Русский Журнал
/ Обзоры / Кино www.russ.ru/culture/cinema/20000919_III.html |
Что и где смотреть Антон Долин Дата публикации: 19 Сентября 2000
НЕДЕЛЯ 18.09-24.09 ФЕСТИВАЛЬ "ТРИЕРИЗМ" В АМЕРИКАНСКОМ ДОМЕ КИНО "Эпидемия" - второй полнометражный фильм фон Триера и вторая часть трилогии, посвященной Европе. Провокация чистой воды. Черно-белая скупая картинка, режиссер и его партнер-сценарист в ролях самих себя. Сюжет сходен с "Маятником Фуко" Эко: придуманная антиутопия-катастрофа, о страшной эпидемии, охватывающей весь мир, оборачивается реальностью. Иногда тягучий, иногда просто пугающий, тем не менее красивый и остроумный фильм - типичный фон Триер. Чего стоит один "Epidemic ╘" в углу экрана! 23.09-24.09 - 18:00. "Идиоты" (1998). Самый скандальный фильм Триера, из-за нарочитой неудобосмотрибельности (он сам ее особо подчеркнул, выпустив "ухудшенную" авторскую версию год спустя после выхода картины в прокат), а также из-за миниатюрной - несколькосекундной - порносцены. Вообще же фильм совершенно про другое. Зрелище не для слабонервных. 23.09-24.09 - 20:00. "Рассекая волны" (1996). Гран-при в Каннах. Зря не дали "Золотую ветвь", хотя, с другой стороны, дали бы тогда - не дали бы сейчас за "Танцующую"... Мелодрама с большой буквы, сногсшибательная камера и санудтрек, гениальная актерская работа Эмили Уотсон. А история простенькая - так и задумывалось. 23.09-24.09 - 22:00. НОВЫЕ ФИЛЬМЫ "Ложь". Скандальная и при этом совершенно не пошлая корейская "софт-порно" драма, замешанная на садомазохизме и рано созревших нимфетках. Однако "клубнички" в европейско-американском понимании практически нет. Парадоксальное отсутствие сюжета и медитативное погружение в главную тему - любовь как насилие - превращают фильм в оригинальный восточный трактат: то ли эротический, то ли философский. "МДМ-кино": "Пять чувств". Лирическая драма канадского производства. Отчасти для всех поклонников Атома Эгояна ("Славное будущее", "Экзотика"), ибо продюсер - тот же, но лишь отчасти. Довольно стандартное для 90-х годов (если учесть, что уже настали нулевые) кино - пересекающиеся истории об одиноких людях, каждый из которых пытается найти себе хоть кого-нибудь для диалога. Приличные актерские работы, очень традиционное режиссерское решение. Фильм для тех, кому за 40 - что, впрочем, совсем не плохо. "35 мм": "Ромео должен умереть". Боевик, построенный на смешанной эстетике гонконгских экшн и хип-хоп культуры. К Шекспиру не имеет практически никакого отношения. Хорошая музыка. Модное кино. "Пушкинский": "Ролан": "Ударник": "Каро-фильм": "Азартные игры". Добротный и профессиональный фильм; иронический триллер. Бен Аффлек очень старается, играет хорошо, но - увы - совершенно не подходит к роли, написанной для рядового парня, а вовсе не для красавчика-звезды. Сцена с пятью трупами Санта-Клаусов радует несказанно. А еще - очень неожиданный и яркий финал, ради которого стоит смотреть весь фильм. "Пионер": "Девственницы-самоубийцы". Дебют Софии Копполы, дочери Ф.Ф.Копполы. Ностальгическое и чарующе красивое, нежное кино в духе ретро о тинейджерах 70-х, для которых суицид был единственным способом обрести недостижимую свободу. "35 мм": "Патриот". Наиболее удачный на сегодняшний день фильм Роланда Эммериха, автора плачевных "Годзиллы" и "Дня независимости". Эпопея на тему войны - опять же, за независимость (Америки от Англии, а не Земли от инопланетян). Мэл Гибсон напоминает себя же в "Храбром сердце". Ничего неожиданного. Добротная развесистая клюква. "Зарядье": "Звездный": "Каро-фильм": "МДМ-кино": "Табу". Последний, принятый в Каннах с восторгом, фильм патриарха японского кино, престарелого скандалиста Нагисы Осимы. Гомосексуальный "жестокий романс" из жизни самураев середины прошлого века. Фильм сделан скупо, но крайне красиво: многие кадры достойны того, чтобы, распечатав их на качественном принтере, вставить в рамку в качестве японских гравюр. Сюжет (как выясняется к середине - детективный) весьма запутан, диалоги специфичны; вообще, это скорее японский фильм для японцев, нежели экспортная продукция. Отличная музыка Сакамото и великолепный главный герой - юный секс-символ Рюхей Мацуда, сын актрисы, сыгравшей в "Империи чувств" того же Осимы. Также общий любимец Такеси Китано в роли самурая-следователя. "Киноцентр": "Идеальный шторм". Вольфганг Петерсен - очень умный и талантливый голливудский профессионал. Кино - мощное и, главное, красивое: компьютерные волны напоминают об Айвазовском и "Моби Дике". Мужественный Джордж Клуни деревянен как никогда, но по-прежнему прекрасен. Диалоги прямолинейны до ужаса. А что вы хотите - жанр такой: производственная драма о суровой жизни простых рыбаков. "Киноцентр":18.09 - 11:00, 21:20; 19.09, 21.09, 22.09, 24.09 - 19:00; 20.09 - 21:20; 23.09 - 21:40. НЕ ОЧЕНЬ НОВЫЕ ФИЛЬМЫ "Бойцовский клуб". Анархистское по идеологии и по эстетике кино, сильный, немного страшный, полный недетского драйва последний фильм Дэвида Финчера ("Семь", "Игра"). Великолепный Брэд Питт и еще лучше - Эдвард Нортон. Сюжет - по мотивам "Доктора Джекила и мистера Хайда" - пересказывать необходимости нет. Тезис о том, что каждому мужику нужно иногда, чтобы ему набили морду (или набить морду кому-нибудь), нуждается в серьезном обдумывании. "Киноцентр": "Повар, вор, его жена и ее любовник". Самый жанрово чистый (хотя что это за жанр, никто сказать не возьмется - может, мелодрама?!) и сюжетно определенный фильм Питера Гринуэя про любовь, смерть и кулинарию. Обалденная музыка Майкла Наймана, до жути красивые интерьеры... Также радует и Тим Рот в роли второстепенного злодея. Сплошное "Кушать подано". "Киноцентр": "Беги, Лола, беги". Фильм одного из самых ярких режиссеров новой волны немецкого кино Тома Тыквера. Классный клиповый монтаж и музыка, быстрый сюжет, проигранный на глазах у зрителя трижды, - о том, как малахольная парочка пытается спасти свою жизнь и любовь, добыв в течение нескольких минут огромные бабки. Все кончается хорошо. "Иллюзион": "Пункт назначения". Новый американский молодежный фильм ужасов, коих в последние годы расплодилось немерено. Единственное существенное отличие - действительно временами страшно, поскольку смерть угрожает со стороны предметов неодушевленных. Пафос примитивен, как в большинстве подобных ужастиков: от судьбы не убежать. "Урал": "Зеленая миля". После "Побега из Шоушенка" вторая сага Фрэнка Дарабаунта по мотивам Стивена Кинга. Опять про тюрьму, опять сентиментально, пронзительно и нравоучительно, опять три часа. Единственное отличие - мистическая нотка. Огромный негр в тюрьме для приговоренных к смертной казни - то ли ангел, то ли инопланетянин, излечивающий от смертельного недуга легким дуновением. Том Хэнкс в роли очень доброго и честного надзирателя. Для слабонервных - подготовка перед просмотром "Танцующей во тьме". "Гавана": "Свобода": "Крысятник" Франсуа Озона. Модное французское кино. Дебют молодого весельчака и стиляги, прославившегося гениальными (говорят) короткометражками. Ничего особо загадочного: нормальная деструкция буржуазной семьи при помощи странного катализатора - белой лабораторной крысы. Молодые и пожилые представители среднего класса превращаются в гомосексуалистов, садомазохистов, некрофилов... Остроумный и четко выстроенный сатирический очерк. Для поклонников "Фантома свободы" и "Скромного обаяния буржуазии". "Музей кино": "Криминальные любовники" Франсуа Озона. Очень хороший фильм. Говорят, аморальный. По-моему, не менее чем "Дикие сердцем" или "Шоссе в никуда". В конце концов все мы уже видели на экране немотивированные убийства, насильственный гомосексуализм и поедание трупов. А вот такого таинственного и волшебного римейка братьев Гриммов - никогда. Сказочка про страшного лесника и двух заблудившихся в темном лесу деток. Хэппи энда нет. "Музей кино": "Капли дождя на раскаленных скалах". "Музей кино": "Девятые врата". Последний фильм Романа Поланского и, что бы ни говорили критики, отменный. Остроумный сюжет - позаимствованный из книги, но сильно искаженный, да и вообще, тема инфернального библеофильства приятна каждому. Манускрипт, написанный Сатаной, ищет хитроумный и бессовестный Джонни Депп. Пока не... "Варшава": "Все о моей матери" Педро Альмодовара. Лучшая из мелодрам. Смешно, но не пародийно; трогательно, но не сентиментально. Фильм для тех, кто не стесняется своих эмоций. Кроме того, виртуозная игра любимых актрис лучшего испанского режиссера (Пенелопа Круз, Мариса Паредес, Сесилия Рот) и крайне сильная изобразительная сторона - цвет и свет. Музыка тоже хоть куда. "Киноцентр": "Магнолия". "Золотой берлинский медведь". Заслуженный. Ненормальный авангардный темп и ритм, виртуозный монтаж и лучший саундтрек года (песенный, а не инструментальный). Идея проста и использована в десятках фильмов до и после: несколько переплетенных историй из жизни очень несчастных людей (см. фильм "Счастье", главный герой которого играет весьма хорошую роль и в "Магнолии"). Лучшая роль в актерской биографии Тома Круза. Очень хороший перевод - субтитры. Сюжет - жизнь вокруг телевидения (не снаружи, а внутри - многие герои фильма ведут жизнь телезвезд) и шоу-бизнеса вообще. Единственный минус (может, плюс?) - три с лишним часа хронометража. Порой грузит чересчур. "Киноцентр": "Красота по-американски". Самый неожиданный "Оскар" за последние годы. То есть ожиданный, поскольку из всех номинированных фильмов этот - лучший, но появление на официозной голливудской сцене типологически европейского кино, созданного с учетом театрально-постановочной методики, и удивляет, и радует. Фильм о свободе, внутренней и внешней. В главной роли - потрясающий и незабвенный Кевин Спейси; лучшая роль после "Обычных подозреваемых". "Киноцентр": "Парни не плачут". Одно из событий прошлогоднего Венецианского кинофестиваля. Одиозная история девочки-трансвестита: бытовая трагедия на американский, но не голливудский лад. Социальная кинодрама. Основана к тому же на реальных событиях. Актриса ухитрилась отхватить "Оскара" за лучшую женскую роль. "Юность": "Матрица". Классное кино. Туповатое, как все американские кассовые блокбастеры, но яркое и модное. Нарочито, хотя не натянуто. Киану Ривз ничего особенно не играет, поводит красивым черепом и летает по воздуху. Когда начинается мочилово (в финале), об интеллектуальной подоплеке забываешь мгновенно. Оно и к лучшему. "Киноцентр": "Волгоград": НОСТАЛЬГИЯ "Фанни и Александр". Последний полнометражный, наиболее масштабный и зрелый фильм Ингмара Бергмана. Про детство и старость, про национальность и терпимость, про театр и про религию. Мысль семейный вырождается в сказку чистой воды. Кончается все хорошо, как и начинается - у рождественской елки. "Музей кино": "Конек-Горбунок". Одна из лучших советских киносказок. Авангардные спецэффекты - чудища и полеты по воздуху; а также искажение изначального стихотворного текста, но без привнесения социальных мотивов. Особо заслуживает внимания Рыба-Кит. "Иллюзион": "Белоснежка и 7 гномов". Один из самых гениальных полнометражных мультфильмов в истории мирового кино. До сих пор непревзойденный шедевр Уолта Диснея. Некоторые упрекают его в излишней слащавости, но надо же делать скидку на время производства! Однако и музыка, и юмор визуальных образов, и совершенство сценария до сих пор даже студии самого Диснея переплюнуть не удалось. Идите сами и ведите всех детей любого возраста. "Киноцентр": "Звездные войны. Эпизод первый: Призрачная угроза". Сравнительно новый фильм торжественно переходит в ностальгический разряд. Фильм, априори сделанный для тех, кто тоскует по своему рыцарственно-космическому детству (юности). Теперешняя молодежь в основном равнодушна. Тридцати-сорокалетние зрители умирают от восторга. В целом, красивая и динамичная сказка с очень качественными визуальными эффектами. Учит разумному, доброму, вечному. "Киноцентр": "Уик-энд". Возможно, самый удивительный фильм раннего Годара - апофеоз и предвестье кризиса "новой волны". Почти полное бессюжетье, сплошной постмодернизм, цитаты из Лотреамона и невинный каннибализм. Абсолютная классика. "Музей кино": |