Русский Журнал / Обзоры / Афиша
www.russ.ru/culture/afisha/20000724_sit.html

Афиша XXII ММКФ, 24-26 июля
Глеб Ситковский

Дата публикации:  24 Июля 2000

"Табу" (реж. Нагиса Осима, Япония)

Фильм кажется абсолютной противоположностью перевернувшей когда-то мировой кинематограф ленте Нагисы Осимы "Империя чувств" и мог бы, наверное, именоваться "Империей долга". Самурайский кодекс накладывает табу на открытое выражение своих чувств, но как ни преграждай дорогу чувствам - вода дырочку найдет. Любовь самураев к прекрасному юноше потихоньку размывает неприступную крепость долга, и империя (как и все империи в мире) гибнет. В противоположность "Империи чувств" этот фильм столь целомудрен, что в истории гомосексуальной страсти не показано ни кусочка голого тела. На Каннском фестивале критики прочили "Табу" в фавориты, и если бы не Ларс фон Триер, великий японец уж наверняка бы размахивал "Золотой пальмовой ветвью".

24 июля, в 19:00, "МДМ-кино".

"Дьяволы на пороге" (реж. Цзян Вэнь, Китай)

Эта черно-белая, длинная (2 часа 40 минут) картина, снятая в авангардном ключе, получила пару месяцев назад Гран-при в Каннах. Действие развивается после второй мировой войны в китайской деревне, куда попадает японский военнопленный. От пасторали (китайские крестьяне в жизни никого не убивали и настроены добродушно) фильм потихоньку движется к трагедии, которая кажется совершенно необъяснимой. Видно, дело в том, что дьяволы, согласно восточной пословице, всегда стоят у порога. Вэн Цзянь исследует природу ненависти и снимает совершенно не гуманистическую картину. После множества показанных на фестивале зануднейших картин о милосердии и любви к ближнему это особенно приятно.

25 июля, в 19:00, "Пушкинский".

26 июля, в 19:00, Дом кино.

"Умереть (или не умереть)" (реж. Вентура Понс, Испания)

Этот фильм не очень интересно смотреть после того, как перескажешь его содержание. Собственно, и содержания у него, как такового, нет. Есть сценарная идея в борхесовском духе, изложенная нам с экрана режиссером в начале картины. В финале режиссер отказывается от этой идеи и решает не снимать свой фильм. Но это совсем не значит, что и зритель должен отказаться его смотреть. Следить за чужой игрой ума всегда любопытно.

26 июля, в 13:30, "Ударник".