Русский Журнал / Обзоры / Афиша
www.russ.ru/culture/afisha/20011023_ruba.html

8 спектаклей недели и фестиваль ибероамериканской культуры
Татьяна Рыбакина

Дата публикации:  23 Октября 2001

Холод сменяется потеплением, желтая листва темнеет под мелкими каплями дождя, но это никак не влияет на заполняемость театральных залов. Еще немного - и знатоки вновь зафиксируют очередной театральный бум, по крайней мере, в столице. Что ж, жить стало, видимо, лучше, веселее. В общем, неважно, что повлияло на изменение ситуации, главное, что театральное искусство по-прежнему востребовано.

Итак, понедельник, 22 октября. В этот день (кроме собственно московских спектаклей) начинается фестиваль ибероамериканской культуры. На сцене "Эрмитажа" выступят театры из Уругвая (22 и 24 октября), Испании (театр "Райуэлла" - 23 и 25, театр Астильеро - 27 и 29), Венесуэлы (26 и 28), Эквадора (30 и 31). Они - совсем нечастые гости России, мы мало что знаем вообще об этих странах. Но неизвестное - не значит неинтересное. Возможно, нас ожидают необыкновенные открытия.

А в "Ленкоме" - спектакль Владимира Мирзоева (обратите внимание: Марк Захаров нечасто приглашает к себе "варягов", есть о чем подумать, а значит - и на что посмотреть) "Две женщины". Это - сценическая версия тургеневского "Месяца в деревне". Как часто бывает у Мирзоева, классический текст - повод для очень своеобразных и порой далеких от авторских ремарок театральных находок (или потерь, кому что нравится). Необычность актерской пластики, режиссерских ассоциаций уже давно вызывают споры, в которых так никогда и не родится истина. Зато можно увидеть Елену Шанину, Дмитрия Певцова, Марию Миронову, Виктора Ракова и других.

23-го, во вторник, в Малом театре премьера - "Иванов" Чехова в постановке Виталия Соломина, он же и в заглавной роли. У театра - своя публика, преданная, не изменявшая ему никогда. Более того, в последнее время ее все больше за счет неофитов: Малый, как никакой другой театр, сумел сохранить высокую сценическую культуру, которая и привлекает все новых зрителей. Премьера - всегда тайна, вопрос, некоторая опасность. Главное, как на них ответить, их преодолеть.

В "Современнике" - "Три товарища". Спектакль чуть изменился, Галина Волчек подвергла его небольшим сокращениям, что пошло ему много на пользу. Но самое важное - на роль Пат, своеобразного лирического камертона спектакля, введена другая актриса. Чулпан Хаматову, вынужденную временно оставить сцену, сменила Елена Корикова, выпускница ВГИКа, мастерской Сергея Соловьева. Она достаточно известна по кино, есть и сценический опыт: в спектакле своего мастера "Чайка" она сыграла Нину Заречную. Но замена - всегда риск. Волчек и Корикова рискнули. И выиграли. Взаимоотношения героев чуть изменились: актриса привнесла свое чувствование, волнение, которые передались и ее партнерам.

В среду, 24-го, в театре на Покровке - "Мой бедный Марат" Алексея Арбузова, постановка Сергея Арцибашева. Режиссер (впервые за всю сценическую историю пьесы) ввел три состава исполнителей, подчеркнув возрастные изменения персонажей: ведь подростки 1942 года совсем не похожи на себя, выросших и растерявших к 1959 году свой романтизм. Да, герои повзрослели, поумнели, но и стали чуть грустней, а может, и циничней. Жизнь - совсем не веселая штука, но какая интересная.

На чердаке театра Сатиры в четверг, 25-го, царит Ольга Аросева. Впрочем, она царит везде, и на большой сцене тоже. Но в этот день именно на чердаке идет спектакль Валерия Саркисова "Мадлен и Моисей" по комедии П.-О.Скотто. Актриса, к сожалению, занята в репертуаре театра слишком мало - несоизмеримо своему таланту. Поэтому этот спектакль, где ее партнером выступает Алексей Гузенко, нечастая для зрителей возможность увидеть любимую актрису.

Эдуардо де Филиппо - драматург, чьи пьесы никогда не исчезнут со сцены. Прекрасное знание людей, тонкое чувство слова, близкая каждому сидящему в зале основа внутреннего конфликта любой ситуации заставляют режиссеров вновь и вновь обращаться к его комедиям и драмам. В театре имени Ермоловой 26-го - "Суббота, воскресенье, понедельник". Пьеса, давно находившаяся в репертуарном портфеле театра, прочитана Родионом Овчинниковым без особых затей и выкрутасов. Но, думается, история немолодых супругов, их разлада и, конечно же, примирения окажется понятной многим.

27 октября в театре имени Моссовета премьера: Юрий Еремин поставил "Серебряный век" Михаила Шатрова. Стихи поэтов начала ХХ века будут пронизывать весь спектакль, посвященный совершенно другому периоду - 1949 году, когда только произнесение имен опальных авторов влекло за собой печальные последствия. Но именно на этот год выпало главному герою впервые влюбиться, впервые прочесть великие строчки, впервые потерять любимую и... повзрослеть. В спектакле много музыки тех лет, с которой у каждого свои отношения, свои ассоциации, достоверны костюмы, точны бытовые цитаты небогатой жизни одной московской коммунальной квартиры. В главных ролях - Ольга Остроумова, Георгий Тараторкин, Евгений Писарев.

В воскресенье, 28 октября, в Новом драматическом театре - "Московские истории о любви и браке". Это - последняя работа Бориса Львова-Анохина - комедия по пьесам А.Н.Островского "Тушино" и "Не сошлись характерами". Название спектакля говорит само за себя: тут и колоритные типы Замоскворечья, и непростые взаимоотношения женихов и невест, мужей и жен, вечно неразрешимые, смешные и грустные. В этом спектакле - больше смешные. Достаточно вспомнить эпизод, в котором заразительно, вкусно облизывая ложку, тем самым скрывая волнение, ест варенье Серафима Оксаны Мысиной.