Русский Журнал / Обзоры / Афиша
www.russ.ru/culture/afisha/20000922.html

Московская афиша, 26 сентября - 1 октября

Дата публикации:  22 Сентября 2000

Театр

"Контрабас" Патрика Зюскинда, в главной и единственной роли Константин Райкин, режиссер Елена Невежина. Премьера была отыграна в конце прошлого сезона в день юбилея сатириконовского худрука. Такие "датские" спектакли замышляются обычно как простые бенефисы: сыграют разок-другой, соберут с благодарных зрителей пару десятков букетов и необходимое количество комплиментов с аплодисментами, а затем и выбросят. Константин Райкин отнесся к своему 50-летию чуть серьезней и постарался сделать "Контрабас" спектаклем-вехой, вложить в него все, чему научился за предыдущие полстолетия.

Это сон смешного человека, играющего на смешном инструменте по кличке "контрабас". Райкин-младший играет пузатенького и самодовольного еврейского музыканта, удивительно напоминая своими интонациями и повадками Райкина-старшего.

Маленький человек затерялся в огромном враждебном пространстве. Обложил свой дом звукоизоляционными плитами, обрекая себя тем самым на восхитительную гробовую тишину. Откроешь окно - и в дом ворвется какофония уличного шума. Закроешь - и ты в компании покойных композиторов: Моцарта, Шуберта, Бетховена, Вагнера...

Рядом с ним на сцене только контрабас. Инструмент-гермафродит, как о нем говорит персонаж Райкина. Инструмент, серьезный, как смерть. Препятствие, а не инструмент. Когда люди пытаются заняться любовью, он подглядывает, доводя мужчину до импотенции, и при желании "Контрабас" можно трактовать как пьесу о сексуальной и творческой импотенции, об отчаянии Человека-который-не-может.

"Сатирикон", 30 сентября, 1 октября.

Музыкальный театр

Александр Титель только что поставил в своем Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко оперу Прокофьева "Обручение в монастыре". Можно сказать смело - это подарок. Такого дивного оперного спектакля в Москве уже давно никто не ставил, в том числе и сам Титель. Постановка красива, легка, весела, изящна и очень лирична. Комедия положений, взятая у Шеридана, расцветает условностями комедии масок и одновременно милыми образами идеализированной советской жизни. Артисты, как молодые, так и опытные, виртуозно строят мизансцены, не забывая точно и слаженно петь. Музыкальная часть неотделима от постановочно-сценографической. Редкая удача и гарантия верного удовольствия. Равно подходит для взрослых и детей.

Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко. 28 сентября.

Музыка

Владимир Федосеев открывает сезон своих Общедоступных абонементных концертов. Абонементов два: первый из них посвящен венской музыке рубежей XVIII-XIX и XIX-XX веков, а именно Бетховену и Малеру. В программе открывающего вечера: Пятый концерт Бетховена (солировать будет болгарская пианистка Галина Врачева, известная тем, что бетховенские концерты она исполняет с собственными каденциями, которые отнюдь не стилизованы под бетховенский стиль) и Пятая симфония Малера. Федосеевский Большой симфонический оркестр в последние сезоны демонстрирует очень неплохую форму.

Большой зал консерватории, 26 сентября.

Подготовили Глеб Ситковский, Петр Поспелов