Русский Журнал
/ Обзоры / Афиша www.russ.ru/culture/afisha/20010428.html |
Десять фильмов недели: 30 апреля - 6 мая УТОЧНЯЙТЕ СЕАНСЫ ПО ТЕЛЕФОНАМ! Антон Долин Дата публикации: 28 Апреля 2001
Телец (премьера). Это единственный российский фильм, представленный в конкурсной программе Каннского кинофестиваля-2001: повторяется ситуация двухлетней давности, только вместо "Молоха", фильма об одном уикэнде из жизни Гитлера, Сокуров везет на набережную Круазетт проникновенное повествование о сутках из жизни Ленина - больного, старого отставного вождя революции - в Горках. Остальные составляющие - примерно те же: сценарист Юрий Арабов (ему-то кстати и дали в 99-м каннский приз за сценарий), артист-хамелеон Леонид Мозговой... Оператор только новый, по имени Александр Сокуров. Режиссер сам взялся за камеру, и получилось неожиданно хорошо; в остальном "Телец" ближе к традиционному Сокурову, чем "Молох" - медленный, неторопливый, медитативный, задумчивый и, бесспорно, красивый. (Подробная рецензия.) Ролан 13 дней (премьера). В Америке такие фильмы очень любят, у нас, где история всегда превращалась на киноэкране в миф, они вряд ли возможны в принципе, тем интересней реакция российской публики. Это почти документальная история - участники событий видели и одобрили (sic!) - о тринадцати днях Карибского кризиса, увиденных глазами Кевина Костнера, доверенного лица и помощника президента Кеннеди. Костнер серьезен и вполне бесцветен, окружающие его персонажи правдоподобны до отвращения - столь скрупулезная реконструкция событий, по идее, должна сопровождаться столь же тщательной реконструкцией эмоций людей, готовых ко вполне реальному Апокалипсису Now, однако фильм слишком холоден. И поэтому вполне заунывен. Хотя у тех, кто сам пережил подобное, учился прятаться в бомбоубежище и надевать противогаз, быть может, "13 дней" вызовут какие-то живые чувства. Прага Стрела Аврора Мечта Солнцево Тбилиси В августе 44-го (премьера). Впервые за долгое-долгое время на наших широких экранах и, видимо, впервые в Долби-кинотеатрах - белорусский фильм (ну, не совсем белорусский, копродукция с РФ). Наконец-то наши режиссеры, в данном случае Михаил Пташук, взялись не за имитацию голливудских жанров, а за исконный советский добротный жанр военной драмы. "В августе 44-го" поставлен по мотивам самого известного романа Владимира Богомолова, писателя, более всего известного - в мире кино, по крайней мере - рассказом "Иван", по которому поставил свой первый фильм Тарковский. Впрочем, Богомолову фильм Пташука не понравился. Зато понравится он многим радетелям отечественного кино, поскольку жанр соблюден в точности, идеологии мало, а актеры, что ни говори, хорошие: Петренко, Миронов, Балуев... Каро-Фильм Каро-Фильм - 2 Пушкинский Ударник Никки, дьявол младший (премьера). Очередная тупая и нахальная американская комедия. Юмор, мягко говоря, не высшего пошиба. Тема скользкая - про дьявола и его сыновей. Сыновей трое, младший - самый глупый - становится главным героем незамысловатой истории о высшем и низшем. Спецэффекты весьма качественные, временами остроумные. Однако, главное здесь - актеры; имеется в виду не слабый и грубый комик Адам Сэндлер, сыгравший главную роль, а импозантный Харви Кейтел, его былой подопечный, неожиданно вышедший из тени Квентин Тарантино (он опять, как в былые времена, сыграл маленькую и смешную роль слепого проповедника), а также муза Тарантино и Линча - Патрисия Аркетт. В общем, если и не на что, то как минимум, есть на кого посмотреть. Прага Горизонт Стрела Аврора Витязь Мечта Солнцево Сердцеедки (премьера). Еще одна американская комедия, уже не детско-юношеская, а для среднего возраста, для семейных пар и бизнесменов (предпоследняя комедия такого рода в российском прокате - "Чего хотят женщины"). Идея традиционного сюжета плутовского романа сочетается здесь с бесспорным профессионализмом актеров, в результате получается вполне приемлемое жанровое кино, без перехлестов и пошлостей. Пожилой Джин Хэкмен играет комичного плейбоя в возрасте, а главные роли - матери и дочери, обольщающих мужчин и затем вытягивающих у них деньги - исполнили великолепные Дженнифер Лав Хьюитт и Сигурни Уивер. Победа Пушкинский Ударник Ролан Ганнибал (премьера). Одно из главных событий в мировом поп-кино. Ридли Скотт, ставший благодаря "Гладиатору" главным героем Оскара-2001 (хотя режиссерской награды, слава Богу, не получил), а когда-то снимавший весьма хорошие фильмы - от азов сайнс-фикшн "Бегущего по лезвию бритвы" и "Чужого" до феминистской "Тельмы и Луизы", поставил сиквел "Молчания ягнят", одного из немногих триллеров, воспринимаемых критиками всерьез. Доктор Ганнибал Лектер продолжает есть людей, а агент Кларисса Старлинг вступает в схватку (по-прежнему - безнадежную) со Злом. Джулианна Мур и Энтони Хопкинс - пара как минимум многообещающая, хотя очень многие киноманы полагают, что после "Человека-слона" у Хопкинса не было ни одной достойной актерской работы. Включая "Молчание ягнят". Варшава Пушкинский Ударник Киноцентр, МДМ, Каро-Фильм, Ролан - сеансы уточняйте по телефонам! Спасите Грейс! (премьера). Английская комедия в английском флегматично-ироничном духе, заслужившая приз зрительских симпатий на последнем Санденсе. В главной роли титулованная пожилая леди Бренда Блетин ("Голосок", "Тайны и ложь"). Сюжет - история дамы, которая после кончины мужа осталась в нищете и решила выращивать в своем саду марихуану. Поскольку перед нами комедия, то проект Грейс находит поддержку у ее приятелей - деревенских старушек и местного священника - а зрителя ждет запланированный хэппи-энд. 35 мм. Реквием по мечте (премьера). Решение выпустить такой фильм в широкий прокат - отважное решение. Вторая картина талантливого режиссера из новейшего поколения американских независимых (режиссерский приз за "Пи" в Санденсе) Даррена Аронофски не относится к арт-хаузу лишь потому, что ее пафос, в конечном итоге, вполне публицистичен и ни в чем не противоречит официозному государственному пафосу. Говоря проще, "нет наркотикам". В остальном - это виртуозный образчик клаустрофобического депрессивного кино, построенного на прозрачных и до слез красивых символах, возводящий идею наркотика к высшему принципу жизни обывателя. Монтаж и особенно музыка (исполнение Кронос-Квартета) выше всех похвал, актерская работа Эллен Берстин ("Изгоняющий дьявола", "Алиса здесь больше не живет") неправдоподобно хороша. В результате, перед нами образная притча - для широкого зрителя - или идеальный антинаркотический ролик - для потенциальных потребителей. Выбирайте, к какой категории вы относитесь. (Подробная рецензия, и не одна!) Горизонт Стрела Аврора Витязь Мечта Солнцево Тбилиси "Быть Джоном Малковичем". Один из лучших фильмов прошлого года лишь сейчас, после нескольких показов на летнем Московском Фестивале, выходит в широкий российский прокат. Лучше поздно, чем никогда. Совершенно реформаторская картина, напоминающая абсурдистским строением и специфическим юмором разве что скетчи Монти Пайтон да пьесы Введенского или Хармса. Вкратце, дело в том, что несколько отмороженных неудачников (в том числе, играющий уличного кукольника Джон Кьюсак и его "жена" - свихнувшаяся на домашних животных Кэмерoн Диаз) находят лазейку в голову актера Джона Малковича. Самому Малковичу хватило вкуса и здравого смысла, чтобы не упустить роль всей жизни. Дебютант Спайк Джонз (известный по виртуозному видеоклипу Бьорк It's oh so quiet, вдохновившему фон Триера на "Танцующую в темноте") получил массу номинаций на "Оскара", которые, слава Богу, ничем не обернулись. Должно же в конце концов в Америке оставаться независимое кино, не прирученное Голливудом! (Подробная рецензия.) Иллюзион Илья Муромец. Ремастированный и реставрированный, на зависть заморским шоубизнесменам и киноворотилам, советский фильм 56-го года обрел новую экранную жизнь на пленке Фуджи и в звуке Долби. Александр Птушко, в 30-х - авангардист и западник, автор "Нового Гулливера" и "Золотого ключика", после войны перешел к патриотически-национальным былинам ("Садко" и "Илья Муромец"), снятых с ненормальным размахам. Удастся ли эксперимент, действительно ли наши дети настолько устали от Диснея и иже с ним? Во всяком случае, взрослые вспомнят детство и отдохнут душой, а это уже немало. (Подробная рецензия.) Ролан |