Русский Журнал / Обзоры / Афиша
www.russ.ru/culture/afisha/20010827_bara.html

Кино на ТВ 27 августа - 2 сентября
Екатерина Барабаш

Дата публикации:  27 Августа 2001

Неделю, на которой показывают по два фильма великих Феллини и Висконти, лучшие фильмы Георгия Данелия и картину Вайды, язык не поворачивается назвать пустой.

На прошлой неделе у Георгия Николаевича Данелия был день рождения, и телевидение (отметьте оперативность) решило отметить его на этой. Первым покажут "Осенний марафон" (понедельник, ТВЦ, 21.30), который видели, наверное, все, но который можно смотреть бессчетное число раз и каждый раз, словно впервые, жалеть его героев за душевную неустроенность.

Один из выдающихся французских комедиографов, проповедующий смех ради смеха, Жерар Ури, на РТР поздно вечером, в 0.40. Забавный фильм о деревенском пареньке, мечтающем стать кинозвездой. Если вы не особо притязательны - пойдет.

Во вторник на ТВЦ в 21.15 - первая из 16 серий французского сериала с сугубо мелодраматическим названием "Опаленные сердца" о семейной паре, о том, как трудно было им воспитать двух спиногрызов. В одной из главных ролей - Мирей Дарк, которая снялась в этой картине после почти десятилетнего "простоя", вызванного отчасти болезненным разрывом с Аленом Делоном. Да и после "Опаленных сердец" Дарк на экране больше не появляется. А жаль - настоящих характерных актрис во Франции немного.

Красивая женщина и одновременно актриса Марина Влади в России в первый раз стала известной благодаря фильму "Колдунья" и во второй - благодаря женитьбе на ней Владимира Высоцкого. Комедия "Дуэт на диване" (сразу предупреждаю - никакой эротики), который начнется на ОРТ в 0.45, - из тех фильмов, что можно посмотреть без досады на бесцельно проведенное время. Картина о супружеской паре, находящейся в процессе развода и дележки имущества.

На том же канале в 12.15 - еще один сериал, и тоже знакомый и старый - "Долгая дорога в дюнах". По всем канонам тянет на мыльную оперу - ранняя любовь, война, разлука, жизнь с нелюбимым, ребенок, который оказывается все-таки ребенком от того, любимого, и закономерное счастливое воссоединение. Но от наших нынешних сериалов, либо топорно-любовных, либо кроваво-трупоносных, фильм Алоиза Бренча отличается и хорошими актерскими работами, и очень профессиональным сценарием, и даже, несмотря на явное "мыльное" построение сюжета, ощущением неподдельности и жизненности.

Типичный триллер "Разрешение на убийство" (РТР, 0.10) о том, как агент спецслужбы пытается поссорить друзей известного лидера политической оппозиции, можно было бы точно не смотреть лишь в одном случае - если бы в главных ролях не снялись великолепные актеры Дерк Богард и Ава Гарднер.

А вот, наконец, появляется и обещанный Феллини. На РЕН-ТВ в 0.45 - его первый опыт полнометражного цветного кино "Джульетта и духи", фантасмагорическое путешествие в глубь женского сознания. Джульетта (Джульетта Мазина), страдающая от подозрений и ревности мужа, погружается в мир собственных грез, в которых ее со всех сторон окружают духи. Можно сказать, что эта картина - что-то вроде женского варианта "Восьми с половиной". Впрочем, здесь, как случалось и потом у великого мастера, внешнее оформление берет верх над сюжетом, превращаясь в основной компонент фильма.

В среду - два действительно хороших фильма. На М1 в 19.45 - "Не горюй!" Георгия Данелия, грустная-грустная комедия, скорее - трагикомедия, в основе которой - роман Тилье "Мой дядя Бенджамен". Без всяческих сомнений скажу, что последняя сцена, в которой герой Серго Закариадзе, неизлечимо больной, собирает друзей на собственные поминки, - одна из лучших сцен советского кинематографа.

На РЕН-ТВ в 0.45 - блестящий фильм Лукино Висконти "Леопард", экранизация романа Джузеппе Томази ди Лампедуза. Вопреки расцветшему в 60-е в Италии розовому неореализму, "Леопард", фильм о судьбах сицилийской аристократии в период объединения Италии, - прекрасный образец вдумчивого, аналитического отношения к истории.

Следующий день - четверг - тоже отмечен великими Висконти и Феллини. "Гибель богов" Лукино Висконти (РЕН-ТВ, 0.45) в первое время довольно часто упрекали за то, что, мол, слишком уж узко показано зарождение фашизма, что причины, приведшие к господству коричневой чумы, кроются не только в надломах психики отдельного человека. Но Висконти оказался куда глубже, чем его критики. Да, чтобы к власти пришел Гитлер, недостаточно было морального разложения одной семьи, но именно диалектический принцип "от простого к сложному" лег в основу висконтиевского видения проблемы. Когда есть благодатная почва, зерно болезни взрастает на ней гораздо быстрее, чем там, где пытается бороться иммунитет. В Германии 30-х не было иммунитета, и это лучше всего показано на примере истории деградации семьи немецких промышленников Эссенбеков, точнее - ее главы Мартина.

И, разумеется, почти в это же время - 0.55, на ТВЦ - другой великий итальянец, Федерико Феллини с трагикомедией "Город женщин". Этот фильм в каком-то смысле можно считать мужским вариантом "Джульетты и духов", потому что художественный прием - жизнь во сне - позволяет точно так же, как в картине с Мазиной, пренебрегать сюжетом, отдавая предпочтение внешнему оформлению. Герой фильма по имени Снапораз попадает в сказочный город женщин, и тут уж буйство фантазии режиссера не знает удержу, тем более, повторю, что "сновидческая" структура позволяет это делать очень легко. В главной роли, разумеется, Марчелло Мастроянни, любимый актер Феллини, который в свое время был выбран им для "8 1/2" за стандартную, ничем не примечательную внешность. Это Мастроянни-то, а?

Когда в один день показывают сразу двух великих, остальным делать нечего и даже рассказывать о том, что вы еще увидите в четверг, не с руки. Будем считать, что четверг, по-настоящему начавшийся в 0.45, исчерпан.

В пятницу телевидение начинает праздновать 50-летие Алексея Учителя, хотя, думается, ему еще далеко до режиссеров, внесших действительно заметный вклад в мировое кино. Очень всем понравился, правда, "Дневник его жены", но кому же не понравится прилюдное и веселое перетряхивание грязного белья (которое в фильме является синонимом духовного мира) великого писателя? В пятницу на РТР в 0.50 - другое страстное копание в закоулках чужой души и гардеробов - "Мания Жизели", жизнь величайшей российской балерины Ольги Спесивцевой. Та же одухотворенная Галина Тюнина, что играла Веру Николаевну в "Дневнике...", тот же Андрей Смирнов, тот же неподдельный интерес к любовным злоключениям, показанным, впрочем, захватывающе и до слез проникновенно. Есть забавные режиссерские ходы - например, в роли персонажей прошлого появляются персонажи настоящего - Алексей Герман, Иван Охлобыстин, Михаил Козаков. Все есть - нет Жизели. Нет Спесивцевой. Нет души.

Много в этот вечер хороших женских актерских работ. Вот, например, сентиментальная мелодрама о любви молодого предпринимателя Макса Бейрона и сорокалетней официантки Норы Бейкер из первоклассной закусочной под названием "Белый дворец", давшей название картине на СТС в полночь. В роли официантки - вдумчивая актриса Сьюзен Сэрэндон. На том же канале в девять вечера в фильме "Смерть ей к лицу" в прелестном дуэте выступят еще две голливудские звезды - Мэрил Стрип и Голди Хоун. Мэрил Стрип, правда, редко снимается в комедиях, что каждый раз делает ее решение еще более ценным. Ну а Голди Хоун, что называется, собаку съела на комедиях. По сюжету две героини находят сильнодействующий препарат, возвращающий молодость. Однако их решимость испробовать препарат на себе сулит такое количество проблем, что дамы уж и не рады.

В привычной роли типичной киношной американки - независимой, стойкой и оптимистичной - выступит в субботу на НТВ в 22.20 суперзвезда Голливуда Джулия Робертс. В картине "Есть о чем поговорить" она играет ту самую среднюю американку, которая просыпается и засыпает с мыслью о своих правах. На сей раз она ни в коем случае не намерена прощать измену мужу. Короче, Эрин Брокович в зачаточном состоянии.

Смешная комедия на РТР в 20.35 - "Несправедливо обвиненный" с Лесли Нильсеном в главной роли. Сюжет рассказывать бессмысленно, так как он практически бессмыслен сам по себе - во-первых, и во-вторых, честно говоря, запомнить его почти невозможно. Остаются в памяти какие-то куски, какие-то поступки персонажей. Мне, например, больше всего запомнилось, как главный герой заигрывает с хозяйкой вечера, куда его пригласили: "Какая занятная морда у вашей собаки!" - "Вообще-то это задница". - "Что вы говорите! А это, значит, косточка от персика, который я ей скормил?" Дальше все примерно в таком же роде, юмора ниже пояса выше крыши, но не стоит делать вид, что лишь диккенсовский юмор вам близок. Все это пустой снобизм!

На том же РТР в 22.20 - психологическая драма по рассказу Стивена Кинга "Побег из Шоушенка" о молодом преуспевающем бизнесмене, обвиненном в убийстве жены и ее любовника. Разумеется, обвиненном несправедливо. В роли несчастного банкира - Тим Роббинс, ставший в последние годы одним из самых нескандально-преуспевающих режиссеров Америки. Этот фильм, правда, поставлен не им, поэтому, очевидно, здесь нет его жены Сьюзен Сэрэндон (впрочем, к чему пустое злословие, она и без того замечательная актриса, любимая многими режиссерами), зато есть один из самых симпатичных и значительных актеров-афроамериканцев Морган Фримэн, чье интеллектуальное обаяние используют в хвост и в гриву, приглашая Фримэна на роли умных полицейских инспекторов.

Конечно, в этот день нельзя обойти вниманием культовый фантастический боевик Люка Бессона "Пятый элемент", который очень нравится мужчинам и детям. Остальным хоть и безумно интересно смотреть, как в недалеком будущем нас будут развозить такси-самолетики, а жить мы будем ближе к Луне, но не так просто понять, что же такое происходит. Ясно только, что пятый элемент - это человек, а вообще все затеяно ради борьбы добра со злом, красавицы Миллы Йовович, на тот момент жены Бессона, и мужественного Брюса Уиллиса, на тот момент еще мужа Деми Мур.

В воскресенье, честно говоря, довольно много неплохого кино, но позволю себе всерьез порекомендовать вам обратить внимание лишь на некоторые. Фильм "Любовь в Германии" ("Культура", 22.40), пожалуй, стоит посмотреть уже потому, что это Вайда. "Любовь в Германии" - один из многих фильмов Вайды, посвященных оккупации ("Пейзаж после битвы", "Корчак", "Страстная неделя") - о неожиданной страсти, возникшей между немкой и пленным поляком. Ханна Шигулла в этом фильме, несмотря на усилия Вайды, больше похожа на все то, что она играла у Фассбиндера. А у Фассбиндера она снялась ни много ни мало в 21 ленте. И хотя их личные отношения до сих пор остаются неясными, тем не менее Шигуллу можно считать Галатеей, вылепленной Пигмалионом - Фассбиндером.

В 22.45 стоит посмотреть на РТР американский фильм "Безумный Сесил Б." Джона Уотерса, одного из самых приметных представителей американского андеграунда. Долго время он был этаким голливудским enfant terrible, пока постепенно, сам того не замечая, стал снимать совершенно мейнстримовское кино. Остались в прошлом "Розовые фламинго", зато появились такие типично голливудские эксцентрические комедии, как "Мамочка-маньяк" и вот теперь - "Безумный Сесил Б." с Мелани Гриффитс в роли кинозвезды, которую помешанный на терроризме ее поклонник решает похитить.

И закончить неделю можно криминальной драмой "Бассейн" Жака Дерэ, крепкого французского режиссера (РТР, 0.35). Молодая пара проводит отпуск на своей вилле в Сен-Тропе. Неожиданно в гости к ним прибывает бывший любовник героини, труп которого через день-два плавает в бассейне. Еще неизвестно, привлек бы этот фильм такое внимание публики и прессы, если бы заранее не стало известно, что в нем опять встретились бывшие любовники Ален Делон и Роми Шнайдер, расставшиеся за несколько лет до этого по инициативе Делона. Поэтому и сюжет, и диалоги героев, и каждый взгляд, реплика тут же наполнялись новым, "междустрочным" содержанием. Вот так сплетаются жизнь и искусство. А вы говорите...