Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Кино < Вы здесь
Ларс фон Триер о догмах, коммунизме и о Бьорк
Дата публикации:  29 Сентября 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Начиная первую в своей жизни он-лайновую пресс-конференцию, Ларс фон Триер сразу предупредил, что английским правописанием вовсе не владеет. Он даже выматерился один раз, пытаясь написать трудное английское слово, чтобы доказать, как плохо он пишет.

Датчанин фон Триер никогда не считал для себя нужным научиться бегло говорить по-английски - точно так же как приглашение в Канны на получение главного приза не оказалось для него достаточной причиной, чтобы пересилить свой страх перед путешествиями. Что вполне естественно для человека, который одобряет культурную оппозицию Востока и Запада и заявляет, что разделяет коммунистические взгляды своей матери.

Но, судя по отношению к собственному манифесту "Догма-95", правила которого были почти полностью нарушены в его последнем фильме "Танцующая в темноте", Ларса фон Триера никак нельзя назвать догматиком. Ведь он и сам сказал журналистам, собравшимся" в полдень 28 сентября на сайте weekend.ru: "Я не верю в догмы".

Ларс фон Триер: Привет. Прежде всего - я так плохо пишу... Дайте мне знать, если не понимаете, что я говорю.

Антон Долин: Ларс, как вы докажете, что вы - это действительно вы?

Ларс фон Триер: А как вы докажете, что вы - это вы?

Анна Арутюнян: Ларс, почему вы отказались от манифеста "Догмы"?

Ларс фон Триер: Я устанавливаю себе набор правил для каждого фильма... Они все время меняются... Просто так случилось, что в "Догме" мы разделяли эти правила...

Антон Бесков (русская веб-страница Бьорк): И каков был набор правил для "Танцующей в темноте"?

Ларс фон Триер: Набор правил для "Танцующей"? Ну, это "Догма", но с добавками... Музыка и прочее... Сто кинокамер тоже можно рассматривать как разновидность "Догмы".

Виктория Никифорова: Ваш любимый режиссер?

Ларс фон Триер: Тарковский... Он до сих пор марсианин!

Антон Бесков: Ларс, многие люди находят в "Танцующей в темноте" некий антиамериканский контекст. Это так?

Ларс фон Триер: Антиамериканский... Насколько я знаю, в американской системе есть вещи, которые меня с ума не сводят...

Анна Наринская: Ларс, ваши фильмы воспринимаются как предельно антибуржуазные. Что вы чувствуете, получая премию от такого сверхбуржуазного института, как Каннский фестиваль?

Ларс фон Триер: Мне нравятся Канны... Жиль Жакоб дал мне возможность работать... Когда начинаешь делать фильмы, нужно много денег.

Сергей Кузнецов: Привет! Говорят, вы делаете кино под названием "Измерение" (Dimension), снимая по четыре минуты в год. Это правда? И сколько минут уже снято? Вы действительно планируете завершить его в 2024 году? Что случится с фильмом, если вы неожиданно умрете?

Ларс фон Триер: Если я умру, я не буду беспокоиться об "Измерении". Обещаю!

Виктория Никифорова: Что вы думаете о будущем малобюджетных фильмов?

Ларс фон Триер: Я очень оптимистичен... Для того чтобы делать фильмы, вам требуются по крайней мере две вещи: во-первых, уметь громко кричать... во-вторых, иметь, что сказать... - вот тогда можно шептать!

Анна Наринская: Что вы думаете о религии? Почему вы так сосредоточены на христианских догмах?

Ларс фон Триер: Я не верю в догмы...

Антон Бесков: Ларс, Бьорк говорила, что чувствовала себя так, словно вы были Наполеон Бонапарт, а она - Пеппи Длинныйчулок. А каково вам было работать с Бьорк?

Ларс фон Триер: Забавно, но я чувствовал то же самое, только для меня она была Наполеоном.

Антон Долин: Что вы думаете о догма-проектах Жан-Марка Барре и Удо Киера?

Ларс фон Триер: Мы производим новые догма-фильмы... Покуда "Догма" приносит пользу режиссерам, она будет существовать.

Ким Белов: Ларс, а вы видели их фильмы?

Ларс фон Триер: Я видел фильм Барре... Он вверг меня в ностальгию... Это словно фильм 70-х.

Сергей Кузнецов: Какой вариант загробной жизни для вас наиболее интересен и убедителен?

Ларс фон Триер: Логически говоря... все наши концепции ада опираются на жизнь... Что бы ни случилось, это будет только лучше. Я только надеюсь, что там окажется хорошо! Когда я смотрю из моего окна, я вижу растения и животных, и все, что у них в мозгах - убить кого-нибудь еще, выжить... Какая игра!

Михаил Визель: Ларс, так вы - язычник? ;)

Ларс фон Триер: Я надеюсь! А что значит "язычник"?

Анна Арутюнян: Язычник - это сторонник основанной на природе дохристианской религии. А почему вы сказали "надеюсь"?

Анна Наринская: В "Танцующей в темноте" героиня - из страны восточного блока, а враждебная среда - США. Вы думаете, эта оппозиция еще сохраняется?

Ларс фон Триер: В культурном смысле я действительно надеюсь, что оппозиция все еще существует. И спасибо за разъяснение слова "язычник". Может быть, я им и являюсь... Мне надо будет уточнить смысл.

Ким Белов: Ларс, "язычник" - значит, что вы совершаете человеческие жертвоприношения. В общем, Бьорк - неплохая жертва. Боги многое могут сделать за такую цену!

Ларс фон Триер: Я думаю, что в Исландии это все еще работает, так что не давайте им хорошей идеи. Я просто пытаюсь выжить, и если кто-то желает меня за это наградить, тем лучше для меня!

Антон Бесков: Ларс, почему вы сократили песню "141 ступень" до "107 ступеней"? Она действительно была слишком длинной для фильма?

Ларс фон Триер: Мы вырезали длинную сцену, где и были потерянные ступени... Сельма проходит через одно место в тюрьме, и мы решили избавиться от натурализма. Он не срабатывал.

Антон Бесков: Ларс, какова была фабула вырезанной сцены? И с каким видом натурализма она была связана?

Ларс фон Триер: Вырезанная сцена была сюрреалистической... А весь остальной фильм - нет. Нам вдруг оказываются видны ее фантазии... Это действительно было не очень хорошо для окончания.

Дмитрий Аношин: Один из русских журналов написал, что "Танцующая в темноте" - это "деконструкция мюзикла". Вы согласны?

Ларс фон Триер: Ну, я думаю, что все мои фильмы были деконструкциями... Это хорошее слово.

Виктория Никифорова: Вы сказали, что ваша мать - коммунистка. Вы разделяете ее идеи?

Ларс фон Триер: Моя мать была, и мой брат является, возможно, последним коммунистом в мире, все еще верным Москве. С возрастом появляется тенденция возвращаться к тем взглядам, которые были у родителей.

Михаил Визель: В таком случае - можно ли сказать, что коммунизм был последней мировой религией?

Ларс фон Триер: Погодите, я стал уставать... Чатиться всегда так тяжело?

Анна Наринская: При коммунистах мы привыкли чатиться на кухнях. Это не было тяжело.

Ларс фон Триер: Ну, я надеюсь, теперь вы свободны болтать повсюду? Я надеюсь, здесь все в порядке?

Сергей Кузнецов: Есть знаменитая русская концепция "тайной свободы". Болтовня на кухне - ее хороший пример.

Ларс фон Триер: Пожалуй, на кухне можно снять хороший фильм... Это неплохое место для работы.

Антон Долин: Вы не возражаете, когда ваши работы ("Танцующую...", например) дублируют голосами русских актеров?

Ларс фон Триер: Я прагматик в отношении своих фильмов. Я знаю режиссеров, которые пытаются проконтролировать каждую копию... Я так никогда не делаю, я так себя настроил, что моя работа заканчивается на первой копии.

Антон Бесков: Ларс, были ли во время работы моменты, когда вы не могли материализовать свои идеи так, как вы этого хотели?

Ларс фон Триер: Я выражал их по-другому... Были моменты, когда я не мог материализовать того, чего хочет сам фильм. Да, много раз.

Михаил Визель: Теперь, после успешной работы с музыкальной поп-звездой, не хотели бы вы пригласить в свой фильм поп-звезду политическую? Например, Михаила Горбачева или Йорга Хайдера?

Ларс фон Триер: Я уверен, что политики хорошо бы работали... Они только должны быть искренними.

Антон Бесков: Ларс, а что слышно об armybase.com? Он действительно будет он-лайн?

Ларс фон Триер: Armybase.com... Это позор, что так трудно начать... Я все еще борюсь. У нас были идиотские дела со спонсором, и теперь он все остановил. Гребаный капитализм! (Вот вам еще одна религия.)

Михаил Визель: М-да, капитализм - это религия, мы все ей здесь молимся...

Виктория Никифорова: Капитализм - это благо для России? А для всего мира?

Ларс фон Триер: Я могу согласиться, что это удобно: использовать деньги, чтобы платить за ценности... Когда же дело касается распределения этих ценностей, капитализм (и в такой же степени коммунизм) полностью заблуждается.

Миша Фишман: Вам не кажется, что "Золотая пальмовая ветвь" могла бы оказаться ближе, если бы вы просто вырезали колокольное окончание в "Рассекая волны"? Или вы никогда не думали в таких категориях?

Ларс фон Триер: Колокола в конце "Рассекая волны" были важны для меня... Это то, с чего фильм начался. Я стараюсь совсем не думать о публике во время работы.

Вадим Богданов: Ларс, ваша любимая книга и ваш любимый писатель? Вам нравится русская литература?

Ларс фон Триер: Я много читал, прежде чем я стал снимать фильмы... А за 10 лет я не прочел ни одной книги... Я пытаюсь... У меня четверо детей, и я живой человек. Я привык читать русскую классику... И Набокова... Помните, он написал "Смех во мраке".

Миша Фишман: Вы не смогли попасть в Канны из-за серьезной дорожной фобии, что вообще было для вас проблемой, пока вы снимали фильм. Во всяком случае, так нам говорили. Теперь вам лучше? Я спрашиваю об этом, чтобы узнать - можно ли будет однажды увидеть вас в Москве. Москва ведь дальше.

Ларс фон Триер: Я бы хотел однажды приехать в Москву... Дайте мне немного больше времени и немного больше таблеток, чем я принял сегодня.

Ким Белов: Каких таблеток, Ларс?

Ларс фон Триер: Хорошая смесь прозака и валиума. Я был бы горд посадить мою маленькую "Цесну" на Красной площади!!! Всего хорошего!

Подготовка и перевод - Анна Арутюнян и Михаил Визель

Оригинал беседы на английском языке


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Антон Долин, Как изготовить гениальный фильм /26.09/
Необходимо грамотно и своевременно запустить PR-кампанию. Создать легенду. Необходим разумный кастинг. Скандал (заранее). Необходима адекватная жанровая форма. Музыка. Необходим правильный угол зрения. Экран. Необходима пресса. Необходим зритель. Проблема в том, что эти условия известны только Ларсу фон Триеру...
Антон Долин, Cinema-6: новости коллекционного видео /27.09/
Антон Долин, Что и где смотреть /26.09/
Антон Долин, Cinema-5. Lars von Trier: жизнь и судьба /19.09/
...в 1992 году Триер запускает самый амбициозный проект в истории кино - съемки фильма "Dimensions". Это детектив или триллер. Ежегодно в разных местах Европы снимается по 3 минуты фильма. Он будет закончен к 2024 году. Ларс, на случай своей смерти, составляет завещание - что делать с отснятым материалом. (Навстречу мини-фестивалю фильмов Ларса фон Триера "Триеризм" в Американском Доме Кино.)
Антон Долин, Cinema-5: новости коллекционного видео /19.09/
Эксклюзивная информация о новинках коллекционного видео на Горбушке с возможностью получить скидку при покупке!
предыдущая в начало следующая
Поиск
 
 искать:

архив колонки:


Арт-хаус-линия 'Другое кино'
Эхо Каннского фестиваля-2000
Arthouse.ru




Рассылка раздела 'Кино' на Subscribe.ru