Русский Журнал / Обзоры / Афиша
www.russ.ru/culture/afisha/20031208.html

Разная музыка. Концерты 8 - 14 декабря
Анна Немзер

Дата публикации:  8 Декабря 2003

Чак Берри

За звание короля рок-н-ролла соревновались в свое время Элвис Пресли и Чак Берри. Первый брал магнетизмом имиджа, второй - неистовым драйвом. Одни восторженные юноши носили шелковые рубашки, сдавленными от страсти голосами заклиная "Love me tender!". Другие пародировали знаменитую "утиную" - вперевалочку - походку Чака Берри и пели про Бетховена. В азартных спорах о рок-н-ролльном монархизме принимали участие и знаменитости: известно, например, что Стиви Уондер отдавал пальму первенства Чаку Берри, полагая, что тот внес больший вклад в развитие музыки - без Чака Берри, утверждал Уондер, не было бы ни Эрика Клэптона, ни Роллинг Стоунз, ни Биттлз - и ряд этот можно еще долго продолжать.

8 и 9 декабря в Москве будет выступать семидесятисемилетний монарх, подвизавшийся когда-то в Калифорнии парикмахером и автослесарем, отсидевший срок по ложному обвинению и спевший всему миру "Джонни Би Гуд".

К нам приезжает классик, Ломоносов от рок-н-ролла, основоположник всего на свете. Мечта сбылась - и этим мы обязаны, в частности, певцу Александру Розенбауму, одному из организаторов концерта, который, видимо, тоже в свое время представлял в грезах Чака Берри в мерцании звезд на некоем символическом троне.

Маркшейдер Кунст

Если вы знаете, кто такие маркшейдеры, то без труда догадаетесь, в чем состоит их искусство. Если немецкий язык вас каким-то образом миновал, а узнать про это самое искусство все равно хочется, - идите на концерт. Петербургская группа "Маркшейдер Кунст" снова в Москве (12 декабря музыканты играют в клубе на Брестской, а на следующий день - правда, в качестве проекта под названием Ska Jazz Revue - в клубе "Китайский летчик Джао Да"). И пусть не смущает взыскательного зрителя-слушателя обилие названий и иностранных терминов. Слова, слова - пустое все это.

Группа "Маркшейдер Кунст" по своей внутренней температуре, по своему пылкому темпераменту и яростной сердечной пульсации - на первый взгляд кажется явлением совершенно не петербургским, не московским, а неизвестно откуда взявшимся. Ска, регги, бушующая страсть в ночном саду под сенью зреющего манго, неимоверно зажигательные ритмы и уморительно смешные тексты; это огнеопасная концентрация положительных эмоций на сравнительно небольшом клочке пространства (играют-то ребята все больше по клубам). Финальным аккордом, когда зрители не могут уже ни танцевать, ни подпевать, а только вопят и тают от любви, как шоколадки, звучит робертинолореттиевская Ямайка. Вот он, наш отечественный реггей.

4'33

4'33 - это хрестоматийная пьеса американского композитора Джона Кейджа. 4 минуты 33 секунды молчания, отсутствия звучания музыкальных инструментов, только скрип стульев, деликатный кашель недоумевающих зрителей, шум машин за окном. Пьесу 4'33 - манифест минимализма - невозможно исполнить два раза одинаково; она рождается заново при всяком следующем исполнении.

Неисповедимы пути просвещения. Значительная часть современной молодежи узнавала о Кейдже и его творчестве благодаря Алексею Айги - скрипачу и композитору, назвавшему свой ансамбль "4'33" и принужденному теперь расшифровывать название и заодно уж читать небольшую лекцию о становлении минимализма. Самого Айги сложно назвать приверженцем одного направления в музыке. Его сложные композиции насыщенны энергетикой рок-хитов, вызывающих рев публики. Он пишет музыку к современным фильмам (вроде сериала "Каменская") и старому немому кино. Айги - участник массы проектов; то играет Джимми Хэндрикса вместе с немецким клавишником Дитмаром Бонненом, то устраивает концерты с французским ди-джеями и певицой Миной Агосси. 11 декабря Алексей Айги, проживающий с некоторых пор во Франции, выступает в Москве с программой "Латинский отчетный квартал".