Русский Журнал / Обзоры / Афиша
www.russ.ru/culture/afisha/20031031_an.html

Разная музыка. Концерты 3 - 10 ноября
Анна Немзер

Дата публикации:  31 Октября 2003

Российская (а вернее сказать - советская) публика страстно любила в свое время итальянскую эстраду. Итальянцы составляли серьезную конкуренцию комсомольским вожакам, распевавшим на голубых огоньках и праздновании дня милиции. В мелодичных итальянских композициях ощущался аромат далеких стран, манящий аромат нового и запретного. И самой пылкой привязанностью советского народа оказался, пожалуй, Тото Кутуньо. Его знаменитая песенка L'italiano стала для нас итальянским гимном; cafe ristretto или spaghetti al dente казались типичными приметами dolce vita. Это была позволительная мера советской свободы.

Итальянцы и по сию пору продолжают петь, но любовь к ним уже стала некоторым анахронизмом. За одним исключением: от приблатненных челентановских интонаций Эроса Рамазотти у российских барышень на сердце наступает совершенная феличита. Мало кто задумывается над тем, что Рамазотти дебютировал в 1984 году в Сан-Ремо - его воспринимают как наисовременнейшего исполнителя; его дуэты с Шер и Тиной Тернер оккупируют верхушки чартов. 7 и 8 ноября Эрос Рамазотти будет петь в Кремле. Хорошо хоть не на день милиции.

Карнавал

В Культурном центре ДОМ на 7 ноября запланирован карнавал - в самом что ни на есть бахтинском смысле слова. Традиционная концертная площадка для приверженцев world music, музыки этнической, аутентичной или народной на сей раз будет открыта для народа. Объявляется, говорят организаторы, день толерантности, полная свобода слово- и звукоизвержения. Каждый, чья душа потребует в этот день творческого самовыражения, сможет вылезти на сцену - спеть, на чем-нибудь сыграть, а то и сплясать. На все это счастье отводится по две минуты каждому: желающих много.

Это очень существенное и грамотное ограничение. 7 ноября (или 25 октября) - время явно сакральное; время беспредельного разгула народного творчества. Карнавал, как известно, явление необходимое и целительное, но карнавал, длящийся больше одного дня (а мы знаем тому примеры), - это уже катастрофа. ДОМские организаторы все запланировали правильно. Главное - вовремя остановиться.

Айрапетян

Предание гласит, что на кеманче (четырехструнной скрипке) играл Саят-Нова - легендарный армянский поэт и музыкант XVIII века. Теперь кеманча ассоциируется в первую очередь с именем Гранта Айрапетяна. Айрапетян хранит верность своему инструменту на протяжении долгих лет. Он начинал с вполне традиционного для кеманчи репертуара: говорил, что он играет на свадьбах и похоронах. Со временем этот репертуар расширялся: Айрапетян всегда умел мастерски сочетать исполнение духовной, серьезной музыки с веселыми, бесшабашными напевами. Сейчас, по его словам, он может сыграть все. Он с хулиганским изяществом вкрапляет в собственные импровизации на народные темы цитатки из Хачатуряна (у которого, кстати, бывал дома - Айрапетян любит рассказывать об этом в интервью). Он играет знаменитые джазовые стандарты, а потом переходит к классике. Для него уже давно перестали существовать жанровые ограничения. Мастерское владение инструментом создает у него ощущение той безграничной свободы, без которой не бывает никакого творчества. 8 ноября он будет играть в клубе "Чжун Дао".