Русский Журнал / Обзоры / Афиша
www.russ.ru/culture/afisha/20020108_bo.html

Десять спектаклей недели
Евгения Борисова

Дата публикации:  8 Января 2002

В понедельник и вторник - 7 и 8 января - Мастерская Петра Фоменко в помещении театра имени Вахтангова сыграет свой не очень новый, но все еще замечательный спектакль "Волки и овцы" А.Н.Островского. Умный, легкий, ироничный спектакль. Здесь Островский не пахнет суточными щами и играется не через купеческие бороды и приказчичьи поддевки. Ни Фоменко, ни его актеры не настаивают ни на смачности и увесистости создаваемых образов, ни на интриге пьесы, связанной с векселями. Характеры и история, конечно же, присутствуют. Только главным становится другое - театральность, легкость, кружево игры, которое на наших глазах сплетают блестящие актеры - Мадлена Джабраилова, Галина Тюнина, Полина и Ксения Кутеповы, Юрий Степанов.

Если принять во внимание, что в декабре "фоменки" играли в Москве один раз, а в январе объявлено только два спектакля, эти "Волки и овцы" становятся значимым событием. Отсутствие театра в регулярном московском репертуаре заметно обедняет последний и очень тяготит не только верных зрителей, но и рядовых любителей искусства сцены. Грустно, когда исчезают образцы.

В среду 9 января в Театре юного зрителя - старый и очень добротный спектакль - "Собачье сердце" по Михаилу Булгакову. Некогда он был настоящим хитом, а нынче идет раз в месяц, но зрителя своего по-прежнему собирает. Яркая и страстная режиссура Генриетты Яновской, на которой, собственно, и держится весь спектакль, с течением времени только выиграла. Каркас обнажился, и такие яркие придумки, как появление персонажей "Аиды" (а именно на эту оперу, как помните, отправляется профессор Преображенский в Большой), читаются гораздо более объемно, чем прежде.

В четверг, 10 января, в "Школе современной пьесы" - "Чайка". Известное название. Только автор на этот раз не А.П.Чехов, а популярнейший беллетрист Б.Акунин. Его "Чайка" - продолжение чеховской, и построена она на детективном расследовании, ибо, по версии автора, киевский мещанин К.Г.Треплев вовсе даже не застрелился, а был убит. Кем, как и почему - этому и посвящена пьеса нашего современника. За несколько лет до премьеры "Чайки-2" Иосиф Райхельгауз поставил и самого классика. Акунинская версия здесь играется как продолжение чеховской и практически с теми же актерами - Львом Дуровым, Татьяной Васильевой или Ириной Алферовой, Альбертом Филозовым, Владимиром Стекловым и другими.

В пятницу, 11 января, вновь Михаил Булгаков. На этот раз - "Театральный роман", одна из последних премьер Ю.П.Любимова. Спектакль крайне спорный, но Любимов, как это водится, ироничен, парадоксален и часто не считает нужным досказывать до конца начатую мысль.

В субботу, 12 января, - последняя премьера Театра на Малой Бронной, вышедшая к юбилею Льва Дурова, - "Метеор" по пьесе Фридриха Дюрренматта. В основе - старый добрый сюжет комедии положений: герой прикидывается мертвым, чтобы узнать, кто есть кто вокруг него. Солирует Дуров, вокруг него позволено играть еще нескольким артистам, многие из которых давненько не выходили на сцену, а новый главный режиссер Андрей Житинкин их вывел...

В воскресенье на малой сцене чеховского МХАТа - спектакль "Табакерки" "Смертельный номер". С этой работы началась слава режиссера Владимира Машкова. История четырех клоунов сыграна поистине блестяще. И смешно, и грустно┘ Артисты не прикидываются. Не иллюстрируют и не халтурят, а главное, что отличает этот "Номер" от других работ Владимира Машкова, - выходят на сцену не только для того, чтобы зритель расслабился и отдохнул. Есть место и для раздумий. Пусть самых малых.