Русский Журнал / Обзоры / Афиша
www.russ.ru/culture/afisha/20010831_bara.html

Кино на ТВ 3 - 9 сентября
Екатерина Барабаш

Дата публикации:  31 Августа 2001

На предстоящей неделе разгула классики, который наблюдался на неделе минувшей, не предвидится, хотя громкие имена нет-нет и появятся в нашем обзоре. Но осмелюсь предположить, что смотреть по телевизору сплошную классику (да еще по ночам, как у нас водится) готовы далеко не все. Поэтому служебный долг призывает обратить внимание на "среднее" кино, способное вечером утихомирить расшатавшиеся после рабочего дня нервы - и не более того. Но и не менее.

Понедельник, как всегда, - день чего угодно, только не хорошего кино. Возможно, поклонники Жерара Депардье, страдающие к тому же бессонницей, обратят внимание на фильм "Берег правый, берег левый" (РТР, 0.40), главный герой которого, адвокат, нежно относящийся к презренному металлу, то и дело берется защищать негодяев и подонков. Понятное дело, что подобные компромиссы с совестью чреваты.

Много в этот день нашего кино, в основном постперестроечного, которое сейчас смотрится с чувством легкого снисхождения, - надо же, когда-то такие фильмы казались нам смелыми и актуальными. Например, фильм "Клан" о партийной мафии в послебрежневские времена и о честном следователе, который пытается с ней бороться. Почему-то подобные фильмы НТВ любит показывать в прайм-тайм - 22.50.

Кстати, в этот день есть еще один фильм про адвоката - психологическая криминальная драма на СТС в 21.00 - "Первобытный страх". Удачливый адвокат берется защищать убогого юношу, обвиненного в убийстве епископа. Причем сам адвокат так и не может понять, виновен юноша или нет. Фильм стал одним из лидеров американского кинопроката 1996 года. Наверное, отчасти это произошло потому, что главную роль в картине сыграл Ричард Гир, которого в Америке любят. С другой стороны, многие сочли главной удачей фильма игру не известного еще тогда совсем молодого Эварда Нортона. К тому же сентиментальные американцы не могли не пролить ручейков слез над судьбой несчастного, умственного отсталого юноши, ставшего жертвой сексуальных притязаний епископа.

Во вторник ОРТ в 19.50 запускает сериал недавно умершего Виктора Титова "Русский транзит" по роману В.Барковского о профессиональном спортсмене, работающем в ресторане вышибалой. Спортсмена-вышибалу играет харизматический Евгений Сидихин, без которого в последнее время не обходится, кажется, ни одна постановка.

Комедию "Лос-Анджелесская история", что на РТР в 20.50, есть смысл посмотреть ради обаятельнейшего комика Стива Мартина, выступившего здесь и в роли сценариста, что, впрочем, с ним случается часто. Мартин играет телеведущего, этакого скептика-циника, который полагает, что все в жизни имеет право быть осмеянным и освистанным. Так и считает он до тех пор, пока не падает на его седую голову безоглядная любовь. Налицо одна из любимых тем мирового кинематографа - чудесное превращение циника в лирика.

На ТВЦ - тоже сериал, "Пария. Поруганная честь" (0.55), из названия которого почти ясно, что некто жестоко мстит давнему врагу за свою поруганную честь. Фильм хоть и более чем средний, но пятнадцать лет назад во Франции он был встречен с большой нежностью - в картине снимается Шарль Азнавур, который, кстати, никогда особо не чурался плохонького коммерческого кино. В хороших, правда, тоже снимался, но мало - "Жестяной барабан", "Дьявол и десять заповедей", "Стреляйте в пианиста".

"Войну и мир" как-то не поворачивается язык назвать сериалом, как-то больше принято именовать ее эпопеей. Ладно, пусть так. Значит, киноэпопея "Война и мир" в постановке Сергея Бондарчука начинается на канале "Культура" в 21.40. Рассказывать про эту картину - дело дурацкое, напомню лишь, что это был самый дорогой фильм отечественного кинематографа - и очень дорогой даже по голливудским меркам. Куда дороже, кстати, чем предшествовавшая ей американская версия с Одри Хепберн. Кроме того, за самую большую в истории кино массовку (120 тысяч человек) картина красуется в книге рекордов Гиннесса.

Ни один фильм английского режиссера Джона Бурмена не обходится без жестокого конфликта, почти смертельного противостояния. В картине со странным названием "Зардоз" (РЕН-ТВ, 0.45) это схватка личности и подавляющего ее тоталитарного общества. Как часто бывает, режиссер заставляет эту всегда актуальную тему "играть" в облачении фантастической притчи. 2293-й год. Люди технократического будущего являются марионетками в руках неведомых злых сил, навязывающих сверхрациональный стиль жизни. Бунтарь Зед - дикарь с точки зрения властвующих интеллектуалов. Он хочет вызволить общество из-под гнета вымышленных божеств. И этот самый человечный человек оказывается в результате сильнее любого супердостижения техничекого прогресса. Шон Коннери, исполнитель главной роли, привыкший играть людей честных и смелых, здесь чувствует себя абсолютно в своей тарелке, хотя не так уж ему идет длинная черная коса. Но что поделать - в 23-м веке так носят.

За главную роль в фильме "Обвиняемые" (СТС, 21.00) Джоди Фостер получила "Оскара". Причем произошло это после многих лет забвения, когда об актрисе прочно забыли, словно не было таких картин, как "Алиса здесь больше не живет", "Таксист", "Багси Мелоун". Кроме того, "Обвиняемые" оказался очень ко двору Америки конца 80-х, когда феминистические веяния уже грозили превратиться в шквальный ветер. Героиня фильма, жертва группового изнасилования, не найдя поддержки со стороны правосудия, склонного к тому же обвинить девушку в том, что она спровоцировала безобразие, пускается мстить сама. Эта картина в каком-то смысле пересматривала отношения полов (как бы выразились сейчас - гендерную проблему) и давала явные преимущества слабой половине.

В среду на метровых каналах - тоска непролазная. Включайте дециметровые и выбирайте между фильмами "Камера" (СТС, 21.00) и "Все о Еве" (РЕН-ТВ, 0.45). В первом молодой адвокат (это который уже по счету на этой неделе?) защищает своего деда, которого обвиняют в убийстве N-летней давности. Дед, к слову сказать, член ку-клукс-клана. И, быть может, не был бы он достоин жалости, если бы не блестящая игра Джина Хэкмена, который умеет в самой плоской роли находить такие повороты и нюансы, что образ оказывается словно ограненным искусным огранщиком, начинает играть всеми возможными цветами человеческой психологии. На пару с ним в фильме снимается Фэй Данауэй, когда-то начинавшая с культового фильма "Бонни и Клайд" и введшая в моду береты и юбки а ля Бонни. В этом же фильме снимался и Хэкмен, но ему повезло меньше - как и долгие годы после этого, пока слава не заметила его, он играл второстепенные роли.

Теперь пару слов о втором. "Все о Еве" - фильм, принесший его создателю Джозефу Лео Манкевичу два "Оскара" - за режиссуру и за сценарий. Возможно, эта картина о стареющей актрисе и грешит некоторой театральностью, неторопливостью (сразу приходят на ум старые мхатовские спектакли), но диалоги - остроумны, актерская игра - великолепна. В главной роли здесь снялась Бетт Дэвис, долгие годы считавшаяся первой леди американского кинематографа. "Все о Еве" - ее первая возрастная роль, первая попытка сменить амплуа жесткой "новой американки". Первая женщина, избранная президентом Американской киноакадемии, первая из звезд Голливуда, посмевшая бунтовать против своих хозяев, Дэвис стала и первой женщиной, награжденной Американским киноинститутом за совокупный труд жизни (1977). Так и не удостоившись "Оскара" за вклад в киноискусство, все же была отмечена в 1986 году почетной премией "Сезар" - во Франции, где умерла три с половиной года спустя.

В четверг - сразу два фильма с Томом Беренджером: "Замена" на РТР в 20.50 и "Конвоиры" на НТВ в 19.55. Оба демонстрируют неплохое владение актером различными видами стрелкового оружия (особенно это заметно в "Замене", где крутой солдафон приходит на урок вместо своей подружки-учительницы и по-своему разбирается с ее обидчиками-учениками), а также легкий намек на наличие у Беренджера комедийного таланта (это видно уже во втором фильме, где герой, тоже солдат, получает приказ отвести в тюрьму очаровательную дамочку). Вообще Беренджер - один из тех актеров, чье настоящее дарование оказалось погребенным под непреложным амплуа, выросшим со временем в один большой штамп. Жаль, актер-то ведь действительно талантливый.

Остросюжетный фильм "Детектив" (Столица, 22.25), хоть и снят Жан-Люком Годаром, нельзя назвать характерным для родоначальника "новой волны" - довольно стандартный детектив с трупом в гостинице и поисками убийцы. Но Годар есть Годар, и фильм интересен не только с сюжетной точки зрения, но и глубокими психологическими подтекстами, которые очень точно передают Клод Брассер и Натали Бэй.

В пятницу - смешной детектив Юлиуша Махульски, на сегодняшний день одного из самых талантливых польских режиссеров, создателя "Секс-миссии" и "Ва-банк", - "Килер"(ОРТ, 23.55). Именно так, с одним "л", из-за чего и начинается путаница - скромного таксиста по фамилии Килер хватают на месте убийства, к которому тот, естественно, не имеет отношения. Полиция меж тем убеждена, что ей в руки попался самый страшный, самый профессиональный и никем не виденный киллер, которого долгие годы ищет вся польская полиция.

Вполне симпатичный приключенческий фильм на М1 в 22.05 - "Рубин Каира". После кончины мужа вдова узнает, что муж оставил огромные счета в разных банках в разных городах мира. Что делает ее, безусловно, веселой вдовой. Вокруг этих денег начинается сущая свистопляска - ясное дело, деньги нужны не только ей, но молодая вдова (Энди Макдауэлл) своего не упускает. В паре с ней - Лиэм Нисон, сыгравший множество ролей в кино, но по-настоящему прославившийся главной ролью в "Списке Шиндлера".

В 1978 году, когда уже лежали на полке и "Короткие встречи", и "Долгие проводы", Кира Муратова сняла "Познавая белый свет" (суббота, "Культура", 23.05). Фильм тогда не запретили, но и восторгов слышно не было, как не было слышно и споров о нем до хрипоты. Наверное, это самый безнадежный фильм Муратовой. В самый пик застоя, когда про оттепель уже забыли, а о демократии и думать боялись, она сделала картину, в которой, словно познавая белый свет, как маленький ребенок, пытается составить его из светлых кусочков. Но не получается - кусочки скачут, как в фильмах Феллини, отказываясь сложиться в полноценную картинку. Не из чего, выходит, складывать. И режиссер сама это понимает, на протяжении всего фильма очень явно демонстрируя собственную отстраненность от всего созданного ею же.

Совсем поздно ночью, в 1.30, на М1 - так полюбившийся в последнее время нашему телевидению Клод Лелуш с криминальной мелодрамой "Осторожно - бандиты!". Герой выходит из тюрьмы и, прежде чем начать новую честную жизнь, мстит за смерть жены и пытается устроить жизнь дочери. Сюжет вертится вокруг криминала, но у такого "поэтического" режиссера, как Лелуш, не может не перевешивать романтическое, мелодраматическое начало. И хотя этот фильм даже не всегда упоминается в фильмографии режиссера, смотреть его все равно чрезвычайно приятно.

В воскресенье на НТВ в 0.55 - один из самых мрачных фильмов Федерико Феллини - "Сатирикон Феллини", фантазия-фреска, созданная на основе сохранившихся отрывков романа Петрония Арбитра. Но не Римская империя - причина озабоченности режиссера, она лишь повод всерьез, как это получается у Феллини, задуматься о невеселой судьбе современной цивилизации и культуры. И, как часто это бывает у великого режиссера, пренебрегая целостностью сюжета, он выводит на первое место визуальные эффекты, которые есть не что иное, как бесконечный праздник цвета, нескладной мозаики - магия красочного барокко.

Как-то получилось, что на этой неделе мы совсем забыли о нашем кино. Впрочем, нашего хорошего кино будет не так уж много. Из того, что можно смотреть и пересматривать без боязни набить оскомину, упомяну "Берегись автомобиля" Эльдара Рязанова на НТВ в 13.30, который, как, впрочем, многое из того, о чем мы здесь пишем, и в рекламе-то не нуждается.