциск Ассизский. Времена между тем изменились, и папа Фары превратился из партийного босса в кристально честного банкира. Фаре, однако, не надо отцовского богатства. Он довольствуется скромной трехкомнатной квартирой, собственным кафе и джипом, в который по доброте душевной пускает ночевать совершенно незнакомых хиппи.

Поскольку для полуторачасового воспевания этой беспримерной добродетели нужен хоть какой-то конфликт, в фильме есть таинственная женщина в исполнении Кристины Орбакайте, а также злодей - черноволосый и инфернальный, как якудза. Но Боже упаси вас подумать, что Фара кровавит лицо врага пудовыми кулаками. Нет, он побеждает в соответствии с принципом непротивления злу насилием. Он отдаст все деньги на лечение чужого ребенка и, взяв его за руку, уведет вместе с красавицей-женой в светлую новорусскую даль. Не поймешь, чего в этой истории больше - глупости или простодушия. И по каким критериям отбираются фильмы в конкурсную программу, если в нее попадает подобная ахинея.

Мексиканский "Сладкий запах смерти" - детектив с национальным колоритом и названием, которое звучит одинаково пошло на любом языке. Старый шериф расследует убийство девушки, в деревне предпочитают не искать преступника среди своих, а свалить вину на чужака-цыгана. Когда правда наконец всплывает, убийцу спасает круговая порука.

Такое же гладкое, без претензий, кино - лирическая комедия "Дилетантка" француза Паскаля Тома. Экстравагантная провинциалка после развода с мужем приезжает к своим детям в Париж и демонстрирует легкость в мыслях необыкновенную, успевая за месяц сменить три места работы, двух любовников (один из которых - жених дочери) и даже попасть в тюрьму. Сценарий и режиссура добротны, актриса Катрин Фро в меру обаятельна, шутки в меру смешны. Но не более того. Через полчаса после выхода из зала о "Дилетантке" благополучно забываешь.

Жажда жизни

На этом фоне фаворитов конкурса определить несложно. Одним из них, очевидно, станет "Жажда жизни" Кането Синдо. О возрасте знаменитого режиссера в ней напоминают лишь темы: отношения отцов и детей, немощь и унизительное ощущение собственной ненужности, которое испытывают старики. Впрочем, Синдо на протяжении всего фильма сохраняет спокойно-отстраненное отношение к проблеме, исследуя ее с хладнокровием социолога и не греша излишней сентиментальностью. Больше всего в "Жажде жизни" впечатляет формальное совершенство, изощренность киноязыка. Когда череду безупречных в своей классической строгости кадров разбивает неожиданный ракурс, съемка рапидом или изображение, обработанное на компьютере, это выглядит куда эффектнее, чем любой модный фильм, целиком построенный на подобных приемах. Привыкая к визуальным изыскам, мы перестаем их замечать. У Синдо они вновь выглядят так, словно использованы впервые. Но лучшее, что есть в фильме - это черно-белые сцены из старинной повести, сюжетно отсылающие к "Легенде о Нарайаме", а стилистически - к давним шедеврам самого Синдо: бег сквозь фантастическое лесное пространство, сломанная ветка, крупные хлопья снега.

Не спорю, "Голый остров", победивший на московском фестивале в 1961 году, был сильнее. Тем не менее "Жажда жизни" смотрится в нынешнем конкурсе ММКФ не как один из участников, а скорее, как мастер-класс, который было бы полезно посетить другим претендентам на фестивальные награды.

Оценки:
"Фара" - 1
"Сладкий запах смерти" - 2
"Дилетантка" - 3
"Жажда жизни" - 4

Олег Зинцов

Ваша оценка фильмов
"Фара":
"Сладкий запах смерти":
"Дилетантка":
"Жажда жизни":

Обсуждения

Отзыв