Русский Журнал / Обзоры / Кино
www.russ.ru/culture/cinema/20001012.html

Тарас Бульба и расовый вопрос
(Запорожцы в Нью-Йорке)

Илья Векслер

Дата публикации:  12 Октября 2000

У Джона Шафта (Сэмюэль Л. Джексон) очень славно подстрижена растительность на лице. На манер запорожского казака, только покороче - усы не свисают. Голый череп лишь подчеркивает его сходство с лихим хлопцем. Не хватает чуба. В остальном - казак казаком, разве что чернокожий. Ну, да выходцы из маросейских краев арапов навидались вдоволь в турецком плену.

Шафт тоже находится в плену. В плену расовых предрассудков. Он сам не расист, наоборот, он и жертва, и защитник своих братьев послабее. Но разве ненависть в ответ - не те же наручники, которые то и дело примеряет по ходу фильма главный негодяй и расист, папенькин сынок, барчук - Уолтер Уэйд (Кристиан Бэйл, играет подонков, был отмечен за главную роль в "American Psycho")? Последний, увидев в баре афроамериканца, издевается над ним, а потом и убивает за углом питейного заведения. Преступление происходит на глазах у вышедшей покурить барменши Дианы Пальмиери (Тони Колетт, известная нам по "Шестому чувству"). Ее Уолтер запугивает, после чего возвращается в бар. На место убийства приезжает Шафт. Он сразу находит убийцу, но того выпускают под залог, потому что барменша-очевидец сбежала, а Шафт пару раз приложил гада по физиономии. Дальше гадов становится все больше и больше. Среди них выделяется Пиплс Эрнандес (Джеффри Райт, за плечами степень магистра политологии), латиноамериканец, король одного из нью-йоркских кварталов, торговец наркотиками в трико из египетского шелка. У него беременная жена, братец-слон и целая банда подобных ему мастодонтов. Гады не любят друг друга, но еще больше они не любят Шафта. Поэтому гоняются за ним по всему Нью-Йорку на хороших машинах. На "торпеде" одного такого шевроле (или кадиллака?) горит при этом электрическая свечка. Это создает полное ощущение того, что Шафт - из одного с ними мира, потому как у него на бронежилете виднеется изображение, отдаленно напоминающее икону. Такая вот нью-йоркская мистика. Естественно, все это не мешает им заниматься обоюдным истреблением до последней минуты.

Впрочем, хуже всего от этого зрителю. Его истреблением занимаются с самого начала фильма и до конца. Динамика сюжета, подкрепленная бравым саундтреком, удерживает зрителя в кресле кинозала, но с финальными титрами уже ничто не мешает понять, что тебя надули. Расизм, деньги и наркотики - осуждены, приговорены к смерти и пущены в расход. Справедливость торжествует. Но почему-то очень не хочется верить, что новый герой афроамериканцев - это Шафт. Даже фраза Расаана, растамана и митька (Баста Раймс такой и в жизни - один из самых известных рэпперов Штатов, в 98-м году имел проблемы с законом, так как в его машине нашли пистолет, а у его менеджера, который сидел за рулем, пакетик с марихуаной. Посадили последнего), который оказывается на поверку наиболее похожим на живого человека, "жизнь в лоскуты, а вам все по барабану", не в силах преодолеть пафос, которым прямо-таки лучатся все остальные герои. Шафтов в истории американского кино теперь два. Оригинальный "Шафт" вышел в 1971 году. Тогда герой был не полицейским, а частным детективом, пил и обильно занимался сексом. Теперешний Шафт ни в какую не хочет быть частным сыщиком, не пьет, а единственное упоминание про секс в фильме присутствует только для того, чтобы кто-нибудь не перепутал героя с робокопом.

Впрочем, вся эта перемена мест слагаемых подтверждает только истину: Шафтов - много, но Шафт всегда один.