Русский Журнал / Обзоры / Афиша
www.russ.ru/culture/afisha/20011015_bar.html

Кино на ТВ: 15 - 21 октября
Екатерина Барабаш

Дата публикации:  15 Октября 2001

Очень хочется порадовать читателя-киномана, предупредив его об обвале хорошего кино на телеэкране в ближайшую неделю. Хочется, да не могу. Предстоящая неделя может посоперничать с прошлой по части бедности эфира качественными фильмами. Но с другой стороны - что ж, теперь вовсе не смотреть?

Лучший фильм понедельника могу назвать сразу. Это "Лекарство от любви" (ТНТ, полночь), очень старая, середины 60-х, и очень смешная комедия по ранним рассказам Иоанны Хмелевской, когда она еще не стала мэтром иронического детектива. Члены шайки то и дело ошибаются номером и вместо связной Гоноратты попадают в квартиру героини, сутками сидящей возле телефона в ожидании звонка неверного возлюбленного. Тут-то и закручивается детективная интрига, в которой героине отведена роль случайного, но удачливого сыщика.

Их голливудской продукции можно без отвращения посмотреть "Леди-ястреб" на РЕН-ТВ. Правда, время совсем неудобное - десять утра. Фильм такой сладко-мистический, мелодраматический до слез - о несчастных разлученных навек злым колдуном-епископом возлюбленных. Возлюбленных играет красивая и талантливая пара - Мишель Пфайфер, как всегда, воплощение женственности, и Рутгер Хауэр, мужественный и нежный. Кстати, Хауэр приобрел популярность после того, как Поль Верхувен начал снимать его в каждом своем фильме, объясняя, что в этом актере самой природой заложено светлое начало. Похоже, эпатажник Верхувен был прав. Снял "Леди-ястреб" Ричард Доннер, очень удачливый и кассовый режиссер, создатель таких голливудских хитов, как "Смертельное оружие" (соответственно - оно же 2 и 3) и "Супермен".

В этот день РЕН-ТВ активно разрабатывает орнитологическую тему - в 20.30 здесь фильм "Ворон-3", тягучее и дремучее продолжение и без того не самого удачного первого и второго "Ворона", бесконечная страшная месть восставшего из гроба невинно убиенного. Первый "Ворон", слабенький проходной фильм, неожиданно вызвал колоссальный интерес к себе одним-единственным фактом - загадочной смертью на съемках исполнителя главной роли Брэндона Ли, повторившего судьбу и своего экранного героя, и собственного отца - гения кун-фу Брюса Ли, также погибшего при странных обстоятельствах.

А на канале "Столица" в 22.25 - экранизация очень модного когда-то романа Сергея Каледина "Смиренное кладбище" с Владимиром Гостюхиным, Ниной Руслановой, Львом Дуровым. Сюжет: директор одного из кладбищ продал под новое захоронение место, где погребен декабрист, которому именно здесь министерство культуры наконец-то решило поставить памятник. Что интересно в романе - кладбищенские нравы, что по тем годам было определенной экзотикой.

Во вторник на ОРТ в 21.35 - первая серия двухсерийного фильма "Наследницы" Эльера Ишмухамедова. Умирает известный и небедный художник. И тут же объявляется сонмище дам, которые любили его и теперь вроде как считают себя его наследницами. Среди наследниц - Ирина Скобцева, Лидия Смирнова, Марианна Вертинская.

А в 23.40 на РТР - довольно занятная полукомедия-полудрама "Герой" английского режиссера Стивена Фрирза с Дастином Хоффманом в главной роли. Мелкий мошенник случайно оказывается героем - спасает пассажиров потерпевшего аварию самолета. Впрочем, тут ему, как всегда, опять не повезло - подвиг "присваивает" себе другой жулик, и общество так и остается в неведении, кто есть настоящий герой. Вскоре, правда, второго жулика начинает мучить совесть, и тогда первый, настоящий герой, приходит ему на помощь. До конца рассказывать не буду - кто не видел эту ироничную, даже саркастичную, ленту, пусть имеют возможность приобщиться к интриге, которую Фрирз, как всегда, закручивает профессионально.

РЕН-ТВ опять возвращает нас в прошлое мирового кинематографа - на сей раз в 0.45 показывают последнюю картину знаменитого создателя вестернов Майкла Кертица с самым, наверное, знаменитым героем вестернов - Джоном Уэйном, легендой Голливуда - "На земле команчей". Когда Уэйн укладывал из двух пистолетов с обоих бедер полчища врагов, Америка замирала. Правда, после войны дела Уэйна пошли хуже - прошла мода на вестерн, исчезли с экранов ковбои и шерифы. В этом смысле "На земле команчей" стал его лебединой песней. А Кертиц, несмотря на то, что снимал в основном про Дикий Запад, "Оскара" получил за фильм совсем другого рода - "Касабланку", мелодраму, ставшую, пожалуй, одним из самых известных голливудских фильмов за всю историю кино.

Не чувствуя в себе настоятельной потребности засматриваться боевиками, тем не менее по возможности объективно заявляю, что "Время перемен" Ларри Бишопа на РТР в 23.40 - фильм очень качественный. Не сказать, что режиссер больно выдающийся, но актерский состав картины и ее стилистика своеобразны. Гладкий интеллигент Ричард Дрейфус, органичный везде и всегда, типичный ирландец с неординарной внешностью Гэбриэл Бирн, сексапильная Эллен Баркин, про которую кто-то из режиссеров сказал, что она всегда будет хороша в любом жанре и в любой роли. Эта троица разыграет перед нами мафиозную драму, со щедро отмеренными литрами крови, в которых нет-нет, да и попадаются островки под названием "психологическая драма".

На канале "Культура" в 21.40 - фильм знаменитого испанского режиссера Карлоса Сауры "Такси". В этот период Саура вернулся к социальной тематике, от которой на долгое время уходил - в область танцев и красот, снимая "Кровавую свадьбу", "Кармен", "Танго". Четверо друзей работают таксистами и по ходу дела очищают город от людей, которым, по их мнению, здесь не место. Одним словом, самосуд в чистом виде.

Дециметровые каналы в этот день кишат комедиями. Какую кнопку вечером не ткни - попадешь в комедию. На СТС, например, в 20.00 - первая серия комедийного сериала "Мамука". Ясное дело, из жизни грузина. Правда, московского, потому что грузин Мамука получает в наследство особняк в центре Москвы. М-да, лучше бы не дразнили. Фильм совсем новый, прошлого года, снятый Евгением Гинзбургом, известным постановщиком музыкальных телефильмов. Из известных актеров участвует Армен Джигарханян.

На "Столице" в 22.25 - картина "Татуированный". Торговец антиквариатом обнаруживает в мастерской одного художника копию татуировки, принадлежащую руке (кисти? перу?) великого Модильяни. Татуировка эта покоится на спине пенсионера. Торговец загорается идеей найти оригинал. Откровенно говоря, не самая смешная в этом мире комедия, но Луи де Фюнес и Жан Габен отчасти спасают положение.

Ладно, хватит о комедиях, тем более что действительно заметных среди них нет. Полюбуйтесь лучше на Пирса Броснана, сумрачного агента 007, в роли мстителя в фильме "Темные лошадки". Мстить герой Броснана, консультант на ипподроме, намерен своему партнеру, из-за подставы которого вынужден был отсидеть четыре года в тюрьме. И все эти годы вынашивал мысль о мести. Представляете, что можно выносить за столько лет! Враг трепещет.

Четверг тоже не чужд комедиям. Глубокой ночью, в 1.05, на ОРТ страшно глупая, но моментами даже смешная комедия "А вот и я!". Реплика данная принадлежит героине, которая год назад подавилась куском какого-то деликатеса и умерла (мораль: не жадничайте, даже если очень вкусно). Муж тем временем благополучно женился на ее подруге, и вроде все пошло своим чередом. Вот только оказывается, Люси вся не умерла, ее оживила колдунья. Кстати, в фильме одну из главных ролей играет уже упомянутый сегодня Гэбриэл Бирн.

Первый режиссерский опус Гарика (Игоря) Сукачева явит нам РТР в 23.40. Опус носит почти провидческое название "Кризис среднего возраста" и рассказывает о кризисе среднего возраста. Больше про этот фильм ничего сказать не могу, кроме двух вещей. Первое: хочу посмотреть в глаза человеку, который сказал Гарику Суукачеву, что тот может быть режиссером. Второе: судя по второй картине вышеозначенного, извините за выражение, режиссера, "Праздник", кризис не прошел, а лишь усугубился. Хотя понимаю, что у Гарика тьма поклонников, и наверняка они без должной объективности отнесутся к его опусу. Я к таким не принадлежу.

На НТВ в 16.30 - комедия о двух спичрайтерах, работающих на конкурентов, - "Лишенные дара речи". Причем один из них дама, другой - ее любовник. Интересно, что исполнитель одной из главных ролей в фильме, актер Майкл Китон, получивший львиную часть своей популярности и своего состояния после "Бэтмена" и "Бэтмена-2", отказался от супервыгодного проекта "Бэтмен навсегда" - и все ради того, чтобы сняться с Джиной Дэвис. Еще в фильме снимается Кристофер Рив, хороший тонкий актер, ставший на всю жизнь заложником одного образа - в молодые годы он сыграл Супермена. Через год после фильма, о котором сейчас идет речь, Рив получил тяжелейшую травму и оказался навсегда в инвалидной коляске. В которой, кстати, вел церемонию "Оскара".

На СТС в 21.00 - почти классический детектив с серией убийств, честным полицейским в опале и его нечестным начальником и благополучным раскрытием преступления в конце - "Форт Пресидио". Главную роль в картине играет Шон Коннери, что приятно.

Без четверти час ночи на РЕН-ТВ - комедия "Майра Брекинридж". Заметим, что по тем временам фильм был куда какой смелый - главный герой меняет пол и, превратившись в женщину, начинает обучаться актерскому мастерству. В фильме снялись два секс-символа прошлых лет - Рэчел Уэст и Мэй Уэст. Последняя к тому времени была уже старушкой, а первая - еще в самом соку. Вообще по своей популярности у зрителей противоположного пола с Мэй Уэст могла посоперничать разве что Мерилин Монро. Сексапильность, исходившая от Уэст, была столь велика, а поцелуи на экране столь реалистичны, что в Голливуде под давлением религиозных организаций был принят так называемый кодекс Хейса (по имени главы организации американских прокатчиков), очерчивающий рамки дозволенного в кино. Документ был абсолютно ханжеским и даже позволял вторгаться в личную жизнь работников американских киностудий. Например, Ингрид Бергман была официально отлучена от Голливуда за то, что развелась с американским мужем и вышла замуж за Роберто Росселлини. А с Мэй Уэст, как раз в силу ее невероятной сексапильности, по своей силе равной лишь процветающему ханжеству, студии одна за другой разорвали контракты - боялись мощных сексуальных импульсов с экрана.

В пятницу в 20.35 на ТВЦ, редко балующем нас хорошим кино, симпатичный приключенческий фильм "Золотой сфинкс", на поиски которого отправляется профессор, расшифровавший древнеегипетскую надпись на камне и узнавший таким образом о существовании золотого сфинкса. Анита Экберг, сыгравшая в фильме одну из главных ролей, очень интересный персонаж мирового кино. Способная актриса, наделенная классической красотой (она играла Элен Безухову в американской версии "Войны и мира") и пышными формами, странным образом оказалась практически не востребованной. И только великий Феллини увидел в ее немодной пышности отголоски Ренессанса, сделав Экберг символом вечной женственности в своих картинах - "Сладкой жизни", "Клоунах"...

Оставаясь одним из крупнейших французских режиссеров, Жан-Жак Анно все же предпочитает снимать в Америке. На родине у него как-то не заладилось. Например, фильму "Любовники" (который покажут на НТВ в 23.45) - блестящей экранизации романа Маргерит Дюра о любви 15-летней девочки и 30-летнего мужчины, французская киноакадемия отказала даже в соискании "Сезара", сославшись на то, что фильм снят на английском языке. Впрочем, неизвестно, кому еще от этого хуже.

На РЕН-ТВ продолжается еженедельный показ картин Такеши Китано. Сегодня, в 0.45, очередь триллера "Точка кипения". Как всегда, в главной роли - сам режиссер. Два молодых человека из бейсбольной команды поссорились с местными гангстерами. В результате ссоры гангстеры покалечили тренера команды, и ребята решают отомстить банде. Китано на сегодняшний день не только самый известный японский режиссер, но и один из самых популярных в Японии людей вообще. Говорят даже, что японская якудза обижается на него, что он так мало про них снимает.

А в субботу японский фильм показывают на канале "Культура". В 22.25 в картине японского режиссера Коре-эды "После жизни" герои, умерев и попав в некое подобие чистилища, вспоминают свою жизнь и самые яркие ее моменты.

Чуть раньше, в 21.35, на ОРТ - боевик Джона Франкенхаймера "Ронин", о четырех бывших сотрудниках спецслужб. В главной роли - Роберт Де Ниро. Про Франкенхаймера говорят, что это единственный режиссер, умудрившийся соединить авторское кино и чистый Голливуд, создав интереснейший симбиоз. Таков был "Французский связной-2", "Поезд", "Маньчжурский кандидат". Что касается "Ронина", то здесь, конечно же, больше чистого Голливуда, типично коммерческое кино.

Забавный фильм Алана Паркера показывает НТВ в 23.50 - "Пинк Флойд: стена", что-то вроде метафорической экранизации популярнейшего альбома "Стена" группы "Пинк Флойд", музыкальный фильм с элементами мультипликации. Это история мальчика, который окружен холодными и равнодушными людьми, и символом этой холодности как раз является холодная и равнодушная стена, на которую мальчик то и дело натыкается. Мне, честно говоря, не совсем по душе такой подход к очень душевной и интеллектуальной группе, но художник на то и художник, что право имеет.

Известнейший чилийский режиссер Рауль Руис опять появится на этой неделе в эфире канала М1. На этот раз в 0.20 мы увидим Катрин Денев и Мишеля Пикколи в психологическом триллере "Генеалогия преступления". Довольно запутанный, но от того не менее изящный фильм про странности восприятия. Женщина-адвокат защищает преступника. В какой-то момент преступник вдруг начинает видеть в адвокатше свою умершую тетю, а адвокатша в преступнике - своего погибшего сына. Путаница знатная, но Руис любит в своих картинах порассуждать об идентификации, о раздвоении личности. Надо сказать, получается это у него мастерски.

Фильм "Кое-что о Генри" Майка Николса (СТС, 21.00) можно назвать выплеском раздраженного на современное общество человека. Действительно, как можно жить в таком мире, в таком обществе, где все заранее предопределено, где жизнь идет по раз и навсегда прочерченному пути? Причем - прочерченному не тобой, а всем этим сплетением условностей, в клубке которых приходится жить. Герой фильма, преуспевающий адвокат Генри (Харрисон Форд), раньше об этом не задумывался и жил, весьма довольный собой, женой и конституцией. Но однажды его тяжело ранили. С тех пор все изменилось и в жизни его семьи, и в нем самом.

В воскресенье - ретро. "Клуб "Коттон" (ОРТ, 0.45) - история ночного клуба 30-х годов с его джазом, гангстерами, обязательной любовью и пр. Правда, после "Апокалипсиса сегодня" ни один фильм Фрэнсис Форда Копполы не потряс воображения публики, да и фильм, честно говоря, так себе, проходной, но с хорошими актерами - Ричард Гир, Боб Хоскинс, Николас Кейдж, - да и само по себе ретро всегда не лишено приятности.

Не гоните детей в воскресенье рано спать - наверняка они захотят посмотреть "Миссию на Марс" по РТР в 22.30 - одно из последних творений пригретого нашим телевидением Брайана Де Пальмы. Наконец-то мы получим ответ на вопрос "Есть ли жизнь на Марсе?". По секрету скажу, что, как оказалось, есть, однако при контакте с ней прибывшие туда земляне погибают. Так и нужна нам, спрашивается, такая жизнь на Марсе?

В 21.15 на М1 - белиберда в духе Тарантино, тем более что одним из режиссеров фильма является именно он. Фильм называется "Четыре комнаты" и состоит из четырех новелл, связанных одним сквозным персонажем. С ним происходят самые невероятные вещи (разве у Тарантино бывает иначе?) - от участия в ведьминском шабаше до общения - почти с летальным исходом - с суперревнивым мужем. Тим Рот, Антонио Бандерас, Мадонна - имена-то какие все привлекательные.

Вот на привлекательности-то и закончим.