Русский Журнал / Обзоры / Афиша
www.russ.ru/culture/afisha/20011229_bo.html

"Город" Гришковца, "Старосветские помещики" Гоголя и не только
Десять спектаклей недели

Евгения Борисова

Дата публикации:  29 Декабря 2001

В понедельник 31 декабря, накануне общенародного празднования Нового года, а в чем-то предуведомляя его, во МХАТе имени Чехова играют премьеру - "Старосветских помещиков" Гоголя в постановке Миндаугаса Карбаускиса, молодого режиссера из Литвы, выучившего в Москве и тут же ставшего известным. Табаков, можно сказать, пригрел его и даже поставил на денежное довольствие в своем собственном театре на улице Чаплыгина. Его первая работа - "Долгий рождественский обед" - вышла на сцене "Табакерки". Новый спектакль, во МХАТе имени Чехова, по-литовски условен и преисполнен знакового начала, а по-русски - добр и тепл. Играют в нем главные роли Александр Семчев ("Где ты был?" - "Пиво пил") и Полина Медведева.

В остальном же драматические театры мало чем порадуют в этот предновогодний вечер. Спектакли играются, в основном, очень старые. Иногда, правда, знаменитые, сохранившие память о своих создателях - как "Необыкновенный концерт" в Театре кукол Образцова. Или обновленные "Жестокие игры" Арбузова в "Ленкоме", которым Марк Захаров не дает угаснуть. Но чаще - те, что и в свое время легендами не были - апология пошлости "Уважаемые граждане" по М.Зощенко, бессмыслица с участием Т.Васильевой и В.Гаркалина "Ботинки на толстой подошве" (антреприза Анатолия Воропаева), в Театре Сатиры - неплохой спектакль, комический детектив по пьесе "классика" бульварной драматургии Робера Тома "Восемь любящих женщин" и т.д.

Во вторник 1 января ситуация не лучше. Служителей Мельпомены понять можно. Они ведь тоже - люди. В афише первого дня нового года удалось насчитать шесть названий, и для детей, и для взрослых. Если вам не усидеть дома перед телевизором, отправляйтесь днем во МХАТ имени Горького (это на Тверском бульваре) на спектакль, которому скоро исполнится сто лет. Это "Синяя птица", поставленная основателем знаменитого театра К.С.Станиславским в 1908 году по пьесе драматурга, считавшего в то время авангардистом - М.Метерлинка. Нынче это старенький спектакль, переживший сотни вводов, и не одно возобновление. Но, право слово, есть в нем все же еще и толика, очень маленькая, оставшаяся от гения Станиславского.

В среду, 2 января все возвращается на круги своя - театры наперебой предлагают недавние премьеры. В Маяковске - "Входит свободный человек" Тома Стопарда, в Пушкинском - "Недосягаемая" Сомерсета Моэма (бенефис Веры Алентовой), в Сатире - "Время и семья Конвей"Дж.Б.Пристли. А в Московском ТЮЗе играют спектакль, который дает повод возрадоваться романтическим душам. И касается это в большей степени не плоти спектакля, а тому, что ее предваряет. Кама Гинкас, поставивший в ТЮЗе "Счастливого принца" Оскара Уайльда, сообщает зрителям, что свой спектакль он посвятил Генриетте Яновской. Без капли цинизма и иронии заявляю: это трогает. К юным музам, вошедшим в историю только тем, что недолго были близки с поэтом, мы уже давно привыкли. Обращение же к собственной жене, к тому же коллеге, - явление далеко не распространенное. Тем более, что Гинкас не ограничивается вербальным рядом. Он весь свой спектакль сплетает из цитат Яновской и ее известных авторских приемов. И, конечно же, история выбрана не случайно. Ласточка жертвует собой во имя принца, не сомневаясь, что только так и можно, если любишь. Спектакль немножко суховат, скорее всего потому, что Гинкас боится выглядеть сентиментально.

В четверг 3 января в "Ленкоме" обещают премьеру - "Укрощение укротителей" по мотивам пьесы младшего современника Шекспира Джона Флетчера. Режиссер спектакля Роман Самгин, ученик Захарова, прославившийся "Городом миллионеров". На этот раз он сделал спектакль со средним и младшим поколениями театра - Дмитрием Певцовым, Марией Мироновой, Олесей Железняк, Сергеем Фроловым и другими.

В пятницу 4 января на основной сцене Малого театра играют "Горе от ума" А.С.Грибоедова, наделавшее много шума в прошлом сезоне. И по праву. Спектакль и вправду хороший. Живой, умный, будоражащий не только душу, но и мозги нетрадиционным прочтением вполне уже забронзовевшей комедии. Главные роли, в основном, играет молодежь, а вот в главных эпизодах - Юрий Каюров, Элина Быстрицкая. Корифей здесь - Юрий Соломин в роли Фамусова. "Музей" со сцены изгнан. Думают, чувствуют по-сегодняшнему, по-живому. Дико жалко Чацкого. Наивный дурак ринулся со своей любовью в жизнь, где все предопределено заранее, на десятилетия вперед и никто его не ждет и никому он не нужен. Софья любит другого...

В субботу, 5 января, в Табакерке - премьера. Молодой режиссер Александр Назаров, известный своими работами в Центре драматургии и режиссуры ("Войцек"), театре "Вернисаж" ("Чайка") и "Современнике" (один из трех режиссеров спектакля "Балалайкин и К"), выпускает "Город" Евгения Гришковца с Сергеем Беляевым и Евдокией Германовой.

В воскресенье, 6 января, в Театре Станиславского шекспировская "Двенадцатая ночь" в интерпретации Владимира Мирзоева и Павла Каплевича, сочинившего для этого проекта костюмы. Зрелище по меньшей мере забавное и экстравагантное. Смешно и непротивно, иногда даже весело, бывает, что через череду аттракционов даже проникают смыслы. В этом с удовольствием участвуют Сергей Маковецкий, Ирина Гринева, Сергей Пинчук и Виктория Толстоганова.