Русский Журнал / Обзоры / Афиша
www.russ.ru/culture/afisha/20010919_ryba.html

Театральное бабье лето
Девять спектаклей на выбор

Татьяна Рыбакина

Дата публикации:  19 Сентября 2001

Несмотря на середину сентября, когда многие еще только раскачиваются после каникул и отпусков, чуть лениво потягиваясь под мягким солнцем и с трудом включаясь в рабочий ритм, московские театры удивляют плотностью репертуара. Можно сказать, глаза разбегаются. Попробуем их собрать и остановим внимание читателя - потенциального зрителя на отдельных работах.

Кто-то верно сказал, что вообще трудно что-либо предсказывать, но особенно трудно предсказывать будущее. Прогнозировать что-либо в театре - дело неблагодарное и опасное. Но хочу обратить внимание театралов на МХАТ имени Чехова, где 20 и 24 сентября (внимание! Премьера перенесена, билеты действительны) состоится спектакль "Ю" по пьесе Ольги Мухиной в постановке Евгения Каменьковича. Вариантов расшифровки названия огромное множество: "ю" от you - "ты", а значит и "я", "ю" как окончание крика "люблю-ю-ю!" и "не люблю-ю-ю!"...

На сцене - не приглашенные из других театров, как это случалось во многих последних спектаклях, а "коренные" мхатовские Ольга Барнет, Евгения Добровольская, Станислав Любшин и Вячеслав Невинный. Кроме того, "Ю" √ спектакль уже, если можно так выразиться, табаковского "призыва", и этим тоже интересен.
По-видимому, закономерно Табаков пригласил Каменьковича в Камергерский, ведь последний до этого поставил спектакль в "Табакерке" - "Любовные письма" с участием руководителя двух театров и Ольги Яковлевой (20 сентября он пойдет на сцене МГСУ в Сокольниках). Спектакль на двоих - всегда в некотором роде увеличительное стекло. Ничто и никто не отвлекает зрителей от поединка чувств, мыслей, талантов двух исполнителей и двух персонажей. Степанова и Кторов, Сухаревская и Тенин, Борисова и Ульянов, Фрейндлих и Стржельчик, Яковлева и Табаков. Любимая актриса Анатолия Эфроса, услышанная и открытая им, в свою очередь придавшая своеобразие его спектаклям, с неповторимыми и узнаваемыми интонациями, жестами, и невероятный в своих перевоплощениях лицедей, умело цитирующий в любой роли своих персонажей, словно бликующий неисчислимыми гранями...

21-го, пятница. Выбор велик. В "Ленкоме" - "Шут Балакирев" - последняя премьера театра по последней, недописанной пьесе Григория Горина. Перечислять актеров, наверное, не стоит, потому как кого в этом театре ни возьми - звезда.

РАМТ - "Дневник Анны Франк" с Чулпан Хаматовой в заглавной роли. Режиссер Алексей Бородин, обратившись к записям еврейской девочки, ставшей одной из многомиллионных жертв Холокоста, создал камерный спектакль, без надрыва и крика. И оказывается, что шепот бывает страшнее громкого возгласа, след от него гораздо глубже и значимей.

На Малой Бронной - "Портрет Дориана Грея" - первый спектакль Андрея Житинкина в качестве главного режиссера этого театра. Поклонники, в большей степени - поклонницы творчества режиссера постепенно перемещаются, как тот и обещал, из сада "Аквариум" на Бронную, в театре снова - аншлаг, столь необходимый для нормального существования каждой труппы. Что касается художественных достоинств спектакля - выводы делать подождем хотя бы до пятого представления, когда актеры смогут освободиться, пусть частично, от премьерного волнения. Как обычно, Житинкину нельзя отказать в определенном расчете на скандальность, но театр √ искусство публичное, публику же проще всего привлечь именно скандалом. Впрочем, и сам роман когда-то вызвал скандал в благородном английском "семействе".

Совсем иной театр, уже много лет имеющий своего преданного зрителя, Театр Около дома Станиславского 21-го играет старый новый спектакль по Островскому "Нужна трагическая актриса" ("Лес"). Старый потому, что идет не первый год, новый - потому, что на роль Несчастливцева введен не так давно Алексей Левинский, "негромкий" режиссер столицы, определяющий во многом ее творческое здоровье. Своеобразие приемов Юрия Погребничко привлечет не каждого, но уж если привлечет, то навсегда.

"Неаполь - город миллионеров" Эдуардо де Филиппо в Театре Сатиры (который, к слову, приурочил к открытию нового сезона и открытие своего сайта в Интернете) с Ольгой Аросевой в главной роли. Итальянский драматург с его по виду бытовыми пьесами, казалось, писал с расчетом на яркую игру актрисы, легко переходящей от клоунады в громкоголосую трагедию, от лирики - к шаржу.

23-го же в Театре Российской армии - "Скупой" Мольера в постановке Бориса Морозова. Неожидан в главной роли Гарпагона Борис Плотников, которому под силу и комедия, и трагедия. Когда надо, он демонстрирует недюжинную тренированность своего тела, когда надо - лукаво подмигивает залу, хотя может и поразить силой чувств, неведомо где таившийся в этаком "сухаре". Другое дело, что режиссерское прочтение иногда, кажется, противоречит Мольеру, ну никак не стоящего на стороне главного героя. Но это, как говорится в старом анекдоте, уже второй вопрос.

"Школа современной пьесы" Иосифа Райхельгауза дает "Чайку", но не Антона Чехова, а Бориса Акунина, написавшего продолжение к известной пьесе. Детектив в духе Агаты Кристи, только в роли Эркюля Пуаро выступает доктор Дорн. Что интересно, и это сознательная установка режиссера, в спектакле заняты те же актеры, что и в классической "Чайке".

Ну вот, неделя завершена. Выбор за вами.