Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Афиша < Вы здесь
20 спектаклей недели
Дата публикации:  24 Сентября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Последняя неделя сентября, как и следует из набирающего обороты театрального сезона, предлагает все более распухающую афишу: это не только премьеры, но и старые спектакли театров, открывающих свои двери после летних отпусков. Премьера всегда таит в себе легкую опасность, встреча со старыми знакомыми дает возможность провести вечер в приятной обстановке.

Понедельник, 24 сентября, как и водится, - день тяжелый. "Ленком" в этот день дает "Оперу для драматического театра в 2-х частях по мотивам пьесы М.Андерсона "1000 дней Анны Болейн". Не пугайтесь, это не премьера, это - подзаголовок спектакля "Королевские игры" Горина - Каллоша - Захарова. В этих играх не так много веселого и забавного, что всегда ассоциируется со словом "игра". Здесь игрушками в руках сильных мира сего становятся люди, которыми, не особо раздумывая, манипулируют, жертвуют ради политически ясных целей. Впрочем, это - извечная беда несовершенного человеческого общества, переставляющего все с ног на голову. Но и такие проблемы "Ленком" облекает в свойственные ему яркие формы, всегда развлекает, даже говоря о серьезном. Леонид Броневой играет Герцога Норфолка, а молодое дарование Александра Лазарева (младшего) Захаров "одел" в костюм Генриха УШ.

К слову уж: для поклонников творчества актерской династии Лазаревых-Немоляевых этот день непрост. Ибо в "Маяковке" в старом спектакле Татьяны Ахрамковой "Кин IУ" того же Григория Горина на сцену выйдут представители старшего поколения. В заглавной роли великого лицедея - Александр Лазарев-старший, в роли Эми Госуилл - Светлана Немоляева. Еще один костюмный спектакль, еще один королевский двор, еще одна пьеса мастера иронической реплики и политической аллюзии Горина, рассказывавшего и продолжающего рассказывать нам истории, лишь для приличия, кажется, замаскированные иными временами и географическими меридианами. Все - о нас...

В понедельник же на сцене Малого театра начинаются гастроли театра "Монтасье" из Версаля (продлятся гастроли до четверга). Малый в эти самые дни играет во Франции в рамках традиционного Осеннего фестиваля, билеты расходятся "на ура", поскольку во Франции ценят традиционный театр. Французы же привезли два спектакля по Мольеру: Версальская импровизация" (24,25 сентября) и "Проделки Скапена" (26,27). Это - что-то вроде реплики к недавней премьере МХАТа имени Чехова "Кабала святош" о самОм французском комедиографе.

На сцене театра "Школа современной пьесы" в тот же многострадальный первый день недели свой монолог "Как я съел собаку" (начало в 21.30) разыграет Евгений Гришковец, лауреат Антибукера и малого "Триумфа". Для каждого, служившего в советской (как позже - и российской) армии, а также и не служившего в ней, - это рассказ о жизни, ее незначительных и таких знаковых мелочах, из которых она и состоит, которые одновременно (нечаянно выскочило название второго спектакля Гришковца "ОдноврЕмЕнно", именно так - с двумя ударениями, идущего на той же сцене в субботу, 29-го) безумно смешны и драматичны в своей повторяемости.

Занятное наблюдение: "Ленком", начав неделю "Королевскими играми", закончит ее "Жестокими играми" (30-е сентября), словно закольцевав этими названиями свою "человеческую комедию". А "Школа современной пьесы" и в воскресенье повторит историю о съеденной собаке, тоже странным образом, конечно, без тайного умысла, а нечаянно, выстроив своеобразную арку над своим репертуром.

Во вторник вахтанговская звездная пара - Юлия Борисова и Василий Лановой - "прочтут" переписку Патрик Кемпбелл и Джорджа Бернарда Шоу в спектакле "Милый лжец" по пьесе Дж.Килти (Малый зал, постановка Адольфа Шапиро). Знатоки, да и не только они, но и просто любители театра, наверняка помнят великий дуэт мхатовских "стариков" Ангелины Степановой и Анатолия Кторова. Нынешние вахтанговские "старики" - тоже во многом "уходящая натура".

На сцене Кремлевского государственного дворца выступает театр "Кремлевский балет". 25-го - недавняя премьера балета Делиба "Коппелия" в новой редакции художественного руководителя театра Андрея Петрова, которая вызвала немалое количество вопросов у балетных критиков. Но часто бывает, что мнение специалистов и любителей не совпадает.

Нередко в разных изданиях популярным актерам задают вопрос о том, не хотели бы они попробовать себя в роли режиссера. Многие отказываются. Насколько помнится, Оксане Мысиной такого вопроса не задавали, но это не помешало ей поставить спектакль по пьесе Виктора Коркия "Кихот и Санчо" - в организованном ею же "Театральном братстве" (спектакль идет на сцене Центра Вл.Высоцкого в Таганском тупике). Как часто водится ныне, она же и исполняет одну из главных ролей - Санчо (хотя и утверждает, что в первоначальные ее планы входила только режиссерская работа). Что подвигнуло актрису, ярко заявившую себя в спектаклях Враговой, Львова-Анохина, Гинкаса, Меньшикова, отчасти сменить профессию? Вопрос риторический. Главное - результат, а тут, к сожалению, слишком много примеров, мягко скажем, спорных работ. Но, как говорится, за попытку - спасибо.

В этот же день, вторник, открывает свой 30-й, юбилейный, сезон Камерный музыкальный театр Бориса Покровского. Открывает давним спектаклем "Ростовское действо", когда-то заставившем всю Москву стремиться в маленький подвал на Соколе. Комедия на Рождество, написанная в ХVП веке митрополитом Димитрием Ростовским, причисленным впоследствии к лику святых, поражала и поражает необыкновенной свежестью языка, доказывая в очередной раз не требующую доказательств аксиому: "Новое - это хорошо забытое старое".

В "Ленкоме" - "Мистификация" - "монтаж известных декораций художника Олега Шейнциса и представление пьесы Нины Садур "Брат Чичиков", фантазии по мотивам поэмы Николая Гоголя "Мертвые души" (режиссер-постановщик - Марк Захаров). В этом подзаголовке - почти вся информация. Стоит добавить, что Чичиков - Дмитрий Певцов, Манилов - Виктор Раков, Собакевич - Сергей Степанченко, Ноздрев - Сергей Чонишвили и другие. Но вспомнился, еще студенченских времен, актерский этюд двух однокурсников, судаковцев, Певцова и Виноградова - "Чичиков и Собакевич", где нынешний премьер бывшего "ТРАМа" необыкновенно точно пластически изображал необузданную грубость очередного продавца мертвых душ.

В среду, 26-го, в театре имени Станиславского - спектакль Владимира Мирзоева "Двенадцатая ночь" по пьесе Шекспира. Балаган, где перемешалось смешное и грустное, возвышенное и низменное. Команда молодых актеров, кочующая из спектакля в спектакль Мирзоева - Ирина Гринева, Сергей Пинчук, Виктория Толстоганова, Александр Усов и примкнувший к ним вахтанговец Сергей Маковецкий - отдается на волю режиссерской фантазии.

"Школа современной пьесы" представляет спектакль Иосифа Райхельгауза по пьесе вышеупомянутого Гришковца "Записки русского путешественника". Своеобразие авторской манеры здесь, к удовольствию автора и публики, не исчезает в исполнении других актеров - Владимира Стеклова и Василия Бочкарева. Вечная наша неудовлетворенность тем местом, где мы есть, и тоска по тому, где нас нет, переживание заново прошлого и мечтания о будущем с неумением наслаждаться настоящим - точно зафиксированные драматургом особенности нашего, российского, мироощущения.

На следующий день, 27-го, на сцене театра имени Маяковского - "Наполеон первый" по пьесе Фердинанда Брукнера. Спектакль, поставленный Анатолием Эфросом на сцене театра на Малой Бронной, был восстановлен Татьяной Казаковой специально для вернувшейся на российскую сцену Ольги Яковлевой. Конечно, это уже иной спектакль. Другие актеры (Наполеона играет Михаил Филиппов), другое пространство и другое время вносят свои коррективы, но Жозефина с ее незабываемыми - "яковлевскими" - интонациями возвращают нас к тому, старому, спектаклю Эфроса.

28-го, в пятницу свой сезон откроет "Современник", будут идти "Три товарища", спектакль Галины Волчек по любимой несколькими поколениями книге Ремарка. "Хроника городской жизни Германии рубежа 20-30-х годов ХХ столетия" перенесена на сцену режиссером подробно, спектакль идет четыре часа. Сдержанность спектакля явно апеллирует к памяти и фантазии зрителя-читателя.

В "Сатире" - премьера: Сергей Арцибашев поставил "Орнифль" Жана Ануя. Те, кто уже посмотрел самые первые спектакли (а премьерой по театральной традиции называют первые 10 представлений), отмечают привычный и ожидаемый успех известной пары - Александр Ширвиндт и Михаил Державин, преодолевающей любое влияние, режиссерское ли, драматургическое ли. Зал, впрочем (и естественно!), полон.

Еще одна премьера в этот день, на этот раз в театре "Около" (б. На Красной Пресне) - "Где тут воскресение Лазаря?" - "сцены из Достоевского и Володина". Соединение имен странное, как часто бывает у Юрия Погребничко. Но - оба петербуржцы, может, тут часть тайны?

В субботу - открытие сезона в Малом театре. На великой сцене спектакль Бориса Равенских "Царь Федор Иоаннович" по пьесе Алексея Константиновича Толстого. Давняя работа театра, пожалуй, как ни какого другого умеющего сохранять старые спектакли.

И в субботу, и в воскресенье (29 и 30 сентября) во МХАТе имени Чехова - премьера. Темур Чхеидзе поставил "Антигону" Жана Ануйя. В заглавной роли Марина Зудина (Театр - студия п/р Олега Табакова), в роли Креона Отар Мегвинетухуцеси (Театр имени Марджанишвили). Его участие - уже событие в театральной жизни российской столицы.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Кино на ТВ 24 - 30 сентября /24.09/
Несколько новых отечественных телесериалов, Клод Лелуш и "9 1/2 недель"...
Сергей Кудрявцев, 8 1/2 фильмов недели: 20-26 сентября /20.09/
"Амели" - романтическая сказка о доброй фее. "Мексиканец" - Джулия Робертс и Брэд Питт впервые снялись вместе! "Остров" - южнокорейский фильм, шокировавший публику на прошлом Венецианском кинофестивале. И это еще не все!
Татьяна Рыбакина, Театральное бабье лето /19.09/
"Ю" - вторая премьера сентября во МХАТе имени Чехова, "Скупой" в Театре армии, "Чайка" Акунина в "Школе современной пьесы"...
Сергей Кудрявцев, 8 1/2 фильмов недели: 13-19 сентября /13.09/
"Остров" - южнокорейский фильм, шокировавший публику на прошлом Венецианском кинофестивале. "Кошки против собак" - персидская кошка задумала заговор против человечества, пожелав поссорить людей с собаками. "Нежный возраст" - новый фильм Сергея Соловьева после шестилетнего перерыва. И это еще не все!
Анна Шалашова, Девять спектаклей недели: 10-16 сентября /10.09/
"Кабала святош" во МХАТе имени Чехова, "Пиковая дама" в Театре имени Вахтангова, "Орнифль" в Театре сатиры и многое другое.
предыдущая в начало следующая
Татьяна Рыбакина
Татьяна
РЫБАКИНА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Афиша' на Subscribe.ru