Русский Журнал / Обзоры / Афиша
www.russ.ru/culture/afisha/20020225_bar.html

Кино на ТВ 25 февраля - 3 марта
Екатерина Барабаш

Дата публикации:  25 Февраля 2002

На этой неделе предстоит нам кое-что из того, на что не жаль времени. На наших экранах появятся Жан-Люк Годар, Лукино Висконти, Клод Соте, из российских режиссеров - Георгий Данелия, Никита Михалков, Илья Авербах...

Понедельник - еще выходной день, поэтому, как всегда в праздники, кино показывают целый день. Вне всякого сомнения, особого внимания заслуживает фильм "Подкидыш" на НТВ в 8.20 - но это, увы, только для тех, кто в праздник страдает бессонницей. Впрочем, можно только проснуться на пятнадцать минут, чтобы посмотреть эпизод с Раневской ("Муля, не нервируй меня") и опять ложиться спать.

На РТР в 21.30 - хит позапрошлого сезона "Брат-2" Алексея Балабанова. Поскольку очень скоро в прокат выйдет новый фильм Балабанова, напомнить о себе лишний раз не помешает. На мой взгляд, "Брат-2" - картина в некоторой степени опасная, и хотя режиссер открещивается от того, что Данила Багров, исповедующий фашистские идеи, есть герой нашего времени, и что он, режиссер, вовсе не видит в Даниле положительного героя, это, безусловно, лукавство. Во-первых, художник должен отвечать за то, что сотворил. Во-вторых, образ этого русского гитлерюгенд слеплен с неподдельной симпатией.

На том же канале в полночь - "Жена астронавта" с Джонни Деппом. Герой слетал в космос. Когда он вернулся, его жена заметила, что с ним не все в порядке. Рискуя запутаться в сюжете, упомяну для тех, кто не видел, что астронавт вернулся другим, потому что он сам стал кем-то вроде инопланетянина. А жена еще и забеременела. И кого она теперь родит? В общем, все довольно глупо, хотя и страшно, как любая средненькая фантастика.

Чуть раньше, в 23.15, на ТВЦ - французская мелодрама "Сошествие в ад". Немолодой профессор отправляется с юной красавицей-женой на Гаити, чтобы там попытаться поправить пошатнувшееся семейное счастье. Но ничего хорошего из этого не получается. В главных ролях - Клод Брассер и Софи Марсо.

Вторник освящен и освещен премьерой, которой все так долго ждали. На ОРТ - продолжение советского сериала "Следствие ведут знатоки. 10 лет спустя". Постаревшие сотрудники органов, из которых одного уже нет (Эльза Леждей умерла незадолго до того, как начал сниматься сериал), несмотря на преклонный возраст, успешно раскручивают преступления нового, рыночного образца. Специально прилетел из Израиля на съемки Леонид Каневский. Вместо героини Эльзы Леждей ввели новый персонаж, пока только эпизодический - вдруг не приживется? - по фамилии Китаева, для сохранения чистоты аббревиатуры. Ее играет Лидия Вележева. Все тот же Георгий Мартынюк. Интересно, в каком он нынче звании. Уж до полковника должен был дорасти, а иначе - явный неудачник. Снял сериал Владимир Хотиненко, режиссер, известный своим тяготением к сюрреализму. От хорошей жизни сериалы снимать не начинают, и обидно, когда режиссеры "большого" кино вынуждены кормиться за счет сериалов. Да и затея со знатоками опасная - реанимировать куда сложнее, чем убить и забыть.

Редко появляется на наших экранах великолепный актер Олег Даль. Во вторник в 8.30 и 22.00 на канале "Культура" - картина Анатолия Эфроса "В четверг и больше никогда". Тогда, в конце 70-х, эта картина в прокат не вышла, ее показывали как так, "из-под полы", вроде не запрещено, но и не разрешено. Потому что и фильм вроде как и не антисоветский, но и не советский какой-то. И главного героя играет актер, который вроде ни в чем таком не замечен, а все ж кое-что себе позволяет, - Олег Даль. Да и вообще казалось, не очень понятно, о чем фильм. Приезжает из Москвы навестить мать сынок, и сразу почему-то всем становится плохо. То ли оттого, что все привыкли жить, как живется в этой своей таежной глубинке, то ли то ли еще отчего. И все какое-то зыбкое, нервное. Давно уж нет в живых тех, кто играл в этой картине, - Олега Даля, Иннокентия Смоктуновского, Любови Добржанской...

На ТНТ в 0.55 - экзистенциальная драма Луи Маля, этого, по сути, изгоя новой волны французского кино, к 70-м годам окончательно разошедшимся со своими бывшими друзьями - Годаром, Шабролем, Трюффо, - "Атлантик-Сити". Человек, выдающий себя за гангстера, живет на содержании вдовы своего босса, официантки Салли. Но разве такое может длиться долго. В этой картине, получившей главный приз Венецианского фестиваля в 1980 году, Маль снял замечательных актеров - Сьюзен Сэрэндон, Берта Ланкастера, Мишеля Пикколи.

В среду поклонники японского кино и Такеши Китано в частности, могут посмотреть на РЕН-ТВ в 20.30 его криминальную драму с ним же в главной роли "Брат якудзы". Китано играет японского гангстера Ямамото, который вынужден бежать из Японии к брату в Лос-Анджелес, где брат возглавляет мелкую шайку. Ямамото - человек дела - он в мгновение ока превращает шайку в мощный клан якудзы и вступает в борьбу с другими кланами. Можете себе представить, сколько литров крови проливается на протяжении фильма, сколько снесенных черепов стучит об пол. Не лучший фильм Китано, слишком для него прямолинейный. Не хотелось бы, чтобы этот достаточно тонкий режиссер пошел по этому пути.

В четверг на РТР в 23.25 - китайско-французско-японский фильм "Император и убийца", снятый классиком китайского кино Ченом Кайге. Фильм получил премию в Каннах-99 за работу художника. Что неудивительно. Одни батальные сцены чего стоят, тогда, в пору каннской премьеры эти самые батальные полотна сравнивали с "Войной и мир" Сергея Бондарчука. Причем что интересно - Кайге отказался от распространенной ныне практики снимать батальные сцены с помощью компьютера - когда первый план "человеческий", а дальше, насколько хватает глаз, двигаются компьютерные создания, неотличимые от настоящих. Все его многотысячные ратные съемки запечатлели настоящих людей - тысячи, десятки тысяч. Вообще этот фильм из жизни Китая начала тысячелетия, объединение земель, войны, убийства, предательства, восточные красавицы - производят грандиозное впечатление. Главное - уследить за сюжетом.

На канале "Столица" в 22.25 - "Вечеринка" Мануэля ди Оливейры, португальца, самого плодовитого режиссера мирового кинематографа. Кажется, никто даже не смог посчитать, сколько всего он снял. Но, учитывая, что начал он еще в 20-е, думается, времени, чтобы стать самым плодовитым, у него было предостаточно. В свои 93 года он продолжает снимать, оставаясь одним из самых эстетских режиссеров мирового кино, так до конца и не принятым широкой публикой. Хотя в его фильмах все предельно понятно, художественный язык прост, большое внимание ди Оливейра уделяет свету, звуковому оформлению. "Вечеринка" - фильм о супружеской паре. Которая решает отметить десятилетие свадьбы большой пирушкой. В одной из главных ролей снялся Мишель Пикколи, один из любимых актеров ди Оливейры.

В пятницу в эфире ТВЦ в 20.40 можно будет увидеть неплохую психологическую драму "Долгая дорога домой" о супругах, потерявших сына и пытающихся каждый поодиночке пережить эту трагедию. В картине снялись удачливый голливудский актер Кит Кэррадайн, сыгравший - и вполне удачно - множество самых разных ролей, начиная с гангстеров и кончая утонченными интеллектуалами. Его партнерша по фильму - Ребекка де Морней, талантливая, но почему-то так и не снискавшая настоящей славы актрисы. Скорее всего, на нее пока не нашлось "ее" режиссера. А может, она все время хотела быть на кого-то похожей, особенно привлекала ее стиль и слава Бриджит Бардо, с которой они даже похоже внешне. Одним словом, несмотря на явные способности, сексапильность, ни одной звездной роли у де Морней не было.

Такеши Китано появится и в пятницу - на сей раз только как исполнитель одной из главных ролей в триллере "Гонин" (РЕН-ТВ, 0.35). Типично гангстерский триллер с ограблением, якудзой и кровищей. Ничего особенного, но японское кино сейчас в моде, вот и мы тоже стараемся от моды не отставать.

На канале "Столица" в 22.25 - французский фильм "Путешествие отца", где главную роль сыграл Фернан Жозеф Дезире Контанден, известный как Фернандель, "человек с лошадиным лицом и глазами печальной лягушки", как шутили его друзья. Фернандель сыграл в кино огромное количество ролей, и в России больше известен как комик. Однако на его счету много и серьезных драматических ролей - например, в "Путешествии отца". Месье Контен отправляется в Лион, чтобы навестить свою дочь, которую не видел много лет. Уже в Лионе он выясняет, что дочь стала проституткой. Эта картина была снята для киностудии "Гафер", которую Фернандель основал вместе с Габеном (название - по первым слогам фамилий).

В субботу есть смысл посидеть на диване и потыкать в кнопки пульта в поисках хорошего кино. Вы его непременно найдете. Причем на все вкусы. Наверняка кто-то не оторвется от "Бриллиантовой руки" на РТР в 21.00, любители заокеанской комедии в 21.30 могут переключиться на ОРТ, где в это время начнется "Детсадовской полицейский" с Арнольдом Шварценеггером в главной роли, который временами бывает очень даже трогательным - не будем судить только по "Терминатору" или "Конану-варвару".

В 21.25 на НТВ - Андрей Кончаловский в его американский период жизни, "Танго и Кэш" с Куртом Расселом и Сильвестром Сталлоне о двух полицейских, которых мафия упрятала в тюрьму. Однако два бравых детектива мало того, что оказываются на свободе, но еще и прячут за ту же самую решетку воротил наркобизнеса.

На "Культуре" в 22.25 - "Семейный портрет в интерьере", предпоследний фильм великого итальянского режиссера Лукино Висконти. Этот фильм об одиноком профессоре, в чью жизнь вторгается взбалмошная графиня, - смотрится словно завещание новому поколению, словно закономерные размышления о смысле прожитого на излете жизни. Великолепен Берт Ланкастер в главной роли.

На ТВЦ в 21.00 лирическая комедия Клода Соте "Сезар и Розали". Сначала Соте специализировался на детективах, и, кстати, у него это отлично получалось. Но быстро надоело. Его больше влекли семейные, бытовые сюжеты, их психологический аспект. Пережив увлечение детективным жанром, режиссер сначала снял "Мелочи жизни" с блестящей парой Мишель Пикколи - Роми Шнайдер, затем - "Сезар и Розали", где партнером Роми Шнайдер стал Ив Монтан. Очень тонкое кино, не претендующее при этом на особую глубину √ "просто" исследование художника таких феноменов, как любовь, одиночество...

На канале "Культура" в 13.15 и 14.45 - картина Ильи Авербаха "Объяснение в любви" с Юрием Богатыревым в главной роли. Неторопливая история вечной любви, рассказанная обстоятельно и подробно, быть может, чуть скучноватая, но необычайно трепетная.

А в час ночи на М1 - Жан-Люк Годар с криминальной драмой "Безумный Пьеро". Марианна и Федерико, два прежних любовника, встречаются после четырехлетней разлуки. У Марианны есть богатый любовник, которого Федерико случайно убивает. В главных ролях снялись Жан-Поль Бельмондо и Анна Карина, тогдашняя молоденькая жена Годара, талантливая датская актриса. И опять, как в фильме "На последнем дыхании", Бельмондо играет человека, оказавшегося в тупике, откуда нет выхода. Поиски выхода вообще характерны для раннего Годара, но, как правило, это выход в никуда.

В воскресенье после такой субботы уже можно было бы ничего не смотреть. Но будет "Не горюй!" Георгия Данелия (Столица, 16.30), один из самых проникновенных фильмов советского кино, и фильм Вадима Абдрашитова "Слуга" (тот же канал, 22.30) с Олегом Борисовым в главной роли. Слуга - это не место, не должность, это состояние души и образ жизни. Человек, получивший из рук хозяина все, о чем только мог мечтать, - дом, машину, дачу, положение в обществе, в душе так и остался слугой.

И наконец, первый советский фильм а ля вестерн - на ТНТ в 18.00 - "Свой среди чужих, чужой среди своих", первый режиссерский опыт Никиты Михалкова, показанный, очевидно, к 55-летию Юрия Богатырева, сыгравшего главную роль.