Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Кино < Вы здесь
Преображение реальности посредством ритма
(Рождение жанра)

Дата публикации:  5 Октября 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Пресса сообщает о необыкновенно благоприятном начале московского проката "Танцующей во тьме": 76 тысяч долларов выручки за первый уик-энд; директора кинотеатров, уверяющие, что давно уже публика так не рыдала; увезенная прямо из "Ударника" на "Скорой помощи" зрительница...

Но, мне кажется, и кинопрокатчики, и зрители не очень понимают, что на их (наших) глазах происходит самая настоящая революция и начинается новая эпоха.

Попытаюсь доказать.

"Танцующая во тьме" вполне в духе Догмы снята в строжайшем реалистическом ключе: никакой закадровой музыки, никаких декораций, никаких суперменов и супрекрасавиц.

Пресловутые "антидогмовские" танцевально-музыкальные сцены не разрушают этого впечатления: они происходят в голове у героини, тем чаще, чем больше внешний мир для нее погружается во тьму - и это не особо затейливо подчеркивают преображающиеся, неестественно сгущенные "киношные" цвета. Причем характерно, что преображение это может произойти только тогда, когда героине удается "поймать ритм" - будь то лязг станков, стук колес или игра барабанщицы. Когда ритма нет, как в тюрьме, - реальность не преображается: Сельма просто стоит на тюремной кровати и поет сама себе под нос.

Для усугубления этого реалистического эффекта "Танцующая во тьме" снята большей частью на видеокамеру. Укрупнение плана происходит прямо на наших глазах, при резком перемещении с одного объекта на другой не сразу восстанавливается фокус. Безусловно, это было сделано нарочно, как и капли воды, попавшие на объектив в сцене у пруда.

Таким образом Фон Триер стремится добиться "эффекта присутствия", но только совсем другого: эффекта присутствия медиа, посредника. Он не только не старается, чтобы зритель забыл о том, что смотрит на экран, но наоборот, постоянно подчеркивает факт, что происходящее однажды снято на пленку. Подчеркивая тем самым, что снятое на пленку действительно произошло.

В "Танцующей..." гораздо важнее, чем сгущения цветов, сгущение совсем другого рода: истинно драматическое (т.е. драматургическое) сгущение событий и укрупнение характеров, к которому бесполезно применять повседневный опыт. При таком подходе становятся понятны кажущиеся несообразности сюжета - необыкновенно быстро прогрессирующая слепота героини (от возможности читать буквы на бумаге перед проверкой у офтальмолога до невозможности разглядеть здоровенную фигуру в дверях комнаты), и чудодейственность операции, которую надо сделать ребенку Сельмы ровно в 13 лет - ни месяцем раньше, ни месяцем позже - способной одним махом избавить его от надвигающейся слепоты.

Понятна становится полнейшая, вопиющая нерешительность Билла (вместо того, чтобы просто объяснить жене, что отныне им надо жить по средствам, он - полицейский!!! - идет на прямую кражу) и быстрота, с которой от поиска возможности поправить свои дела (уже найденной ведь?) он переходит к желанию устраниться из жизни. Понятна становится и та готовность и жестокость, с которой Сельма - вполне ведь нормальный человек! - исполняет это желание, и античная какая-то преданность подруги Кэти, которая ради Сельмы готова выйти во вторую ночную смену (принадлежность этого персонажа к иной реальности очень наглядно подчеркивается выбором актрисы: француженка-звезда Катрин Денев, ухоженная зрелая дама с классическими чертами лица, хоть и в платочке и в пальтишке, ничего общего не имеет с работницей цеха холодной штамповки), и любовь Джеффа, проявляющего ее так, как пристало скорее восьмикласснику, чем взрослому мужику - водителю грузовика, и другие кажущиеся несообразности.

Дело в том, что "Танцующая..." есть синтез кинематографа и театра. Это не фильм в обычном смысле этого слова, а скорее снятое в естественной среде (а не в декорациях) театральное представление - представление того самого "тотального театра без зрителей" Васильева или даже "театра жестокости" Арто. Недаром почти все действие сосредоточено в нескольких фиксированных точках: цех завода, двор завода, трейлер Сельмы, дом Билла, лужайка между ними.

Сразу после возникновения кино было противопоставлено театру, и между ними возникла жестокая конкуренция. Кино берет возможностью выйти за пределы коробки сцены, спецэффектами, крупными планами и лучшими дублями, театр противопоставляет ему искренность, то, что все происходит "здесь и сейчас", атмосферу, сопереживание зала.

Возможно, именно Ларсу фон Триеру и идущим за ним следом суждено снять это противоречие и добиться объединения - на следующем витке развития. Во всяком случае, брызги на объективе кинокамеры и рыдающие залы говорят именно об этом.

Возможно, мы присутствуем при зарождении нового жанра - или, точнее, при разделении двух жанров, как разделились спортивная и художественная гимнастика: голливудские блокбастеры, где будут все больше делать компьютеры и все меньше - актеры, уйдут в одну сторону, а фильмы, подобные "Танцующей...", где присутствует полноценный литературный - не сценарий даже, а пьеса, и видеокамера в руках режиссера снимает крупным планом лица, - в другую.

Ведь Ларс фон Триер очень хороший режиссер. Возможно даже - гениальный кинорежиссер. То есть, по самому определению слова "гениальный", - больше чем кинорежиссер.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Cinema-6. Lars von Trier: жизнь и судьба /25.09/
Часть вторая (2001-2024). На канале CNN в рамках эфира Ларри Кинга впервые в истории телекомпании выпускается художественный фильм - мыльная опера Триера "Скорая помощь в Королевстве", на шведском языке. Американцы уверены, что это датский. Главные роли исполнили Джордж Клуни и Квентин Тарантино.
Ларс фон Триер о догмах, коммунизме и о Бьорк /29.09/
Начиная первую в своей жизни он-лайновую пресс-конференцию, Триер сразу предупредил, что английским правописанием вовсе не владеет. Он даже выматерился один раз, пытаясь написать трудное английское слово, чтобы доказать, как плохо он пишет.
Антон Долин, Как изготовить гениальный фильм /26.09/
Необходимо грамотно и своевременно запустить PR-кампанию. Создать легенду. Необходим разумный кастинг. Скандал (заранее). Необходима адекватная жанровая форма. Музыка. Необходим правильный угол зрения. Экран. Необходима пресса. Необходим зритель. Проблема в том, что эти условия известны только Ларсу фон Триеру...
Антон Долин, Cinema-6: новости коллекционного видео /27.09/
Антон Долин, Что и где смотреть /26.09/
предыдущая в начало следующая
Михаил Визель
Михаил
ВИЗЕЛЬ
viesel @ lenta.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:


Арт-хаус-линия 'Другое кино'
Эхо Каннского фестиваля-2000
Arthouse.ru




Рассылка раздела 'Кино' на Subscribe.ru