Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Афиша < Вы здесь
Семь спектаклей недели
Дата публикации:  27 Августа 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

В Москву возвращаются театры, начинается очередной и одновременно новый театральный сезон. "Ну и что? - спросит равнодушный человек. - Ничего особенного, все повторяется как всегда". Тем не менее, возникает ощущение чего-то нового, вроде как у школьников первого сентября: все то же, и учителя, и одноклассники, а все поначалу - в радость. Чуть погодя это ощущение пройдет, но пока так приятно...

Предстоящая неделя "обрастает" все новыми спектаклями, пусть не как Гвидон, который, как известно, рос по часам, но все же.

28 августа, во вторник, Театр имени Вахтангова, кстати, открывший юбилейный 80-й сезон (можно только позавидовать, как вахтанговцы находят повод, чтобы каждый сезон отметить хоть какой-нибудь юбилей), представляет свою последнюю премьеру - спектакль Владимира Мирзоева "Сирано де Бержерак" Ростана. Как правило, зрители после спектаклей Мирзоева делятся на две категории: ярых поклонников и ярых же, но отрицателей. Но никто не откажет ему в своеобразии. В главных ролях - Ирина Купченко и Максим Суханов. Последний тоже обладает своей неповторимой для других, но повторяемой им самим манерой. Внешние эффекты его игры часто затмевают суть, которая, что сегодня редко случается, тоже имеет место. Его Сирано в конце спектакля, кажется, не умирает, а словно истаивает, возвращаясь по лунному лучу в вечную темноту. Для сухановского Сирано чистая поэзия и высокая любовь куда важней всей внешней мишуры, из которой так часто состоит жизнь. Успеху спектакля, а даже внутри театра согласны, что публика, которая валом валит на эту премьеру, не ошибается, поспособствовали и музыка Алексея Шелыгина, и костюмы Павла Каплевича, чье авторство также прочитывается сразу.

В среду, 29-го, в театре на Малой Бронной - спектакль по пьесе Г.Бламстейна "Нижинский, сумасшедший божий клоун". С этой работы начался серьезный "роман" Андрея Житинкина и театра, завершившийся, если можно это применить к творческому союзу, счастливым браком - приглашением режиссера возглавить когда-то легендарный коллектив. Режиссер любит вспоминать, как создавался этот спектакль. Его не приняли к постановке в театре имени Моссовета, где он тогда служил, и он пришел вместе с актером Александром Домогаровым и художником Андреем Шаровым на Малую Бронную. Тут ему дали добро. Режиссер попросил дать ему возможность занять в спектакле артистов любимого им Анатолия Эфроса, и это тоже было выполнено. Олег Вавилов, Геннадий Сайфулин, Ольга Сирина, Анна Антоненко-Луконина, Елена Смирнова приняли и выполнили задачи нового для них режиссера. И спектакль о великом русском танцовщике начала ХХ века вот уже третий год собирает полные залы. Кстати, в субботу, 1-го, в День знаний и День города состоится первая премьера (извините за тавтологию) Андрея Житинкина в качестве главного режиссера. Это будет уайльдовский "Портрет Дориана Грея", не шедший в столице почти 50 лет. В главной роли молодой артист Даниил Страхов. А давний партнер режиссера Александр Домогаров в очередь с Олегом Вавиловым сыграет роль лорда Генри.

30-го - неожиданный обвал. Во-первых, открывает сезон "Мастерская Петра Фоменко", дают "Войну и мир. Начало романа. Сцены". Спектакль поставлен так, словно актеры, читая роман за столом, почувствовали необходимость тут же разыграть его, легко, без нажима, как будто пробуя. Но за этой легкостью - долгие репетиции, тщательная проработка характеров, которыми отличаются спектакли Петра Фоменко. Как всегда, великолепны актрисы "Мастерской" Полина Агуреева, Ксения Кутепова, Мадлен Джабраилова и Галина Тюнина. (Спектакль пойдет и 31-го).

Во-вторых, в "Школе современной пьесы" пойдет "Чайка", но не Антона Чехова, также идущая в этом театре, а Б.Акунина, написавшего продолжение к классическому тексту. Он начал с того, с чего Чехов закончил - с самоубийства Треплева. Но предложил свой вариант, вполне в духе Агаты Кристи: у каждого, присутствовавшего на тот момент в доме и усадьбе, была причина желать смерти Константина. Дорн, словно Пуаро, ведет дознание, а актеры в каждой сцене проигрывают его умозаключение. Так кто ж убил Треплева? Иосиф Райхельгауз, режиссер спектакля, сознательно занял в спектакле всех актеров чеховской "Чайки" - Татьяну Васильеву и Ирину Алферову (Аркадина), Льва Дурова (Сорин), Василия Бочкарева и Альберта Филозова (Дорн)... Но Треплева в обоих составах играет лишь Александр Гордон. В "Школе" шутят, что у них на самом деле четыре "Чайки", ведь каждый ансамбль - это все-таки иной спектакль. Интересно сравнить: не каждый театр пойдет на столь рискованный эксперимент.

В-третьих, на Малой сцене театра-центра имени Ермоловой - тоже Чехов, но "Медведь. Предложение. Сцена из первой редакции комедии "Вишневый сад" (и 2-го сентября). Режиссер-постановщик Алексей Левинский. Левинский давно работает на малой сцене. Его спектакли не столь заметны в театральной жизни Москвы, но очень значимы для нее, для ее здоровья. Режиссер всегда внимательно и неожиданно прочитывает уже известные тексты, преобразует пространство, предлагает новые задачи своим артистам. И у него действительно своя команда, которая многие годы его не покидает.

В пятницу, 31-го августа, вахтанговцы сыграют комедию Старицкого "За двумя зайцами...", в давней экранизации которой так блистательно играл великий Олег Борисов. В этой версии режиссера Александра Горбаня прекрасна работа Марии Ароновой. Пожалуй, именно после Прони и заговорили о молодой актрисе, до того чаще блиставшей в телесериалах.

Запаситесь терпением и 2-го сентября. В театре имени Гоголя идет спектакль Сергея Яшина по прежде неизвестной (и непереведенной у нас) пьесе Теннесси Уильямса "Записная книжка Тригорина". Это очень вольная фантазия американского драматурга по чеховской "Чайке", хотя во многих местах Уильямс идет буквально за чеховским текстом. Спектакль длинный, непростой для торопливого зрителя. Но, безусловно, это очень важная работа для театра, который стараниями Сергея Яшина старательно разрабатывает темы всяческих грехов. Треплева играет Иван Шибанов, ярко заявивший о себе в столице работой в "Истории солдата". В роли Аркадиной Светлана Брагарник - прима гоголевской сцены, чья незнаменитость на фоне молодых телезвезд совершенно незаслуженна. Есть повод проверить.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Екатерина Барабаш, Кино на ТВ 27 августа - 2 сентября /27.08/
Неделю, на которой показывают по два фильма великих Феллини и Висконти, лучшие фильмы Георгия Данелия и картину Вайды, язык не поворачивается назвать пустой.
Антон Долин, Десять фильмов недели: 15-21 августа /14.08/
"Фанатик" - лауреат ММКФ, герой которого - мерзавец, скинхэд, еврей и убежденный антисемит. "Секрет" - французская эротическая драма, каковых развелось подозрительно много. "Эволюция", "Мулен Руж", "Вместе", "Кинопроба" и это еще не все!
Антон Долин, Десять фильмов недели: 8-14 августа /08.08/
"Эволюция" - приключенческая комедия для детей и взрослых, пародирующая "Секретные материалы". "Вирус любви" - американская молодежная комедия, но юмор не самого низкого пошиба. "Мулен Руж", "Вместе", "Кинопроба" и это еще не все!
Антон Долин, Десять фильмов недели: 1-7 августа /31.07/
"Мулен Руж" √ фильм-праздник; "Вместе" - новое творение Лукаса Мудиссона; "Кинопроба" - зрелище не для слабонервных; "Тень вампира" - симфонии ужаса Мурнау. И это еще не все!
Антон Долин, 10 фильмов недели: 25 √ 31 июля /24.07/
"Тень вампира" - фантазия по мотивам "Носферату - симфонии ужаса" Мурнау; "Крокодил Данди в Лос-Анджелесе" - третья часть бесконечного сериала про крутого австралийского охотника Данди-Крокодила в каменных джунглях США; "Очень страшное кино-2" - и еще тупее! И это еще не все!
предыдущая в начало следующая
Татьяна Рыбакина
Татьяна
РЫБАКИНА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Афиша' на Subscribe.ru