Русский Журнал / Обзоры / Афиша
www.russ.ru/culture/afisha/20011126.html

Кино на ТВ 26 ноября - 2 декабря
Екатерина Барабаш

Дата публикации:  26 Ноября 2001

В понедельник на ОРТ в 21.40 - первая серия криминальной драмы "ПМЖ" (постоянное место жительства то есть). На Брайтон-бич убивает заехавшего туда нашего депутата Госдумы. Фильм американо-российский, и играют в нем когда-то наши, а нынче - полностью американские актеры: Елена Соловей, Борис Сичкин.

Утром, в 10 часов, на РЕН-ТВ приятная комедия "Автора! Автора!" о драматурге, от которого ушла жена, оставив тому на попечение пятерых детей, четверо из которых к тому же - от других отцов. Главную роль в комедии сыграл Аль Пачино, для которого выступление в комедийном жанре вообще нехарактерно. Вот мафиози, гангстеры - пожалуйста. Тем оно приятнее.

Не самые скверные образцы нашего советского старого кино можно увидеть в этот день на дециметровых каналах. Кстати, приготовьтесь к тому, что метровые каналы на предстоящей неделе решили вообще отдохнуть от кино - причем не только от хорошего (что привычно), но и от плохого. Они вообще, кажется, решили изменить привычке показывать кино. И правда, до кино ли - жизнь-то, глядите, перемещается за стекло да на необитаемые острова. Впрочем, не будем отвлекаться. Так вот, о нашем старом кино. На М1 в 19.30 - комедия Алексея Коренева по сценарию Александра Галича "Вас вызывает Таймыр", где снялись Елена Коренева, Юрий Кузьменков, Евгений Весник. Незамысловатая комедия положений, несуразности, творящиеся в провинциальной гостинице. Думаю, никому не надо объяснять, почему долгие годы на эту безобидную картину было наложено табу. Сценарист "подкачал".

Трогательную и красивую историю любви летчика и актрисы на передовой во время войны разыграют Анастасия Вертинская и Олег Ефремов в фильме "Случай с Полыниным" Алексея Сахарова (Столица, 22.25).

А на "Культуре" в 21.40 - первая серия "Воскресения", экранизации Михаилом Швейцером романа Льва Толстого с Евгением Матвеевым и Тамарой Семиной в главных ролях. Вряд ли кто станет спорить, что это одна из самых удачных экранизаций Толстого вообще. И пожалуй, лучшая роль Евгения Матвеева, единственная, где актеру довелось раскрыть все, целиком, до самого дальнего уголочка, свои способности. К сожалению, в более поздних работах мы уже видели другого Матвеева.

"Секс-миссия" (РЕН-ТВ, 20.30), кажется, скоро догонит рекордсменов кинопоказа. Два раза в месяц эту комедию Юлиуша Махульски обязательно да прокрутят. Напомним: в результате научного эксперимента два его участника просыпаются через 50 лет и с ужасом обнаруживают, что в мире остались только женщины. Правда, женщины эти больше напоминают воинственных амазонок (в нашем прокате фильм, кстати, и шел под названием "Новые амазонки", секса-то у нас тогда не было). Фильм - сущие слезы феминисток. Мало того, что авторы делают вывод: без мужиков - никуда, так и воинственные тетки, познакомившись с мужчинами поближе, подтверждают этот постулат.

До фильма "48 часов" (среда, РТР, 20.55) Уолтера Хиллера жанр комедийного боевика в Америке практически был зрителю незнаком. Во Франции в этом жанре вовсю трудились Ришар и Депардье, а Америка консервативно уверяла, что боевики или детективы не могут быть смешными. Тем не менее, Хиллер, уже известный картинами "Чужой", "Давно в седле", "Трудные времена" на удивление удачно снял смешной боевик о том, как суровому сыщику Кейтсу выдали на двое суток в напарники заключенного Рэгги, чтобы с его помощью найти преступника. Сурового Кейтса сыграл уже популярный тогда, в начале 80-х, Ник Нолт, а на роль вертлявого Рэгги Хиллер взял мелькавшего до того в телешоу, но никому не известного в качестве актера Эдди Мэрфи. То ли дуэт оказался подобран очень удачно, то ли сам жанр пришелся по вкусу американцам, но "48 часов" неожиданно огребли бешеный успех. Забегая вперед, скажем, что продолжение фильма, "Еще 48 часов", которые покажут в четверг по тому же каналу в то же время, с теми же актерами, оказалось еще более успешным и принесло внушительную "кассу". Возможно, это связано с тем, что к тому моменту (а продолжение Хиллер снял через восемь лет) Эдди Мэрфи уже был раскрученным донельзя, суперпопулярным актером, единодушно признанным лучшим комиком Америки.

Но пока вернемся к среде. Не ищите интима в фильме "Дуэт на диване" (ОРТ, 12.30) - это, ей-богу, совсем не то, что вы подумали. Да и на время посмотрите - кто ж показывает эротику в полдень. Просто это забавный французский фильм о том, как супружеская пара решила развестись, но разъехаться все никак не могут. Чтобы не терять времени даром, муж приводит в дом новую невесту, жена - нового мужа. Так и живут вчетвером, в тесноте и многочисленных обидах. Из актеров, известных в России, в картине снялась Марина Влади, больше, впрочем, преуспевшая в роли жен: сначала была замужем за известным французским режиссером и актером Робером Оссейном, потом, как все мы знаем, - за Владимиром Высоцким.

В этот день стоило бы посмотреть и драму Фрэнсиса Ф.Копполы "Бойцовая рыбка" (СТС, 21.00). Вообще, кстати, хочу обратить ваше внимание на тот факт, что молодежный канал СТС в последнее время все чаще и чаще показывает очень достойные серьезные фильмы, порой давая фору своим "большим братьям". "Бойцовая рыбка" - это своего рода ретро, удачно компонующее черно-белое и цветное изображение, с музыкой 60-х. Время хиппарей, бунтарства, утраты иллюзий. Кто-то пытается бороться с унылостью и бессмысленностью жизни, кто-то давно смирился. Коппола собрал превосходный актерский состав: Мэтт Диллон, Деннис Хоппер, Микки Рурк, Николас Кейдж (тогда еще никому не известный молоденький племянник Копполы), Кристофер Пенн.

Про четверг мы уже кое-что сказали (см. "Еще 48 часов"). Что еще? Уже, кажется, третий раз показывают одну из лучших немецких лен последних лет "Беги, Лола, беги" (РТР, 0.55) - и все ночью. Жаль, потому что этот фильм Тома Тиквера, довольно молодого немецкого режиссера, безусловно, заслуживает внимания. Возлюбленный Лолы в беде - он потерял сумку с огромными деньгами своего шефа, и если через двадцать минут деньги не будут у него в руках, Мани (так его зовут) грохнут. И Лола бежит на поиски денег, потом с деньгами к возлюбленному. Она бежит весь фильм не переставая, эта мужественная влюбленная девочка с дурацкой рыжей прической. Причем режиссер, давая волю воображению, дает нам три варианта развития событий, три раза мы видим одно и то же начало, но дальше дорожки сюжетов расходятся. В главных ролях снялись молодые, но уже состоявшиеся и популярные немецкие актеры Франка Потенте и Мориц Бляйбтрой.

Когда в 74-м Андрей Смирнов представил киноначальству "Осень" (М1, 11.30), возмущению не было предела. Надо же, откровенный адюльтер! Встретились двое бывших возлюбленных и, невзирая на штампы в паспортах, вместе уехали в отпуск в деревню, грозя разрушить ячейку советского общества. Более того, они там явно занимались сексом! Этого на экране нет, но это понятно. И вообще - как можно было так неприглядно показывать наше родное советское существование, да еще давать понять, что героям безумно скучно, все надоело, и, возможно, оттого-то адюльтер и произошел. Не сказать, что очень удачен был выбор актеров - Наталья Рудная и Леонид Кулагин, но в этой картине никто и не требовал тонкой актерской игры. Режиссерский замысел играл сам за себя.

В пятницу на "Культуре" в 21.40 - невероятно грустный фильм о печальной и тупиковой любви на старости лет. Ии Саввиной, которая играет главную женскую роль, не привыкать играть тупиковую любовь (вспомним "Даму с собачкой"). Ее партнеру по фильму, Олегу Ефремову, впрочем, тоже довелось переиграть немало самых разных любовей. Хотя дело-то не в этом. Дело в атмосфере, которую создает в картине режиссер Ярополк Лапшин, словно вытягивая из любви квинэссенцию печали.

Сказать, что "Подземка" Люка Бессона (суббота, НТВ, 23.15) - странный фильм - значит ничего не сказать. Это фильм концептуально запутан, философски бездействен и очень глубоко ироничен. Странный субъект, непонятно что делающий в метро и непонятно из-за чего шантажирующий женщину, а вокруг - его странные друзья... Казалось бы, это могло оттолкнуть не очень просвещенного по части кино зрителя. Но во Франции этот второй бессоновский фильм имел колоссальный успех, которому сопутствовала популярность главных героев - Кристофера Ламберта и Изабель Аджани. Наследуя Годару, Бессон идет дальше - он совершенно ясно дает понять, что его картина не имеет ничего общего с настоящим постмодернизмом, что ее следует воспринимать как фенечку, прикол без начала и без конца. Между прочим, и публика, и критика, как ни странно, это поняли. Ламберт, а также художник и звукооператор получили "Сезара", а сам фильм, как уже было сказано, стал самым популярным французским фильмом 1985 года.

В последий день недели самый приметный фильм - "Крестный отец-2" на ОРТ в 18.40, продолжение легендарной трилогии о семье Корлеоне. Майкл Корлеоне, ставший "godfather", празднует первое причастие сына. Но, как и положено на Сицилии, попраздновать им не дают - противоборствующий клан тут как тут. Великолепные Аль Пачино, Роберт Де Ниро, Дайана Китон... Что еще надо, чтобы достойно закончить неделю?