Русский Журнал / Обзоры / Афиша
www.russ.ru/culture/afisha/20001229_th.html

Десять спектаклей недели: 1-7 января
Глеб Ситковский

Дата публикации:  29 Декабря 2000

Премьера. "Прекрасное лекарство от тоски" С.Злотникова. Режиссер - И.Райхельгауз. "Школа современной пьесы"

Драматург Семен Злотников - давняя слабость Иосифа Райхельгауза. С младых ногтей он ставит одну за другой его пьесы: Злотников для Райхельгауза - это как Чехов для Станиславского. Еще Райхельгауз любит колдовать с разными видами искусств, тщательно синтезируя их в своей творческой лаборатории. "Прекрасное лекарство..." дало прекрасный повод для его алхимических экспериментов, поскольку героиня пьесы - бывшая балерина. Эта совершенно психологическая роль отдана приме-балерине Большого театра Людмиле Семеняке. Заставив заговорить танцовщицу, режиссер делает и следующий напрашивающийся шаг: заставляет танцевать ее партнера - Альберта Филозова.

2 января.


Счастливый принц

"Счастливый принц" О.Уайльда. Режиссер - К.Гинкас. МТЮЗ

Этот спектакль Гинкас рассматривает как подарок ко дню рождения своей жены Генриетты Яновской, главному режиссеру Театра юного зрителя. Представление по сказке Оскара Уайльда он назвал "притчей о любви". Мизантроп Гинкас на этот раз говорит о любви к людям. Хотя большинство спектаклей режиссера детям до 16 лет смотреть не рекомендуется, на этот раз его могут посмотреть даже малыши. Разве глаз у принца будут выковыривать с лишними анатомическими подробностями. А так - очень даже целомудренно. (Подробные рецензии.)

4 января.


"Горе от ума" А.Грибоедова. Режиссер - С.Женовач. Малый театр

Тут нет ни правых, ни виноватых - Сергей Женовач любит всех. И шустрого не по летам Фамусова (Юрий Соломин). И угловатого непобедительного Чацкого (Глеб Подгородинский). Да и Молчалин со Скалозубом, если вдуматься, вполне приличные люди. Женовач хорошенько пообтер грибоедовы словечки, потускневшие за полтора века непрерывного употребления, и они снова заблестели, как новенькие. (Подробные рецензии.)

6 января, начало в 18 часов.


"Две женщины" ("Месяц в деревне" И.Тургенева). Режиссер - В.Мирзоев. "Ленком"

Трепетные тургеневские девушки говорят о большой и чистой любви с такими циническими интонациями, что в зале краснеют даже отпетые зубоскалы. Дворовая девушка Катя собирает ягоды и вдруг округляет глаза: "Какая крупная малина!" Вполне реалистические тургеневские ягодки в спектакле Мирзоева достигают размеров поистине чернобыльских. Так же и со всем остальным: Мирзоев последовательно преувеличивает чувства, движения, характеры. Выходит ужасно смешно, хотя некоторые "тургеневолюбы" шокированы.

7 января.


"Добрый человек из Сезуана" Б.Брехта. Режиссер - Ю.Любимов. Театр на Таганке

Спектакль - настоящая музейная реликвия, столь же священная для таганковцев, как "Чайка" для МХАТа или "Принцесса Турандот" для Театра Вахтангова. Экспонат был тщательно отреставрирован Юрием Любимовым и вернулся в репертуар Таганки к ее 35-летнему юбилею. Валерий Золотухин тогда торжественно передал кувшин водоноса Ванга, который он носил столько лет, представителю нового поколения Владу Маленко.

6 января.


"После репетиции" И.Бергмана. Режиссер - В.Долгачев. МХАТ имени Чехова

Семья Юрских (сам Сергей Юрский, Наталья Тенякова и их дочь Дарья) осваивает сценарий телефильма Ингмара Бергмана. Казалось бы, камерной пьесе суждено провалиться на большой сцене МХАТа. Но вышло иначе: "После репетиции" - один из самых достойных спектаклей в сегодняшнем прокисшем МХАТе. Настоящий урок актерского ремесла и профессионализма.

5 января.


"Плач Иеремии". Режиссер - А.Васильев. Композитор В.Мартынов. "Школа драматического искусства"

Ветхозаветная книга "Плач Иеремии" положена на пение минималистом Владимиром Мартыновым. Белые голуби с кружевными хвостами гулят над белой стеной Храма. Люди в белом, черном и золотом (ансамбль духовной музыки "Сирин") ангельскими голосами славят имя Божие на руинах великого города. Спектакль, почти не имеющий отношения к драматическому театру, действует сильно и ошеломляюще. Национальная театральная премия "Золотая маска" за 1997 год.

2, 3, 4 января, начало в 20 часов.


Счастливая деревня

"Одна абсолютно счастливая деревня" Б.Вахтина. Режиссер - П.Фоменко. "Мастерская П.Фоменко"

Спектакль мог бы показаться сентиментальным, когда б не простота и самоирония, которой придерживаются Фоменко и его актеры. Режиссер способен сотворить театр даже на том ничтожном клочке пространства, что досталось ему в бывшем кинотеатре у метро "Кутузовская". Раз-два - и вот вы уже видите, как течет речка, а на ее берегах - немножко любви и много страданий. Но любовь, как водится, побеждает смерть. В главных ролях Сергей Тарамаев и Полина Агуреева. Опрос критиков, который провел Русский Журнал, показал, что этот спектакль признан лучшим в 2000 году. (Подробные рецензии.)

3, 4 января.


"Записки русского путешественника" Е.Гришковца. Режиссер - И.Райхельгауз. "Школа современной пьесы", сцена "Зимний сад"

"Не играть!" - такую задачу ставит себе Евгений Гришковец, когда выходит на сцену в одиночку. Такую же задачу поставил своим актерам и Иосиф Райхельгауз, осваивая драматургию Гришковца. "Сегодня мы репетируем", - говорят нам эти двое (Василий Бочкарев и Владимир Стеклов) и их режиссер, скромно притулившийся среди зрителей. Репетировать - это в переводе означает "повторять": повторять то, что давно прошло, припоминать давно забытые чувства и ощущения. (Подробные рецензии.)

5 января.


Премьера. "Набукко" Д.Верди. Режиссер - М.Кисляров. Большой театр

Ранняя опера Верди - смесь ходульного либретто о борьбе жителей Иерусалима с вавилонским царем Навуходоносором (в упрощенном варианте для пения - Набукко) и героических хоров. В Москве ставится впервые. Большой театр сейчас находится не в том состоянии, чтобы осилить все театральные условности этого оперного монстра. Да и сложнейшие вокальные партии - не по зубам молодой труппе театра. Остается надежда на хоры.

5 января.