Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Кино < Вы здесь
Cinema-40: Египетские горки
Дата публикации:  29 Мая 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

К выходу на экраны фильма Стивена Соммерса "Мумия возвращается"

Кинг-Конг, оказывается, - жив, у Терминатора Судный день - еще впереди, а вот Мумия - возвращается, во всем своем великолепии. Дилогия (пока еще дилогия) молодого и бесспорно даровитого Стивена Соммерса, "Мумия" и "Мумия возвращается" - наглядная демонстрация двух основных болезней голливудского кино: римейков и сиквелов. Поставленный по мотивам классического древнего одноименного фильма ужасов с Борисом Карлоффым в главной роли приключенческий фильм сделал безвестного постановщика одного-единственного фильма про спрута-убийцу хитовым любимцем молодежи, а достаточно бесцветного актера Брэндана Фрэзера - одной из самых высокооплачиваемых голливудских звезд (ну, не самых, конечно, но гонорары взлетели в несколько раз). Второй же фильм "серии", продолжение, о съемках которого было объявлено тут же после триумфального выхода на экран "Мумии", вошел в пятерку самых громких "дебютов", собрав в кассу круглую сумму, - и, не сдавая позиций, продолжает держаться в бокс-офисе.

Объяснение в том, что Соммерс мастерски пользуется всеми приемами, без которых не существует ни римейка, ни сиквела. Использовав в "Мумии" чужой, и весьма удачный, сюжет, режиссер наполнил его новым пафосом. В самом деле, кто станет на закате ХХ века бояться восставших из саркофага запыленных мертвецов, их многозначительного молчания и печальных взглядов? Сейчас мумии воспринимаются скорее как персонажи пародийных "Баек из склепа", причем - их комиксового или мультипликационного варианта. Поэтому Соммерс сделал ставку на авантюру, саспенс хорошего приключенческого боевика, смещенного во времени чуть-чуть назад (всего-то в двадцатые-тридцатые). Получилось здорово - все нелепицы старомодного сюжета исчезли благодаря стилизации под ретро и юмору. В "Мумия возвращается" Соммерсу пришлось придумывать сюжет самому, и вот тут возник прокол: подражать больше было некому, и режиссер выкручивался сам, кое-как. История, рассказанная во второй части, запутана донельзя, местами кажется натянутой и неестественной - даже в рамках исключительно условного жанра "кино приключений".

Это с одной стороны. С другой же, основной принцип сиквела - "делай еще круче, чем в предыдущей части" - развязал Соммерсу руки, и чего только в его фильме нет! Мумии гоняются за лондонским омнибусом, дирижабль на реактивных двигателях убегает от живого водопада, скромный археолог оказывается реинкарнацией Нефертити, которая, в свою очередь, как выясняется, была дочерью полуфантастического фараона, эпизодического героя того же фильма. Неизвестно откуда появляются лесные карлики-убийцы (очень лихой, но не имеющий ни малейшего отношения к остальному действию примерно десятиминутный эпизод). Совершенно неясно и предназначение врага-антипода ожившей мумии жреца Имхотепа, Царя Скорпионов. Его показывают в самом начале, сообщая, что под его руководством сражалась адская армия бога Анубиса. Тут же показывают и саму армию: несметное полчище черных собак в египетских нарядах и с тесаками в руках. Потом типа армия рассыпалась, а Верховный Скорпион был проклят и заснул вечным сном (почему?). В финале же новый злодей появляется - и оказывается громадным компьютерным кентавром с головой-торсом человека и туловом насекомого-убийцы. Тут же вскоре его уничтожают золотой фигней, которую весь фильм за собой таскал ничего не подозревавший второстепенный персонаж. Да что уж там, неясны мотивы таинственной секты, зачем-то воскрешающей мумию Имхотепа, причем делают это не в Египте, где мумия была обретена, а в Британском Музее - и стоило тратиться на перевозку! И совершенно непонятно, откуда появилась возрожденная возлюбленная Имхотепа - Анук Су Намун, которую тот безуспешно и безутешно искал в первой серии.

Вообще, есть над чем поглумиться. Только стоит ли? Зритель-то смотрит как прикованный, и только на титрах начинает задумываться - что бы все это значило. А оно ничего и не значило: просто развлечение высшего класса. Сплошной адреналин. Смотришь - и дух захватывает, аж поп-корн в зубах застревает. Уж с чем-чем, а с чувством ритма и темпа у Стивена Соммерса все в порядке. Каскад, наворот, полный натяжек, растяжек, перетяжек - пусть, черт с ним. Зато весело и быстро, при участии целой когорты обаятельных героев (к старым знакомым, вечно влюбленным Эви и Рику, а также их бедовому родственнику Джонатану добавляется восьмилетний сын супругов Алекс, а также неизбежный Козлевич - чернокожий авиатор Иззи), и приключения длятся все два часа фильма, без перерыва. Чего еще желать? И что после этого придираться? Ты зачем в кино пошел, развлекаться или думать? Если на "Мумию", то определенно - развлекаться, отдыхать. Вот и расслабься.

Забавно то, что режиссеру удается превратить "Мумию-2" в очередную (сколько мы их перевидали за последнее десятилетие!) энциклопедию приемов мирового кино. В данном случае - приключенческого. Однако сделано это не с целью восхитить киноманов - им подавай что-нибудь более рафинированное. Цель здесь гораздо проще - вызвать в простом зрителе подсознательное чувство узнавания, поместить его в родной и с детства любимый контекст, обеспечив фильму теплый прием. И вот появляются они - цитаты. Встает из праха армия Анубиса - и встают в памяти андроиды из "Первого эпизода". Родители отвернулись на минутку, и шаловливое, но смышленое дитя уже тянет руки к заветному браслету. А стоит дитяти оказаться в руках заколдованных злодеев, так оно их так достанет, что даже мумия почувствует себя не в своей тарелке. В отличие от зрителя, прекрасно помнящего все серии "Одного дома". Так работают и многочисленные компьютерные спецэффекты - они не могут быть сверхзадачей, они остаются лишь средством развлечения зрителя, привыкшего к компьютерам в зрелищном кино. Стоит ли напоминать о том, что обе "Мумии" являют собой развернутые цитаты из "Индианы Джонса"? Поэтому, если Стивен Соммерс показывает дугообразный перелет дирижабля на фоне круглой луны, - он не издевается над многострадальным "И.Т.", он его не пародирует. Соммерс просто констатирует очевидный факт: в мире Голливуда идеи общие, они не принадлежат тем или иным авторам, и победит тот, кто быстрее да умнее. Как он сам.

"Мумия возвращается" - отменная иллюстрация для чисто американского понятия "Диснейленд". О том, как принцип диснеевского парка развлечений может эксплуатироваться в нечестных целях, мы уже говорили в связи с картиной Энга Ли "Крадущийся тигр, спрятанный дракон". "Мумия" - своего рода оборотная сторона Диснейленда. Энг Ли вместо настоящего приключения подсовывает зрителю суррогат, провинциальный аттракцион с плохо спрятанными страховочными тросами. Стивен Соммерс вместо компьютерной игры, той или иной "Матрицы", предлагает игровое переживание, возможность сесть в реальную кабинку, пристегнуться и совершить за честно заплаченные три-четыре доллара несколько кругов на умопомрачительной карусели. И от таких египетских горок впору ожить любому Имхотепу. Разбинтуйте свою внутреннюю мумию, веселитесь и развлекайтесь в кино. Такую возможность вам даст далеко не каждый фильм.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Антон Долин, Cinema-39: Песни нашего века /22.05/
"Песни со второго этажа" - не история гибели человечества и не история гибели культуры; это зарисовки о гибели цивилизации. То есть явления, зародившегося в Европе - если не географически, то идейно. Смерть цивилизации, гибель Европы для Андерсона - не сюжет, а ситуация. Или ряд ситуаций, вариаций на тему, в результате складывающихся в фильм. В тумане остается лишь смысл названия.
Антон Долин, Cinema-38: Запах женщины /17.05/
К выходу на экран фильмов "Человек, который плакал" и "Осень в Нью-Йорке".
Екатерина Барабаш, Каннский фестиваль: уныло, но не безнадежно /18.05/
Не заладилось в этом году у Каннского фестиваля: первая его половина прошла совсем скучно, если не считать анимационного фильма "Шрек". Внимание привлек также "Человек, которого там не было" Коэнов: попахивает достоевщиной, но от Достоевского далеко. Годара зал приветствовал стоя, но вскоре его поклонники начали разбегаться: длинно. Не захватывающе. Надо "въезжать". Но если въехал - оторваться трудно.
Антон Долин, Cinema-37: Кино не для всех /11.05/
Среди киноманов Яна Шванкмайера знает каждый пятидесятый, а среди критиков не найдется ни одного, посмотревшего все его фильмы. Однако, обидно не за них, а за зрителей: как объяснить, что классный режиссер, единственный в своем роде - почти никому не известен? Доступ к информации не должен быть избирательным, даже если речь идет о страшных сказках. И любое кино должно быть для всех.
Антон Долин, Cinema-36: Ганнибализм /03.05/
Ганнибал напоминает булгаковского Воланда. Он опасен, но только для грешников, которые и гибнут от его руки. Ганнибал ни на секунду не меняет учтивую гримасу на звериный оскал; ему гораздо интереснее читать лекции в библиотеке, чем питаться человеческим мясом. Зато вокруг него в людоедов превращаются буквально все. Какова же мораль этой гастрономической истории?
предыдущая в начало следующая
Антон Долин
Антон
ДОЛИН
Кинообозреватель "Ежедневной газеты"
dolin@gzt.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:


Арт-хаус-линия 'Другое кино'
Эхо Каннского фестиваля-2000
Arthouse.ru




Рассылка раздела 'Кино' на Subscribe.ru