Русский Журнал / Обзоры / Афиша
www.russ.ru/culture/afisha/20010910_shala.html

Девять спектаклей недели: 10-16 сентября
Анна Шалашова

Дата публикации:  10 Сентября 2001

Премьеру спектакля "Кабала святош" можно увидеть во МХАТе им. Чехова 10 сентября, а потом уже - 17-го (и в этом месяце премьеру больше не сыграют). По словам Олега Табакова, это один самых долгосрочных проектов в его жизни. Театр столкнулся со множеством сложностей - это и постоянные проблемы с художественно-постановочной частью, и смена одной из главных исполнительниц (так, за несколько недель до премьеры, которая первоначально должна была состояться в мае, на роль Мадлены Бежар вместо Натальи Гундаревой ввелась Ольга Яковлева). Все это привело к тому, что репетиции длились более восьми с половиной месяцев. Режиссер Адольф Шапиро в программке к спектаклю достаточно подробно рассказывает историю замысла: как незадолго до смерти Олег Ефремов несколько раз говорил ему о том, что хотел бы, увидеть Табакова в роли Мольера. Он от этого предложения долгое время отказывался, но после смерти Ефремова ему в голову пришла мысль, что все-таки можно сделать спектакль "Кабала святош", но совершенно другой, не похожий на тот, что шел долгое время во МХАТе с Ефремовым в главной роли. "Пьеса из музыки и света", - гласит подзаголовок на программке. И свет, стильное, красивое сценографическое решение Харикова, оригинальная музыка Артемьева - именно то, из-за чего сейчас стоит посетить этот спектакль. "Кабала святош" идет с двумя антрактами, длится три часа. В ролях - Олег Табаков (Мольер), О.Яковлева (Мадлена Бежар), В.Кашпур (справедливый сапожник), А.Ильин (Людовик Великий), И.Верник (маркиз де Лессак) и др.

11 сентября в Театре имени Евгения Вахтангова будут играть пушкинскую "Пиковую даму". Спектакль несколько лет назад поставил Петр Фоменко, а главную роль (старухи-графини) играет Людмила Максакова. Бережное и внимательное отношение к тексту, оригинальное чтение пушкинской прозы. Так, Лиза (М.Есипенко), держа в руках томик Пушкина, подходит к окну и грустно констатирует: "Лизавета Ивановна была домашней мученицей". На сцене непрерывно вращаются петербургские мостики, комната Германа сменяется спальней графини. Образ Петербурга - города призрачного, загадочного, мистически-страшного становится в спектакле одним из главных. Фоменко когда-то работал в Ленинградском театре Комедии. И, как говорит сам режиссер, Петербург не принял его, и в результате этих сложных отношений Фоменко с городом на Неве в спектакле неожиданно возникает персонаж, которого играет Юлия Рутберг и имя ему - "Тайная недоброжелательность". Спектакль идет два часа десять минут без антракта.

8 сентября умер художественный руководитель театра Маяковского Андрей Гончаров, и 12 сентября в память о режиссере, который несколько десятилетий возглавлял театр, покажут один из лучших спектаклей, поставленных в последние годы - "Загадочные вариации" (режиссер спектакля - ученица П. Фоменко Е. Невежина). За два часа зрителям предстоит стать свидетелями необычной, запутанной истории, которая начинается совсем обыденно: к нобелевскому лауреату писателю Знорко приезжает журналист - Эрик Ларсен. Приезжает, конечно же, не просто так - взять интервью. Но постепенно, слово за слово, журналист выясняет очень интересные подробности из жизни писателя. Сюжет романа, который пишет Знорко, оказывается полностью основанным на реальной переписке писателя с возлюбленной журналиста. Письма от нее продолжают приходить, хотя прошло уже несколько лет с тех пор, как она умерла. Разгадку этой запутанной ситуации и должны вместе найти герои. В спектакле совершенно замечательно, в лучших традициях русской психологической школы, играют два актера - М.Филиппов (Абель Знорко), И.Костолевский (Эрик Ларсен).

Мастерская Петра Фоменко возвращается после почти двухнедельных гастролей. 13 и 14 сентября будут показаны спектакли, ставшие главными событиями прошлого и позапрошлого театральных сезонов - "Одна абсолютно счастливая деревня" и "Семейное счастие". Спектакль "Одна абсолютно счастливая деревня" поставлен Петром Фоменко по повести Б.Вахтина. В одной "абсолютно счастливой деревне" жили себе люди, жили: влюблялись, работали, женились, пели песни - и тут неожиданно все изменилось: война. Молодоженам, которых блистательно играют Полина Агуреева (Полина) и Сергей Тарамаев (Михеев), сразу после свадьбы приходится расстаться. Михеев идет на войну, у Полины рождаются дети, Михеева убивают. Грустная история. Но Фоменко со своими удивительными актерами рассказывает ее до такой степени искренно и просто, что понимаешь - именно в этой "неслыханной простоте" заключена подлинная правда, мудрость жизни, правда искусства. Второй спектакль "Семейное счастие" - сценическая композиция одноименной повести Л.Н.Толстого.

15 сентября театр на Таганке открывает новый сезон последней премьерой - "Театральным романом" Булгакова. Идея постановки романа Булгакова возникла у Любимова довольно давно. На праздновании столетия МХАТ он неоднократно предлагал и Ефремову, и Ульянову поставить булгаковские "Записки покойника". Поставить и посмеяться над всеми, посмеяться над собой. Предложение Любимова отклика не нашло. Как сказал Любимов в одном из своих интервью "Смеяться над собой не захотели, а жаль". И вот прошло четыре года, и режиссер самостоятельно, в своем театре в рамках русской программы третьей всемирной театральной Олимпиады все же показал этот спектакль. "Театральный роман" идет час пятьдесят пять без антракта. В ролях: В.Золотухин, Ф.Антипов, А.Граббе, Д.Мулляр и др.

16 сентября на Таганке будет "Евгений Онегин". Этот спектакль продолжает развивать новую стратегию режиссера Любимова - режиссер провозглашает новую форму спектакля - спектакль-клип: "Темп - вот сейчас основа. Сейчас нельзя делать длинные или, во всяком случае, растянутые спектакли. Монтажная, кинематографическая смена сцен. Без разгона, сразу: ап! - и пошли". "Евгений Онегин", впрочем, как и почти все последние спектакли Таганки, идет без антракта и длится час тридцать пять. В спектакле звучит музыка П.Чайковского, В.Мартынова, А.Шнитке, голоса А.Яблочкиной, И.Смоктуновского, В.Яхонтова, арии в исполнении Л.Собинова, И.Козловского, Г.Отса и др. Озорными штрихами режиссер играючи пытается набросать эскизы к портретам персонажей - Онегина, Ленского, Татьяны, дать почувствовать атмосферу пушкинской поэмы, которая, как мы помним со школы, является действительно "энциклопедией русской жизни". Кстати, именно от этого затасканного определения и пытается избавить Пушкина Любимов.

14-15 сентября в театре Сатиры премьера - режиссер С. Арцибашев покажет пьесу Жана Ануя "Орнифль". В спектакле заняты А.Ширвиндт, М.Державин, В.Васильева, Ю.Авшаров, Е.Графкин и др. А 16 сентября, в воскресенье, в театре Сатиры можно будет увидеть спектакль, который пользуется неизменной любовью у зрителя. "Как пришить старушку" (именно тот спектакль, на который ходят всей семьей по воскресеньям). Спектакль поставил М.Зонненштраль по известной пьесе Д.Патрика "Дорогая Памела". Он был задуман специально для бенефиса Ольги Аросевой, и бенефициантка вот уже почти пять лет играет свою героиню с такой обезоруживающий жизнерадостностью, что в возможность ее убийства не веришь с самого начала.