![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
|
|
||
![]() |
/ Обзоры / Кино < Вы здесь |
Cinema-24: Рагу из ангелов и собак Дата публикации: 6 Февраля 2001 ![]() ![]() ![]()
Компилятивное искусство в наши дни выглядит не причудой, а нормой; обсуждать, морально ли строгать чужие приемы и идеи в свое жаркое - сейчас смешно. Однако страсть к заимствованиям, к нарочитой, принципиальной вторичности иногда доводит... ну, не до добра как минимум. Само собой, любой рецепт компилятивен (как отмечал еще Шекспир, какую бы то ни было пищу нелегко приготовить без соли), но порой рецепт подобных фильмов более всего напоминает печально известное ирландское рагу Джерома Клапки Джерома, куда вышедшие из лодки трое положили все ингредиенты, которые имелись под рукой. Результат не обрадовал никого. В первую очередь, принцип ирландского рагу применим к голливудскому кино. Люди, давно достигшие технических вершин и финансовых бездн, порой чувствуют себя творчески истощенными; а может, считают совершенно нормальной подмену понятия "творчество" понятием "компиляция". Фильмы, подобные "Ангелам Чарли", заставляют предположить о цинизме американцев худшее - в искренние и наивные устремления создателей картины верится с трудом. Речь идет не просто о собрании штампов - тогда "Ангелы Чарли" были бы очередным среднестатистическим голливудским товаром; речь идет о грубом и навязчивом соединении воедино всех приманок для выжимания денег из зрителя, когда-либо придуманных грешными продюсерами. При этом кражу чужого продукта трудно назвать завуалированной: все критики в один голос (и в один день, так что заподозрить их во взаимном плагиате невозможно) написали о цитатах из "Западни", "Матрицы" и "Миссия невыполнима - 2". Остается присоединиться к общему хору... Действительно, фильм снова посвящен спецагентам (в основном - спецагентшам), спасающим мир от злодеев. И, в самом деле, одна из привлекательных героинь совершает головокружительную кражу в хранилище, куда, казалось бы, проникнуть невозможно. И открывается фильм сценой в самолете, где другая героиня, симпатичная блондинка, изображает толстого негра, чтобы уничтожить террориста. И все рукопашные схватки происходят "в свободном полете", и летящие пули сняты замедленной камерой. Ну да, ну да. С очевидным не поспоришь. Предположим, в одном фильме собраны лучшие приемы экшн-кино последних лет. Неужели это настолько плохо? Подумаешь, ведь и "Западня", и "Матрица", и "Миссия невыполнима - 2" были развернутыми цитатами из, скажем, Джеймса Бонда или "Джонни-Мнемоника". Но, как уже говорилось, важно не что цитировать, а как: тут-то и запятая. Превращение героев в героинь - не просто остроумный ход для освежения жанра. Это наглая попытка привлечь тот зрительский контингент, который по тем или иным причинам не интересуется боевиками и шпионскими триллерами. Причем речь идет сразу о нескольких категориях зрителей.
2) О мужиках, которым нравятся молодые и красивые телки с буферами и всеми остальными делами. Примитивная, но действенная тактика: более-менее откровенные одеяния по очереди примеряют все три героини, на что клюют все задействованные в фильме мужики. А чем зрители хуже? 3) О женщинах. Ведь Диаз, Бэрримор и Лю не поддаются, а ищут "единственных возлюбленных", для которых они готовы превратиться в послушных домохозяек... а до тех пор для них нет ничего более святого, чем женская солидарность. Ее высшее выражение в фильме - дебильное хихиканье над идиотскими шуточками. Домохозяйкам такое нравится. 4) О детях. Девочки будут мечтать стать такими же, как отважные ангелы, а мальчики будут мечтать (тщетно) увидеть на экране обнажившиеся прелести трех красавиц. Есть в "Ангелах Чарли" такой эпизод: героиня Бэрримор падает обнаженной из офиса вероломного любовника (разумеется, оставаясь при этом живой и невредимой) и подкатывается к стеклянной стене виллы, где два мальчика играют в компьютерную игру и обсуждают, видели ли они хоть раз в жизни сиськи. Тут (оцените утонченный комизм ситуации!) к ним стучится с просьбой о помощи обнаженная блондинка... но главная подлость в том, что искомого мальчики так и не увидели, поскольку каким-то чудом малышка Дрю успевает прикрыться чем-то вроде надувного круга для плавания. Знаковое обнажение происходит, но не в кадре - боже упаси, вдруг фильму присвоят не ту категорию, дети не пойдут его смотреть, и в результате кассовые сборы окажутся на энное количество миллионов меньше!
Все три сюжета связаны с собаками. В первой истории некий пылкий юнец пытается склонить к измене жену брата, этим братом активно истязаемую. Для материального подкрепления намеченного совместного бегства он участвует вместе со своим ротвейлером в собачьих боях, неизменно выигрывая. Этот сюжет решен в ключе современного экстремально-молодежного фильма ("Ненависть", Trainspotting), с убыстренным темпом, смешением гротеска с трагедией и модной музыкой. В истории второй, медленной и меланхолично-парадоксальной, главный редактор модного глянцевого журнала воссоединяется с возлюбленной - прекрасной фотомоделью, но их счастье рушится из-за провалившейся в дырку в полу болонки. За болонкой гоняются крысы, болонка не может найти выход обратно и скулит, скитаясь по подполу огромной квартиры; хозяйка нервничает и бьется в истерике, доводя себя и любовника до катастрофы. Это история в стиле европейского кино. Третий сюжет полон национального колорита: его герой, бывший партизан и сегодняшний киллер, ведет существование бомжа и мечтает о встрече с давно потерянной дочерью. Внезапная гибель единственных близких существ, нескольких дворняг, заставляет старика пересмотреть свой взгляд на мир... Финал, в котором преображенный партизан-убийца оставляет дочурке нажитые нелегким трудом сбережения и наговаривает на автоответчик слезную речь, окончательно отсылает зрителя к эстетике мексиканского сериала.
Уровень двух фильмов несопоставим - талантливая "Сука Любовь" и бездарные "Ангелы Чарли" ни в чем не похожи друг на друга. Кроме одного: неполноценного послевкусия, как после поглощения вместо обеда из трех блюд питательных витаминов. Может, число калорий будет сопоставимым, а пользы больше. Но ирландское рагу из витаминов - увы, еще более невкусное блюдо, чем натуральное ирландское рагу.
![]() ![]()
|
![]() |
![]()
Кинообозреватель "Ежедневной газеты" dolin@gzt.ru URL ![]() ![]() |
![]() |
||
![]() |
||
![]() |
||