Русский Журнал / Обзоры / Афиша
www.russ.ru/culture/afisha/20011217_bo.html

Дебюты молодых (и не очень)
Десять спектаклей недели

Евгения Борисова

Дата публикации:  17 Декабря 2001

В понедельник 17 декабря в Табакерке новый спектакль "Долгий рождественский обед" по Тортону Уальдеру. Премьеру сыграли этой осенью. Сделали это тихо, без обычной для этого театра PR-атаки на зрительское сознание. Что, безусловно, правильно, ибо и работа получилась негромкая, даже какая-то пожилая, несмотря на юный возраст режиссера Мигдаугаса Карбаускаса, который все еще числится студентом на выпускном курсе П.А.Фоменко. "Долгий рождественский обед" по теме и интонации похож на очень известную и широко шедшую в театре пьесу этого же автора "Наш городок". Та же ностальгия по тому, что ушло, то же тепло и нежность во всем, что касается понятия семья, то же острое чувство потери. Все это есть в тексте и сюжете спектакля - и отсутствует в его плоти. Эмоции так и остаются лишь названными, но не явленными.

Во вторник 18 декабря в театре "Современник" играют "Три сестры" А.П.Чехова. Премьера новой версии спектакля состоялась год назад. Как и все работы Галины Волчек, - вызвала споры. Часто абсолютно безосновательные обвинения. Неправота оппонентов этого режиссера опровергается временем и огромным зрительским интересом к спектаклю, в котором нет спецконтингента, именуемого "звездами". Волчек поставила очень молодой спектакль, не только по составу исполнителей, но и по энергии, образу и духу. История Прозоровых в ее спектакле разворачивается и не в Перми начала прошлого века, и не в современной Москве. Время и место ее действия - неконкретно. Это пространство воспоминаний. Волчек не издевается над героями, не иронизирует над нами, все еще продолжающими надеяться. Она, рассказавшая через "Трех сестер" о своих муках и боли, об обреченности мира, в котором мы живем, как это ни странно, продолжает надеятся на чудо. Кстати, и в этом спектале за последнее время произошли перемены. Теперь Ирину, младшую из сестер, вместо Чулпан Хаматовой играет Елена Корикова.

В среду 19 декабря в "Ленкоме" самый нежный спектакль этого театра "Город миллионеров", поставленный по хрестоматийно известной пьесе Эдуардо де Филиппо "Филумена Мартурано". У ученика Марка Захарова Романа Самгина, обозначенного в афише постановщиком этой работы, получился на удивление неленкомовский спектакль, лишенный грохота и спецэффектов. Основная "фишка" "Города миллионеров" в филигранных актерских работах Армена Джигарханяна и Инны Чуриковой. Премьерная публика, ожидавшая привычных для "Ленкома" грохота и фейерверков, была сражена, фраппирована, но в результате убеждена и побеждена "Ленкомом", которой доказал, что может быть разным.

В четверг 20 декабря в Молодежном театре "Стеклянный зверинец" Теннесси Уильямса, поставленный на Малой сцене режиссером-дебютантом Александром Огаревым. На этот раз дебют обнадеживающий. Ученик Анатолия Васильева, уже давно окончивший курс и работающий в театре у своего учителя артистом, показал, что неважно, во сколько лет начать, главное - как. Психологически острый и точный спектакль лишен бытовой конкретики и при этом весь пронизан тончайшими чувственными связями. Это та работа, которую надо и стоит смотреть, хотя бы только для того, чтобы в очередной раз почувствовать себя защищенным искусством. Ведь для Огарева в его спектакле главной "мыслью-эмоцией" стала возможность еще раз полюбить и оправдать человека как такового.

В пятницу 21 декабря в Драматическом театре имени Станиславского один из самых спорных спектаклей прошлого сезона - "Маскарад" Лермонтова в постановке Виктора Шамирова. Здесь как раз человека не то что не любят, но истово ненавидят. Однозначно - с плюсом или минусом - к этой постановке относится невозможно. Отрицание в ней может вызвать многое, а главное - господин режиссер настроен на волну тотального игнорирования традиций и опыта прочтения этой пьесы, а потому вместе с водой часто выплескивает и ребенка, например, когда остается абсолютно равнодушен к существу. Некогда Виктор Шамиров, будучи по совместительству актером, играл в чеховской "Чайке" у Иосифа Райхельгауза Треплева, понимая героя как психически больного человека, разрушенного собственными исканиями. Когда смотришь "Маскарад" невозможно избавиться от ощущения, что поставил именно этот Треплев. Сделать назло всем и всему - кажется, именно эта эмоция движет режиссером. И, как ни странно, порой из этой идеи рождаются по-настоящему интересные кусочки спектакля. Их мало, и связаны они в основном с Гриневой, но все же хоть на мгновение, но забирают.

В субботу 22 декабря в театре Et cetera объявлена премьера. Александр Калягин, руководитель театра, имя которого значится на логотипе театра, одним из последних вскочил на подножку паровоза, следующего маршрутом: театр имени и для себя любимого. В середине девяностых это было повальной модой и даже определенным видом спорта. В своем театре Александр Калягин за пять лет сыграл Шейлока (все признали это удачей и актера и его театра), Дон Кихота (менее единодушно┘), а также небольшие роли в спектакле по рассказам Чехова и в пьесе Драгунской "Насегда-навсегда" (последнее √ в собственной режиссуре; ругали, кажется, все)┘ Теперь наступило, как видно, время открыть незнакомую русской публике пьесу Альфреда Жарри "Король Убю". С руководителем театра в главной роли. Для осуществления проекта вновь приглашен из Болгарии режиссер Александр Морфов, чью версию "Дон Кихота" можно увидеть в том же Et cetera. Будем надеяться, что новый союз талантливого болгарина и выдающегося русского артиста приведет к удаче.

В воскресенье 23 декабря другая премьера из категории "спецобслуживание". Недавно назначенный главный режиссер театра на Малой Бронной Андрей Житинкин выпускает спектакль к юбилею Льва Дурова. Играть будут пьесу Фридриха Дюрренматта "Метеор". Житинкин - молодец. Ошибки своего предшественника Сергея Женовача не повторяет. Труппу Малой Бронной, плотно сидящую в своих гримуборных и всегда готовую к затяжной и окопной войне, не забижает. Особенно некоторых ее представителей, талантливых не только в сценических проявлениях.