Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Афиша < Вы здесь
О разумном, добром и вечном
Что нам готовит нынешний музыкальный сезон

Дата публикации:  5 Сентября 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Несмотря на то, что День знаний уже прошел, молодое поколение потопало в школу и все вроде бы приступили к выполнению своих служебных обязанностей, наши музыкальные затейники пока что не чешутся обнародовать свои планы на предстоящий музыкальный сезон. Так что анонсов на весь год не ждите, не будет. Будет лишь ограниченное число событий, отобранное в соответствии с полным произволом автора.

Вечное - главное из трех слов, заявленных в названии. Оно подразумевает то, что от нас никуда не денется ни при каких обстоятельств. Почему-то именно о вечном подумал в сентябре Российский национальный оркестр. Программа двух открывающих сезон концертов оркестра просто кишит вечными ценностями - тут и Девятая Шостаковича с Первым фортепианным концертом Чайковского (7 сентября), и Шестая симфония Чайковского со Вторым фортепианным концертом Рахманинова (8 сентября). Шлягер на шлягере сидит и шлягером погоняет. Впрочем, что для музыкального критика тоска, то для простого слушателя - радость. Идите и слушайте РНО в Большом зале консерватории. Дирижирует Владимир Спиваков, солирует Николай Луганский.

По мере похолодания климата репертуарные рамки РНО раздвинутся. 25 ноября Дмитрий Лисс и Наталья Гутман вместе с оркестром представят изысканную программу - Виолончельный концерт Дариуса Мийо, одного из участников знаменитой французской шестерки и целых четыре симфонические медитации для оркестра Мессиана под общим названием "Вознесение". Легкость и изящество Мийо уравновешивают заумь мессиановского опуса. Но самый интересный, как мне кажется, концерт оркестра до конца года состоится 20 ноября. Проповедник новой музыки американец Майкл Тилсон Томас одним взмахом руки нарисует весь творческий путь Стравинского - от языческой "Весны священной", через утонченный неоклассический "Аполлон Мусагет" к военной поступи "Симфонии в трех движениях".

Написав столько про РНО, нельзя проигнорировать Владимира Федосеева и его Большой симфонический оркестр. Самый, пожалуй, интересный проект коллектива в сезоне полностью вмещается в их Первый общедоступный симфонический абонемент. Называется он "Венская музыка на рубеже веков" и объединяет Бетховена и Малера. Так, на открытии сезона коллектив выдаст "по пяти" - Пятый фортепианный концерт Бетховена (солистка - болгарка Галина Врачева) и Пятая симфония Малера. Интересно, как будет озвучивать малеровскую громаду Федосеев, раньше никогда не вызывавший нареканий в излишнем интеллектуализме.

Осенью же в исполнении БСО под руководством Николая Алексеева прозвучит более легкая и удобоваримая Четвертая симфония (14 октября). В финальной части, где Малер предписал петь сопрано детским голосом, ребенка будет изображать томная и чувственная Татьяна Куинджи.

Кстати, поклонникам вокала скучать не придется. Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко 21 сентября откроет сезон премьерой. Александр Титель поставил не так уж часто исполняемую "Дуэнью" (альтернативное название - "Обручение в монастыре") Прокофьева. В главных ролях вроде бы заняты всеобщие любимцы - Хибла Герзмава, Вячеслав Войнаровский, Роман Муравицкий, Андрей Батуркин. Приходите, не пожалеете.

"Новая опера" решила быть продвинутой во всех отношениях. В начале ноября (точная дата устанавливается) она выпускает в свет безумный изыск - оперу "Гамлет" французского композитора Амбруаза Тома. Вы не знаете, кто такой Тома? Правильно, я тоже не знаю. Как гласит недавно изданный энциклопедический словарь "Опера", Тома "наряду с Гуно, является одним из создателей жанра лирической оперы. [...] Музыке Тома свойственны мелодизм, яркая театральность, сопровождаемые, однако, некоторым налетом банальности". О как. В финале "Гамлета", как и положено, все умирают, но заканчивается опера радостным хором, славящим нового монарха - покойного Гамлета. Многие постановщики из-за этой несуразицы смущаются и хор изымают из обращения, завершая трагедию гибелью Гамлета возле тела Офелии. Как поступит с героем и толпой режиссер Валерий Раку, пока не ясно. Главное - чтобы не банально.

Совсем не банален "Риголетто" Верди, которого "Новая опера" собирается ставить в декабре... хотя, статный Дмитрий Хворостовский, от которого неровно дышат российские женщины, плохо вяжется с образом злобного мантуанского горбуна. Ему бы роль Герцога, а он взял себе Риголетто. И почему Верди написал партию Герцога для тенора, а не для баритона?

По части репертуарных новинок всех превзошла "Геликон-опера". До конца года ее афиша пополнится тремя (!) свежими спектаклями. Сначала будет по-маленькому - "Служанка-госпожа" Перголези (24 октября), затем сценическая версия "Крестьянской кантаты" Баха (8 ноября). А 14 декабря грянет во всю мощь пышный тропический опус Моцарта - "Похищение из сераля". Оперу ставит музыкальный критик Алексей Парин, поэтому без комментариев. Просто Парин.

Для тех, кто предпочитает снимать сливки, существуют концерты оперных звезд. До конца года можно послушать чудесную Марию Гулегину с ариями Верди (26 декабря) и самого Хосе Каррераса (23 сентября, в программе - сборная солянка из итальянских песенок) - правда, под микрофон, в Государственном кремлевском дворце, с оркестром Большого театра, но кто обещал, что будет легко? Зато все поместятся в зале.

Никто никуда не поместится лишь на "Декабрьских вечерах" в музее Пушкина. Опять будут стоять на морозе в очередях старожилы и писать номерки на руках, чтобы потом являться в музей и орать "Браво!" мерзкими охрипшими голосами. Глаза бы мои этого не видели. Впрочем, можно избежать давки и траты нервов, прикинувшись портретом или пейзажем - и послушать сладкоголосую Барбару Бонни и зачастившего в Россию контртенора Майкла Чанса. Говорят, когда-то еще приедет в Москву польское контральто Эва Подлещ с ариями Генделя, но когда точно - сказать пока не могу.

За барокко, раз уже заговорили о контртенорах и Генделе, лучше ездить в Петербург, на фестиваль старинной музыки (3 октября - 5 ноября). Отличное событие. Спасибо Британскому Совету и ансамблю Musica Petropolitana. В этом году туда приедут немецкий флейтист Бернард Бем, сумасшедший итальянский оркестрик Il Giardino Armonico, вышеозначенный Майкл Чанс, великий и ужасный клавесинист Густав Леонхардт, американский инструментальный ансамбль Anonimous 4, Orlando Consort и многие другие видные аутентисты. Москве останется лишь кусочек от этого роскошного пирога в виде французского "Лиможского барочного ансамбля" с его руководителем, виолончелистом Кристофером Куаном. У нас есть только баховский фестиваль, но там правят бал приверженцы академической манеры исполнения старины. В частности, на закрытии фестиваля Хельмут Риллинг продирижирует "Рождественской ораторией". Его не очень любят критики, зато любит публика. Чтобы ощутить всю прелесть этого парадокса, пойдите в Большой зал консерватории 15 декабря.

От старинной музыки до современной - один шаг. Есть у нас тут в запасе вечно зеленая от старости "Московская осень" и многообещающий "Московский форум". Программ пока не знаю, как узнаю - обязательно поделюсь. Далеко-далеко, в марте, РНО исполнит трепетно ожидаемый опус Леонида Десятникова "Зима священная", обещанный нам уже давно (адепты постмодернизма ликуют!).

Как хорошо, что в Москве столько культурных центров, каждый из которых предлагает что-нибудь свое. Обязательно присматривайтесь к афише Французского культурного центра - там всегда можно найти что-нибудь интересное, и не только по части музыки... В то время, как я писал про старину, из факса вышла бумага, оповещающая о Втором международном фестивале японской музыки (10-19 сентября). Вот уж где соединяются преданья старины глубокой и тенденции нынешнего дня! Названия программ говорят сами за себя - "Лютня и меч", "Шум сосны на сумиэ", "Праздник алых листьев", "Похвала тени". Кульминация наступит в центре "Дом" 14 ноября. В пресс-релизе черным по белому написано - "Сокровенное сердце луны", 24-часовая медитация на японской флейте сякухати". Это все серьезно. Если вы любитель острых ощущений, то не забудьте прихватить с собою в "Дом" подушку и зубную щетку. 24 часа не шутка. Надеюсь, обойдется без жертв.

И еще несколько рекомендаций. Приходя на скучный концерт в Большой консерватории, покупайте газету "Культура" и берите на прокат бинокль - в финале вы, минуя очередь, сможете быстро взять одежду обратно. Направляясь в Антрепризу Московского союза музыкантов, не забудьте одеться потеплее - там всегда холодно. Поешьте дома перед спектаклем в "Стасике" - там бедный и дорогой буфет. Не слушайте плохих музыкантов и всегда - слышите, всегда - читайте афишу в "РЖ".


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Михаил Фихтенгольц, Занимательная география музыки /11.08/
Не все потеряно - есть еще места, куда можно приткнуться любителю музыки, причем с минимальными спешкой и потерями для нервной системы. Обзор летних музыкальных фестивалей в Европе и адреса их сайтов.
Московская афиша, 7-13 августа /07.08/
В августе музыку играют только в приусадебных залах. "Метро" в Московском театре оперетты.
Глеб Ситковский, Афиша XXII ММКФ, 24-26 июля /24.07/
На Каннском фестивале критики прочили "Табу" в фавориты. "Дьяволы на пороге": черно-белая, длинная картина, снятая в авангардном ключе. "Умереть (или не умереть)": cледить за чужой игрой ума всегда любопытно.
Московская афиша, 24-30 июля (кроме кино) /24.07/
Рекомендации критиков. На этой неделе по-прежнему главное развлечение - московский кинофестиваль, но есть еще пара мероприятий, которые можно было бы посетить в дождливый день мертвого художественного сезона.
Московская афиша, 17-23 июля /17.07/
Рекомендации критиков. Кино: этнографическая комедия "Восток есть Восток" - как живут англичане в Пакистане. Театр: Лия Ахеджакова и Богдан Ступка играют "Старосветскую любовь". Выставка: архитектор Уткин и его фотографическая "Меланхолия".
предыдущая в начало следующая
Михаил Фихтенгольц
Михаил
ФИХТЕНГОЛЬЦ
fikhtengoltz@mail.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Афиша' на Subscribe.ru