Русский Журнал / Обзоры / Афиша
www.russ.ru/culture/afisha/20011015_rybb.html

Тринадцать спектаклей недели
Татьяна Рыбакина

Дата публикации:  15 Октября 2001

Когда-то, до распада СССР, русские театры республик вызывали стойкий интерес столичной публики. Сейчас, с уходом известных режиссеров, с катастрофически скудным обменом и труппами, и просто информацией, интерес не то чтобы пропал, но потускнел. Тем не менее в Москве с 13 по 20 октября - гастроли (на сцене театра имени Маяковского) Рижского театра русской драмы, возглавляемого ныне Геннадием Тростянецким. В понедельник, 15-го (и 16-го) - "Пляска смерти" Августа Стриндберга, постановка Романа Козака. Далее в афише - "Натали" по Ивану Бунину (17 и 18 октября), "Керри", мюзикл Раймонда Паулса (19, 20 октября). Зазывно обещано: "У рояля маэстро Раймонд Паулс". Проверим. А для детей, уже на сцене филиала Театра имени Маяковского, на Сретенке, Рижская драма в эти дни разыграет чеховскую "Каштанку".

Во вторник, 16-го, "Ленком" дает свой старый, но не стареющий спектакль Марка Захарова "Женитьба Фигаро" по пьесе Бомарше, которого настоятельно советовал время от времени перечитывать Пушкин. Текст великого француза всегда актуален, а азарт молодых актеров сменился мастерством зрелости. В главных ролях по-прежнему Дмитрий Певцов, Наталья Щукина, Александр Лазарев и Александра Захарова.

На сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко 17 октября последняя премьера - "Фауст" Шарля Гуно. Постановщики приехали из Франции, из Нанта, это Франсуаза Террон и Филипп Годфруа. Они предложили московскому зрителю жесткую, рационалистическую интерпретацию, неоднозначно принятую критиками. Дирекция театра волевым решением сняла сцену Вальпургиевой ночи, по мнению некоторых экспертов, вполне справедливо. Постановщики обиделись, на премьеру не остались. Но спектакль, к счастью, с собой не забрали. Есть возможность сходить и самим понять, насколько европейский рационализм близок стихийности русской души.

В четверг, 18 октября, в драматическом театре имени Станиславского - спектакль нынешнего его главного руководителя Семена Спивака (правда, сам он говорит, что главным себя не чувствует и только присматривается к труппе) "Мещанин-дворянин" по почти одноименной пьесе Жана-Батиста Мольера. Прекрасны, если не сказать, великолепны костюмы Светланы Логофет, которые можно разглядывать долго и пристально. В спектакле же возникают долгие паузы, в которые кроме костюмов разглядывать нечего, особенно тогда, когда со сцены уходит Журден. Вот именно из-за него - в исполнении Бориса Невзорова - стоит сходить. Его Журден смешон, наивен, добродушен и неожиданно глубок в своей поздней любви, отвергнутой и меркантильно использованной. Артист рассказывает нам еще одну трагедию, которая подстерегает комедию на каждом шагу.

"Горе от ума" Грибоедова - произведение из школьной программы. Сергей Женовач и Малый театр преодолели инерцию и читательскую, и зрительскую. 19 октября на старейшей московской сцене вновь прозвучат стихи великой комедии российских нравов, которые за два прошедших века не сильно изменились. В спектакле счастливо соединились молодые актеры и "старики", заставив Москву с вохищением первооткрывателя вновь говорить о Юрии Соломине (Фамусов), Элине Быстрицкой (Хлестова), Татьяне Панковой (княгиня Тугоуховская). Впрочем, можно перечислять весь состав, находя для каждого исполнителя свои слова.

В субботу, 20-го (и 21-го), в театре на Покровке премьера - "Пять вечеров" Александра Володина. Театр, недавно отметивший свое 10-летие, в полном смысле творение его создателя - Сергея Арцибашева, кстати, также недавно отметившего свой, правда, уже 50-летний, юбилей. В репертуаре небольшого (по размеру) театра - спектакли только главного режиссера, который, будучи к тому ж и хорошим актером, часто в них играет. Вот и в "Пяти вечерах" он - Ильин (в знаменитом фильме Михалкова эту роль играл Станислав Любшин). Грустная пьеса о поздней встрече людей, отгородившихся от любви обидой, страхом и одиночеством.

В этот же день в театре имени Пушкина - спектакль по знаменитой пьесе Леонида Зорина, когда-то шедшей чуть ли не в каждом театре Советского Союза, "Варшавская мелодия". Постановщик Виктор Гульченко, учитывая зрительские пристрастия, занял в спектакле Веру Алентову и Игоря Бочкина, обеспечив тем самым полный зал. Зрители, точнее зрительницы, не будут обмануты в своих ожиданиях и проведут в театре приятный вечер.

В театре имени Гоголя в воскресенье, 21 октября, звучит музыка Игоря Стравинского: идет "История солдата". "Притча о беглом солдате и черте" поставлена Сергеем Яшиным с точным расчетом на актерскую индивидуальность Ивана Шибанова. С этой роли начался московский период творчества актера (до этого он играл в Новосибирске).

В театре Сатиры спектакль Андрея Житинкина "Поле битвы после победы принадлежит мародерам" по чуть переделанной пьесе Эдварда Радзинского. Когда-то в перестроечные времена под названием "Спортивные игры 1981 года" она шла на сцене театра имени Ермоловой. В новом варианте изменения коснулись, главным образом, исполнителей: спектакль ставился для Людмилы Гурченко, чьи поклонники и определяют многолетний успех спектакля. Конечно же, на сцене и Александр Ширвиндт, и Михаил Державин, их дуэт - неотъемлемая часть театра: складывается впечатление, что они заняты в каждом спектакле - лучшей характеристики для актера трудно представить.

Детей в этот день можно повести на "Снежную королеву", идущую на сцене филиала Малого театра, что на Ордынке. Мудрый пересказ Евгением Шварцем старой сказки Андерсена интересен для всей семьи. В роли Кая Г.Подгородинский - Чацкий из "Горе от ума". В "Модерне" для детей сыграют сказку Сергея Михалкова "Трусохвостик" в постановке Светланы Враговой.

Из премьер - спектакль РАМТа "Великаны и козявки" (режиссер-постановщик - Александр Пономарев) по произведениям Д.Хармса, С.Маршака, А.Введенского, Ю.Владимирова, Н.Олейникова и К.Чуковского. Известные и неизвестные стихи разыграны для детского зала весело, с музыкой и танцами.