Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Афиша < Вы здесь
Занимательная география музыки
Дата публикации:  11 Августа 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Много есть музыкальных фестивалей. Хороших и разных. Съездить на все невозможно по причине бедности населения и его незаинтересованности в музыке, прекрасной и вечной. Но все же трудно поверить, что ездят на фестивали одни музыкальные критики, чтобы лишний раз объявить о грядущем конце семейства Вагнеров в Байройте или пожурить за плохие верхние ноты Чечилию Бартоли. Есть же и нормальные люди, которым не жалко тратить имеющиеся скромные деньги на хорошую музыку. Им и посвящается эта заметка.

Если кто-то вам сказал, что август и сентябрь - пора увядания, когда все музыкальные форумы сворачивают свою бурную деятельность, не верьте им, насмешникам. Несмотря на то, что зальцбургские бесчинства уже давно начались, а мюнхенские оперные баталии и вовсе уже закончились, есть еще места, куда можно приткнуться любителю музыки, причем с минимальными спешкой и потерями для нервной системы. Первая мысль - где взять билеты. Если она беспокоит вас больше всего - значит, ваш путь лежит в Австрию.

Почему именно в Австрию - объяснить легко. В связи со сложившейся политической ситуацией в стране наблюдается резкий отток иностранных туристов, которых волнуют беспрестанные рокировки в парламенте с участием ультраправой "Партии свободы" и ее бывшего вожака Йорга Хайдера. Святая святых - Зальцбургский фестиваль - до недавнего времени располагал некоторым количеством свободных билетов: и это при том, что еще в прошлом году их раскупали за полгода! Чего уж говорить о более мелких фестивалях. Для своего обзора я выбрал два чудесных провинциальных события, которые обычно не попадают в поле зрения той части публики, которая любит все остромодное и грандиозное.

Любите ли вы Шуберта? Того самого, под музыку которого найдут счастье и покой Мастер и Маргарита? Если любите - то вперед, в Хоэнемс, на здешний ежегодный фестиваль "Шубертиады". Здесь регулярно в три присеста (май, июнь, сентябрь) поют немецкие "Lieder", преимущественно, естественно, сочинения Шуберта. За двадцать пять лет в Хоэнемсе побывали все корифеи этого жанра, причем не один раз. Альпийские травы, комфортные, хоть и дорогие отели, старинные замки, уютный Angelika-Kaufmann-Saal, лесные тропы, лучшие музыканты мира - все к вашим услугам. В этом году, в сентябрьской программе (30 августа - 10 сентября) участвуют Маттиас Герне, Петер Шрайер, братья Стефан и Кристоф Генцы, Барбара Хендрикс, Олаф Бэр, Виолетта Урмана, Джульярдский струнный квартет и все-все-все. Не успеете к началу сентября - приезжайте в конце, на вечера, посвященные 25-летнему юбилею "Шубертиад". Отпразднуете юбилей в обществе Чечилии Бартоли, Энн Мюррей, Николауса Арнонкура и Петера Шрайера. Все подробности - на сайте www.schubertiade.at.

Ценителей барочных музыкальных прелестей ждут в Инсбруке, что в Тироле. Здесь уже много лет проходит Фестиваль старинной музыки, которым руководит контртенор и по совместительству дирижер Рене Якобс. Делает он это очень хорошо, ибо уже только программа фестиваля вызывает восхищение, а затем жгучее чувство музыкального голода. С 11 по 27 августа здесь выступят изящный французский оркестр "Les Talens Lyriques", искрометный вокальный "Ансамбль Клемана Жанекена", который во весь голос будет распевать французские ренессансные песенки, голландская легенда под именем Густав Леонхардт (клавесинист и органист в одном лице) и другие звезды. Еще в Инсбруке можно посмотреть всякие барочные оперы - например, "Гризельду" Алессандро Скарлатти или "Разделение мира" Джованни Легренци. Бьюсь об заклад, что перечисленные названия и имена ничего не говорят вашему сердцу и уму. Но огорчаться из-за этого не стоит - это всего лишь очень хорошая музыка производства неаполитанских и венецианских мастеров конца XVII-начала XVIII века. Из более знакомого уху на фестивале присутствует "Сотворение мира" Гайдна. Его, кстати, можно будет лицезреть по Интернету в прямом эфире 21 августа по адресу www.innsbruckfestival.at или www.altemusik.at.

Продвигаясь в глубь Европы, обязательно загляните в Швейцарию. Там, в живописном Люцерне 17 августа начнется нечто. Целый месяц город будет сотрясаться от музыкальных звуков, причем по несколько раз в день. Это Люцернский музыкальный фестиваль, отличительной чертой которого являются главным образом симфонические концерты. Среди лучших мировых оркестров и солистов сюда не приедет только ленивый. В этом году ленивых мало, судя по тому, что всего на фестивале запланировано 86 концертов (файл с полной программой занимает, на минуточку, два мегабайта). Собрать воедино это безумное количество сочинений и людей попытались было, объединив все мероприятия общей темой под названием "Метаморфозы", но помогло это, по-моему, слабо. Вроде бы, понятие "метаморфозы" в музыке достаточно проявило себя, но как-то слабо подходит по стилю к заявленной в программе "Пиковой даме" Чайковского, Пятой симфонии Бетховена, Второй симфонии Брамса и другим известным опусам. Впрочем, есть "шапка" или нет ее, в общем-то, все равно, ибо забудешь все на свете, изучая список исполнителей. Среди явных фаворитов публики: Венский филармонический оркестр под управлением Зубина Меты, Берлинский филармонический оркестр с Клаудио Аббадо, Лондонский симфонический с Пьером Булезом, пианист Андраш Шифф, Джульярдский квартет и многие другие. Единственным, кто смог запомнить эту уйму информации, оказался официальный веб-сайт фестиваля по адресу www.lucernemusic.ch. Да и то, чтобы узнать информацию обо всех концертах, вам придется хорошо помучаться, так как каждому концерту посвящена отдельная страница, которую еще надо открыть. Искусство, как говорится, требует жертв.

Двигаясь на север, надо не забыть посетить голландский Утрехт - сюда, на фестиваль старинной музыки, с 25 августа по 3 сентября нагрянут многочисленные любители барокко (видимо, из Инсбрука). Этот форум не столь заманчив громкими именами, сколь репертуарными изысками. Ну где, скажите на милость, вы еще сможете увидеть оперу Иоганна Кристиана Баха (младшего сына Иоганна Себастьяна) "Милосердие Сципиона"? Только в Утрехте. К сожалению, официальный сайт фестиваля имен исполнителей не сообщает. Даже если вам глубоко безразличны все баховские потомки, воздайте хотя бы должное сценической постановке "Мессии" Генделя или разудалому немецкому ансамблю "Musika Antiqua Koeln", где каждый музыкант похож на грузчика из соседней булочной, а играет как бог. А еще в этом году любителей старинной музыки ждет жуткий сюрприз - одиозная Лина Мкртчан с романсами Чайковского и своим вечным пианистом-талисманом Евгением Талисманом. Конечно, можно упрекнуть организаторов фестиваля в отклонении от намеченного курса (все-таки Чайковский - не музыка барокко), хотя если бы Лина пела Баха или Генделя, было бы намного хуже. А с романсами все, может, и обойдется - Утрехт согнется под мощными обертонами, зато раз и навсегда узнает о том, что было "Средь шумного бала" "В молчаньи ночи тайной".

Любителям отдельно взятых жанров скучать тоже не придется. Фанатам оперы лучше всего поспешить в Глайндборн, на закрытие оперного фестиваля. Для тех, кто не знает - Глайндборн есть небольшой городок, практически деревушка, статус которой не может изменить даже оперный театр, построенный на частные деньги в центре. В то время как в самом театре поют Верди и Моцарта, вокруг театра бегают натуральные бараны с женами и громко блеют. Почувствуйте разницу и выбирайте то, что вам больше нравится. Если все-таки предпочтете вокал, то советую посмотреть в конце месяца "Похождение повесы" Стравинского со сладкоголосой шотландской девушкой Розмари Джошуа в роли Энн. О том, что еще может предложить Глайндборн, можно прочитать на страничке фестиваля по адресу www.glyndebourne.com.

Наконец, чуть-чуть запоздав, из Утрехта можно перекочевать в Берлин, на здешние "Фестивальные недели" ("Berliner Festwochen"). В этом году фестиваль празднует свое пятидесятилетие и поэтому мало не покажется никому. Кто-то сладко облизнется, а кто-то скорчит гримасу, ибо программа "Берлинских фестивалей" целиком и полностью посвящена музыке ХХ века - от Малера (Девятой симфонии в исполнении Лондонского филармонического оркестра и Курта Мазура, которой открывается празднество) и до последнего опуса неутомимой Софии Губайдуллиной - "Страстей по Иоанну". Рассказывать евангелие суждено, кстати, Валерию Гергиеву и труженикам Мариинского театра (а произойдет это 3 сентября, через два дня после мировой премьеры этого опуса в рамках проекта "Страсти-2000" на фестивале в Штутгарте, о котором можно узнать на www.bachakademie.de). Среди других примечательных событий - "Страсти по Луке" Кшиштофа Пендерецкого под управлением автора (6 сентября); Вторая симфония и "Прометей" Скрябина в исполнении Российского национального оркестра под управлением Михаила Плетнева (20 сентября - это не очень интересно, так как Скрябина можно послушать и в Москве, но своих родных "плетневцев" все же надо где-то упомянуть); вечер музыки Тору Такемицу с участием токийского оркестра гагаку (4 октября); премьера нового опуса Арво Пярта "Восток и Запад" (30 сентября). Узнать о других изюминках можно по адресу www.berlinerfestspiele.de/berlinerfestwochen. В программе засветились абсолютно все гении уходящего века, поэтому и называется она помпезно - "Звук столетия". Да, кстати, чуть не забыл - если музыка Вам надоест, то можно посетить драматический театр или выставку, ибо мероприятий таких жанров в программе тоже достаточно.

...Прослушав звуки столетия, можно возвратиться на историческую родину, в Москву и, чтобы немного отрезвить себя, посетить Большой театр для просмотра "Ивана Сусанина". Это поможет. Далее нужно посвятить себя будням и затем, ближе к лету, снова вынашивать планы поездок на какой-нибудь музыкальный фестиваль. Если планы потерпят крах, то можно в утешение читать заметки о фестивалях в "РЖ".


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Московская афиша, 7-13 августа /07.08/
В августе музыку играют только в приусадебных залах. "Метро" в Московском театре оперетты.
Глеб Ситковский, Афиша XXII ММКФ, 24-26 июля /24.07/
На Каннском фестивале критики прочили "Табу" в фавориты. "Дьяволы на пороге": черно-белая, длинная картина, снятая в авангардном ключе. "Умереть (или не умереть)": cледить за чужой игрой ума всегда любопытно.
Московская афиша, 24-30 июля (кроме кино) /24.07/
Рекомендации критиков. На этой неделе по-прежнему главное развлечение - московский кинофестиваль, но есть еще пара мероприятий, которые можно было бы посетить в дождливый день мертвого художественного сезона.
Московская афиша, 17-23 июля /17.07/
Рекомендации критиков. Кино: этнографическая комедия "Восток есть Восток" - как живут англичане в Пакистане. Театр: Лия Ахеджакова и Богдан Ступка играют "Старосветскую любовь". Выставка: архитектор Уткин и его фотографическая "Меланхолия".
Афиша XXII ММКФ /19.07/
Рекомендации критика: 19-23 июля. "Романовы - венценосная семья" (реж. Глеб Панфилов) - мировая фестивальная премьера. "Парни не плачут" (реж. Кимберли Пирс) и "Быть Джоном Малковичем" (реж. Спайк Джонз) - выбор Петра Шепотинника. "Свадьба" (реж. Павел Лунгин) - репетиция перед показом в Липках.
предыдущая в начало следующая
Михаил Фихтенгольц
Михаил
ФИХТЕНГОЛЬЦ
fikhtengoltz@mail.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Афиша' на Subscribe.ru