Русский Журнал / Обзоры / Кино
www.russ.ru/culture/cinema/20000919_III.html

Что и где смотреть
Антон Долин

Дата публикации:  19 Сентября 2000

В этой рубрике рассказывается не обо всех новых или кассовых фильмах, а исключительно о тех, которые, по мнению автора колонки, надо смотреть. Другими словами, здесь аннотируются исключительно фильмы хорошие или по меньшей мере интересные.

НЕДЕЛЯ 18.09-24.09

ФЕСТИВАЛЬ "ТРИЕРИЗМ" В АМЕРИКАНСКОМ ДОМЕ КИНО

"Эпидемия" - второй полнометражный фильм фон Триера и вторая часть трилогии, посвященной Европе. Провокация чистой воды. Черно-белая скупая картинка, режиссер и его партнер-сценарист в ролях самих себя. Сюжет сходен с "Маятником Фуко" Эко: придуманная антиутопия-катастрофа, о страшной эпидемии, охватывающей весь мир, оборачивается реальностью. Иногда тягучий, иногда просто пугающий, тем не менее красивый и остроумный фильм - типичный фон Триер. Чего стоит один "Epidemic ╘" в углу экрана!

23.09-24.09 - 18:00.

"Идиоты" (1998). Самый скандальный фильм Триера, из-за нарочитой неудобосмотрибельности (он сам ее особо подчеркнул, выпустив "ухудшенную" авторскую версию год спустя после выхода картины в прокат), а также из-за миниатюрной - несколькосекундной - порносцены. Вообще же фильм совершенно про другое. Зрелище не для слабонервных.

23.09-24.09 - 20:00.

"Рассекая волны" (1996). Гран-при в Каннах. Зря не дали "Золотую ветвь", хотя, с другой стороны, дали бы тогда - не дали бы сейчас за "Танцующую"... Мелодрама с большой буквы, сногсшибательная камера и санудтрек, гениальная актерская работа Эмили Уотсон. А история простенькая - так и задумывалось.

23.09-24.09 - 22:00.

НОВЫЕ ФИЛЬМЫ

"Ложь". Скандальная и при этом совершенно не пошлая корейская "софт-порно" драма, замешанная на садомазохизме и рано созревших нимфетках. Однако "клубнички" в европейско-американском понимании практически нет. Парадоксальное отсутствие сюжета и медитативное погружение в главную тему - любовь как насилие - превращают фильм в оригинальный восточный трактат: то ли эротический, то ли философский.

"МДМ-кино":
24.09 - 00:15.

"Пять чувств". Лирическая драма канадского производства. Отчасти для всех поклонников Атома Эгояна ("Славное будущее", "Экзотика"), ибо продюсер - тот же, но лишь отчасти. Довольно стандартное для 90-х годов (если учесть, что уже настали нулевые) кино - пересекающиеся истории об одиноких людях, каждый из которых пытается найти себе хоть кого-нибудь для диалога. Приличные актерские работы, очень традиционное режиссерское решение. Фильм для тех, кому за 40 - что, впрочем, совсем не плохо.

"35 мм":
18.09-21.09 - 09:00, 11:00, 15:00, 17:00, 19:00, 21:00;
22.09-24.09 - 09:00, 11:00, 13:00, 15:00, 17:00, 19:00, 21:00, 23:00.

"Ромео должен умереть". Боевик, построенный на смешанной эстетике гонконгских экшн и хип-хоп культуры. К Шекспиру не имеет практически никакого отношения. Хорошая музыка. Модное кино.

"Пушкинский":
18.09-20.09 - 13:00, 17:00, 21:00;
21.09 - 13:00, 17:00.

"Ролан":
18.09-20.09 - 13:15, 17:45, 22:15;
21.09 - 13:15, 17:45.

"Ударник":
18.09-21.09 - 14:00, 16:30, 21:30.

"Каро-фильм":
18.09-20.09 - 11:00, 13:15, 15:30, 17:45, 20:00, 22:20;
21.09-24.09 - 11:00, 15:00, 19:00, 22:50.

"Азартные игры". Добротный и профессиональный фильм; иронический триллер. Бен Аффлек очень старается, играет хорошо, но - увы - совершенно не подходит к роли, написанной для рядового парня, а вовсе не для красавчика-звезды. Сцена с пятью трупами Санта-Клаусов радует несказанно. А еще - очень неожиданный и яркий финал, ради которого стоит смотреть весь фильм.

"Пионер":
18.09-24.09 - 15:15, 17:00, 18:45, 20:30.

"Девственницы-самоубийцы". Дебют Софии Копполы, дочери Ф.Ф.Копполы. Ностальгическое и чарующе красивое, нежное кино в духе ретро о тинейджерах 70-х, для которых суицид был единственным способом обрести недостижимую свободу.

"35 мм":
18.09, 20.09, 21.09 - 13:00, 23:00.

"Патриот". Наиболее удачный на сегодняшний день фильм Роланда Эммериха, автора плачевных "Годзиллы" и "Дня независимости". Эпопея на тему войны - опять же, за независимость (Америки от Англии, а не Земли от инопланетян). Мэл Гибсон напоминает себя же в "Храбром сердце". Ничего неожиданного. Добротная развесистая клюква.

"Зарядье":
22.09-24.09 - 10:30, 15:20, 18:10.

"Звездный":
18.09-21.09 - 13:00, 20:00.

"Каро-фильм":
18.09-20.09 - 17:00, 20:30.

"МДМ-кино":
18.09-21.09 - 13:00, 19:00, 00:15;
22.09-23.09 - 11:15, 19:00, 00:15;
24.09 - 11:15, 19:00.

"Табу". Последний, принятый в Каннах с восторгом, фильм патриарха японского кино, престарелого скандалиста Нагисы Осимы. Гомосексуальный "жестокий романс" из жизни самураев середины прошлого века. Фильм сделан скупо, но крайне красиво: многие кадры достойны того, чтобы, распечатав их на качественном принтере, вставить в рамку в качестве японских гравюр. Сюжет (как выясняется к середине - детективный) весьма запутан, диалоги специфичны; вообще, это скорее японский фильм для японцев, нежели экспортная продукция. Отличная музыка Сакамото и великолепный главный герой - юный секс-символ Рюхей Мацуда, сын актрисы, сыгравшей в "Империи чувств" того же Осимы. Также общий любимец Такеси Китано в роли самурая-следователя.

"Киноцентр":
18.09 - 17:15;
19.09 - 15:10;
20.09 - 15:25;
21.09 - 21:30;
22.09 - 17:20;
23.09 - 16:20.

"Идеальный шторм". Вольфганг Петерсен - очень умный и талантливый голливудский профессионал. Кино - мощное и, главное, красивое: компьютерные волны напоминают об Айвазовском и "Моби Дике". Мужественный Джордж Клуни деревянен как никогда, но по-прежнему прекрасен. Диалоги прямолинейны до ужаса. А что вы хотите - жанр такой: производственная драма о суровой жизни простых рыбаков.

"Киноцентр":
18.09 - 11:00, 21:20;
19.09, 21.09, 22.09, 24.09 - 19:00;
20.09 - 21:20;
23.09 - 21:40.

НЕ ОЧЕНЬ НОВЫЕ ФИЛЬМЫ

"Бойцовский клуб". Анархистское по идеологии и по эстетике кино, сильный, немного страшный, полный недетского драйва последний фильм Дэвида Финчера ("Семь", "Игра"). Великолепный Брэд Питт и еще лучше - Эдвард Нортон. Сюжет - по мотивам "Доктора Джекила и мистера Хайда" - пересказывать необходимости нет. Тезис о том, что каждому мужику нужно иногда, чтобы ему набили морду (или набить морду кому-нибудь), нуждается в серьезном обдумывании.

"Киноцентр":
18.09 - 10:30.

"Повар, вор, его жена и ее любовник". Самый жанрово чистый (хотя что это за жанр, никто сказать не возьмется - может, мелодрама?!) и сюжетно определенный фильм Питера Гринуэя про любовь, смерть и кулинарию. Обалденная музыка Майкла Наймана, до жути красивые интерьеры... Также радует и Тим Рот в роли второстепенного злодея. Сплошное "Кушать подано".

"Киноцентр":
22.09 - 21:30.

"Беги, Лола, беги". Фильм одного из самых ярких режиссеров новой волны немецкого кино Тома Тыквера. Классный клиповый монтаж и музыка, быстрый сюжет, проигранный на глазах у зрителя трижды, - о том, как малахольная парочка пытается спасти свою жизнь и любовь, добыв в течение нескольких минут огромные бабки. Все кончается хорошо.

"Иллюзион":
19.09 - 17:00;
23.09 - 15:00, 17:00;
24.09 - 13:00, 15:00, 17:00.

"Пункт назначения". Новый американский молодежный фильм ужасов, коих в последние годы расплодилось немерено. Единственное существенное отличие - действительно временами страшно, поскольку смерть угрожает со стороны предметов неодушевленных. Пафос примитивен, как в большинстве подобных ужастиков: от судьбы не убежать.

"Урал":
18.09-24.09 - 14:00, 16:00, 18:00, 20:00.

"Зеленая миля". После "Побега из Шоушенка" вторая сага Фрэнка Дарабаунта по мотивам Стивена Кинга. Опять про тюрьму, опять сентиментально, пронзительно и нравоучительно, опять три часа. Единственное отличие - мистическая нотка. Огромный негр в тюрьме для приговоренных к смертной казни - то ли ангел, то ли инопланетянин, излечивающий от смертельного недуга легким дуновением. Том Хэнкс в роли очень доброго и честного надзирателя. Для слабонервных - подготовка перед просмотром "Танцующей во тьме".

"Гавана":
18.09-24.09 - 14:00, 17:00, 20:00.

"Свобода":
18.09-24.09 - 13:00, 16:00, 19:00.

"Крысятник" Франсуа Озона. Модное французское кино. Дебют молодого весельчака и стиляги, прославившегося гениальными (говорят) короткометражками. Ничего особо загадочного: нормальная деструкция буржуазной семьи при помощи странного катализатора - белой лабораторной крысы. Молодые и пожилые представители среднего класса превращаются в гомосексуалистов, садомазохистов, некрофилов... Остроумный и четко выстроенный сатирический очерк. Для поклонников "Фантома свободы" и "Скромного обаяния буржуазии".

"Музей кино":
20.09 - 21:00;
21.09 - 20:30.

"Криминальные любовники" Франсуа Озона. Очень хороший фильм. Говорят, аморальный. По-моему, не менее чем "Дикие сердцем" или "Шоссе в никуда". В конце концов все мы уже видели на экране немотивированные убийства, насильственный гомосексуализм и поедание трупов. А вот такого таинственного и волшебного римейка братьев Гриммов - никогда. Сказочка про страшного лесника и двух заблудившихся в темном лесу деток. Хэппи энда нет.

"Музей кино":
22.09 - 20:30;
23.09 - 18:30.

"Капли дождя на раскаленных скалах".

"Музей кино":
24.09 - 20:30.

"Девятые врата". Последний фильм Романа Поланского и, что бы ни говорили критики, отменный. Остроумный сюжет - позаимствованный из книги, но сильно искаженный, да и вообще, тема инфернального библеофильства приятна каждому. Манускрипт, написанный Сатаной, ищет хитроумный и бессовестный Джонни Депп. Пока не...

"Варшава":
18.09-24.09 - 14:00, 16:00, 18:00, 20:00.

"Все о моей матери" Педро Альмодовара. Лучшая из мелодрам. Смешно, но не пародийно; трогательно, но не сентиментально. Фильм для тех, кто не стесняется своих эмоций. Кроме того, виртуозная игра любимых актрис лучшего испанского режиссера (Пенелопа Круз, Мариса Паредес, Сесилия Рот) и крайне сильная изобразительная сторона - цвет и свет. Музыка тоже хоть куда.

"Киноцентр":
19.09 - 13:20;
21.09 - 17:00;
22.09 - 11:20;
23.09 - 12:50.

"Магнолия". "Золотой берлинский медведь". Заслуженный. Ненормальный авангардный темп и ритм, виртуозный монтаж и лучший саундтрек года (песенный, а не инструментальный). Идея проста и использована в десятках фильмов до и после: несколько переплетенных историй из жизни очень несчастных людей (см. фильм "Счастье", главный герой которого играет весьма хорошую роль и в "Магнолии"). Лучшая роль в актерской биографии Тома Круза. Очень хороший перевод - субтитры. Сюжет - жизнь вокруг телевидения (не снаружи, а внутри - многие герои фильма ведут жизнь телезвезд) и шоу-бизнеса вообще. Единственный минус (может, плюс?) - три с лишним часа хронометража. Порой грузит чересчур.

"Киноцентр":
20.09 - 12:10;
23.09 - 20:50.

"Красота по-американски". Самый неожиданный "Оскар" за последние годы. То есть ожиданный, поскольку из всех номинированных фильмов этот - лучший, но появление на официозной голливудской сцене типологически европейского кино, созданного с учетом театрально-постановочной методики, и удивляет, и радует. Фильм о свободе, внутренней и внешней. В главной роли - потрясающий и незабвенный Кевин Спейси; лучшая роль после "Обычных подозреваемых".

"Киноцентр":
18.09 - 21:30;
19.09 - 11:10, 17:00;
20.09 - 10:00, 21:30;
21.09 - 14:50;
22.09 - 13:10;
23.09 - 10:40.

"Парни не плачут". Одно из событий прошлогоднего Венецианского кинофестиваля. Одиозная история девочки-трансвестита: бытовая трагедия на американский, но не голливудский лад. Социальная кинодрама. Основана к тому же на реальных событиях. Актриса ухитрилась отхватить "Оскара" за лучшую женскую роль.

"Юность":
18.09-24.09 - 14:00, 16:00, 18:00, 20:00.

"Матрица". Классное кино. Туповатое, как все американские кассовые блокбастеры, но яркое и модное. Нарочито, хотя не натянуто. Киану Ривз ничего особенно не играет, поводит красивым черепом и летает по воздуху. Когда начинается мочилово (в финале), об интеллектуальной подоплеке забываешь мгновенно. Оно и к лучшему.

"Киноцентр":
23.09 - 10:50.

"Волгоград":
18.09-24.09 - 14:00, 16:30, 19:00.

НОСТАЛЬГИЯ

"Фанни и Александр". Последний полнометражный, наиболее масштабный и зрелый фильм Ингмара Бергмана. Про детство и старость, про национальность и терпимость, про театр и про религию. Мысль семейный вырождается в сказку чистой воды. Кончается все хорошо, как и начинается - у рождественской елки.

"Музей кино":
18.09 - 18:20.

"Конек-Горбунок". Одна из лучших советских киносказок. Авангардные спецэффекты - чудища и полеты по воздуху; а также искажение изначального стихотворного текста, но без привнесения социальных мотивов. Особо заслуживает внимания Рыба-Кит.

"Иллюзион":
23.09 - 13:00.

"Белоснежка и 7 гномов". Один из самых гениальных полнометражных мультфильмов в истории мирового кино. До сих пор непревзойденный шедевр Уолта Диснея. Некоторые упрекают его в излишней слащавости, но надо же делать скидку на время производства! Однако и музыка, и юмор визуальных образов, и совершенство сценария до сих пор даже студии самого Диснея переплюнуть не удалось. Идите сами и ведите всех детей любого возраста.

"Киноцентр":
24.09 - 12:15.

"Звездные войны. Эпизод первый: Призрачная угроза". Сравнительно новый фильм торжественно переходит в ностальгический разряд. Фильм, априори сделанный для тех, кто тоскует по своему рыцарственно-космическому детству (юности). Теперешняя молодежь в основном равнодушна. Тридцати-сорокалетние зрители умирают от восторга. В целом, красивая и динамичная сказка с очень качественными визуальными эффектами. Учит разумному, доброму, вечному.

"Киноцентр":
24.09 - 14:10.

"Уик-энд". Возможно, самый удивительный фильм раннего Годара - апофеоз и предвестье кризиса "новой волны". Почти полное бессюжетье, сплошной постмодернизм, цитаты из Лотреамона и невинный каннибализм. Абсолютная классика.

"Музей кино":
24.09 - 18:30.