Русский Журнал / Обзоры / Афиша
www.russ.ru/culture/afisha/20031215_ann.html

Разная музыка. Концерты 15 - 21 декабря
Анна Немзер

Дата публикации:  15 Декабря 2003

Леви

На предстоящей неделе будет Ханука. Праздновать ее московские клубы собираются по-разному. В ДОМе, например, состоится концерт израильской певицы Ясмин Леви. Ясмин Леви - вокалистка, единодушно признанная критиками "лучшим голосом Израиля". Московские меломаны, бережно хранящие в памяти ценнейшие бабушкины идиомы на идише, прекрасно разбирающиеся, кто тут шлимазл, а кто - а гутер копф, собираются на концерт и надеются услышать скрипку - ту самую, от которой печаль светла. Напрасно - к старому доброму клезмеру Ясмин Леви и ее ансамбль не имеют никакого отношения. Тем не менее на концерт идти необходимо.

В ансамбле Ясмин Леви скрипки нет, ее заменяет контрабас, на котором играет Хуан Мигель Гусман Пентинел. Добавим, что на флейте играет Хуан Карлос Гомес Дельгадо, на уде и сантуре - Хуан Мануэль Рубио Морал, а на перкуссии - Альваро Гарридо Масиас. Звучные имена, вызывающие на редкость неуместные ассоциации с бесконечными персонажами маркесовской эпопеи, принадлежат музыкантам испанского происхождения. Дело в том, что программа Ясмин Леви носит название "Завещание сефардов" и задачу свою певица формулирует так: воскрешать по мере возможностей музыкальные традиции древнейшего народа - евреев, изгнанных в 1492 году из Испании.

История Ясмин при ближайшем рассмотрении кажется неправдоподобной, сказочно-кинематографической. Изучением литературы, музыки и языка сефардов ("ладино" - смесь староиспанского и иврита) всю жизнь занимался ее отец, известный фольклорист Ицхак Леви. Но перед смертью - как будто какая-то гибельная сила диктовала ему свои законы - он завещал уничтожить всю огромную коллекцию записей, труд всей своей жизни. Мать Ясмин выполнила эту просьбу, но с некоторой корректировкой: избавившись от записей, она передала Ясмин все, что сумела запомнить. Так Ясмин - неожиданно для самой себя - начала петь. Петь и вместе с тем преподавать миру уроки древней трагической истории.

Пробы

В клубе "Б2" - очередной фестиваль. На сей раз - под названием "Пробы". Участники - любимые музыканты "Б2"; участников планируется тьма, старшие представляют младших, более известные - менее известных; строго говоря, всех должен представлять Олег Нестеров. Олег - лидер группы "Мегаполис", создатель знаменитого лейбла "Снегири". У "Снегирей", в свою очередь, есть подлейбл (вот уж действительно не знаю, как перевести), который называется "Ш2" (то есть второй шансон, альтернативный шансон, с человеческим лицом). Нестеров оказался первооткрывателем и крестным отцом множества интересных музыкантов; некоторые из них собираются принимать участие в "Пробах". На сцене должны оказаться музыканты самой разной степени известности. То заслуженный - иначе не скажешь - артист Сергей Шнуров. То Светлана Сурганова, не без успеха справляющаяся с непростой ситуацией раскола "Ночных снайперов", создавшая собственный оркестр и обретшая с ним свой круг поклонников. Но все это, казалось бы, вполне традиционная (только несколько сконцентрированная) программа клуба "Б2". А вот кто, на мой взгляд, заслуживает особенного внимания: грузинская вокалистка Нино Катамадзе, практически совсем у нас неизвестная. Самостоятельный (то есть не в рамках какого-либо фестиваля) концерт Нино и ее группы Insight состоялся впервые месяца полтора назад в "Б2". Выступление было дивное, и давать ему более распространенные характеристики - дело неблагодарное; ансамбль Insight надо слушать. И если Шнурова, группу "Пятница" и Billy's Band в Москве застать довольно просто, то Нино Катамадзе у нас гость совсем не частый. Хотя бы поэтому 16 декабря стоит пойти в "Б2".

Секрет

Юбилей отпраздновал Борис Гребенщиков, двадцатилетие творческой деятельности - Константин Кинчев и группа "Алиса"; теперь же Николай Фоменко демонически произносит: "Секрету" двадцать лет - пока все".

Не распавшаяся за двадцать лет рок-команда автоматически превращается в символ и уже не может себе позволить игнорировать круглую дату - даже если концертов не было уже давно, а участники группы заняты сольными проектами, театральными постановками, автомобильными гонками или домашним хозяйством. Бренд нужно беречь, а "Секрет" - это бренд несомненный. Никто из рок-групп двадцатилетней давности не обладал настолько детской энергетикой нахальства, такой легкостью. В 1984 году еще нельзя было с экранов говорить о том, что Ленин - гриб, но уже можно было запустить программу "Кружатся диски", создать Леонидову и Фоменко имидж вальяжных западных телеведущих, пытаться снимать что-то вроде видеоклипов. "Секрет" стал "нашим запоздалым Ренессансом", прямой трансляцией битлов - куда более решительной и нахальной, чем осторожные и цензурированные "Песня о девушке" (английская народная) и "Желтая река". 17 и 18 ноября в Кремле "Секрет" объединится, чтобы спеть "Моя любовь на пятом этаже". Не знаю, как музыканты, но вот ползала точно придет в красных галстуках или шарфиках.