Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Кино < Вы здесь
Cinema-43: московский фестиваль-2001
Дата публикации:  21 Июня 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Новый эпизод, или Скрытая угроза

В России есть много кинофестивалей, но этот - единственный и главный. Наша гордость. Он - класса "А". Как Канны, Венеция и Берлин: свой, Московский Фестиваль, с большой буквы. Квасной ли это патриотизм? Навряд ли. Даже привилегированная каста кинокритиков, разъезжающих по миру в поисках хороших новых фильмов, заполоняет залы на показах ММКФ. Потому что всего не увидишь, не ухватишь. А тут оно - вот, синица в руке, под боком, в "Пушкинском" или "Художественном", самое что ни на есть фестивальное кино. Поэтому мы его, этот наш фестиваль, любим, даже ненавидя, постоянно ругаясь на отвратительную организацию, дорогие билеты, запутанную афишу... Как нам его не любить? Ведь именно благодаря ММКФ живущие здесь могут быть в курсе процессов, которые происходят в мире кино. В настоящем мире настоящего кино, не имеющем прямого отношения к загадочным данным американских бокс-офисов и пластмассовому голливудскому ширпотребу.

Скрытая угроза двояка. С одной стороны, нельзя позволить себе превратиться в провинциалов (ведь Москва для завсегдатаев Канн и Венеции - провинция, ничего не попишешь), страстно обожающих свой единственный фестиваль и гордящихся им до посинения. У нас самые крутые звезды, самые интересные фильмы, самая беспристрастная отборочная комиссия - и вправду, видимо, беспристрастная, но лишь потому, что не так уж много желающих соревноваться за право участвовать в московском фестивальном конкурсе. Опасность провала в безоглядное провинциальное обожание самих себя и своего фестиваля есть, - стоит посмотреть на пышность церемоний открытия-закрытия, порой находящуюся в явном диссонансе с качеством представленных фильмов. С другой же стороны, крыть на чем свет стоит несчастный, и так обиженный критикой и Западом, ММКФ - тоже нехорошо, недостойно и несправедливо. В конкурсе все же нет-нет, да и попадается достойная картина, а когда-то попадались ежегодно. Звезд мало - ну и Бог с ними, даже неудобно как-то, когда звезд полно, а программа слабая (типа Кинотавра - почти анекдот; Жан-Клод Ван Дамм приезжает на награждение главными призами "Нежного возраста" и особенно - "Ядов" Шахназарова; дурной вкус, однако). Зато сколько фильмов, которых ни в прокате, ни на видео, ни на Горбушке вы не найдете никогда! И все, заметьте, можно посмотреть на широком экране. Порой на таком огромном, как в "Пушкинском". И в звуке Долби. А фильм-то - не какая-нибудь "Мумия", а Ларс фон Триер или Михаэль Ханеке. Спасибо Фестивалю, это его заслуга. Так что не будьте снобами. Если кино вас интересует, то ругайтесь не ругайтесь, все равно вы будете ходить на показы ММКФ, а если кино вам безразлично, вы никогда не поймете, чем вообще хороши кинофестивали.

А теперь - о том, как выглядит "новый эпизод", двадцать третий по счету. Во-первых, на фестивале очень много фильмов. Действительно, очень. Больше двухсот. По приблизительным подсчетам, около ста из них стоит посмотреть. Около пятидесяти никогда больше увидеть возможности не представится. Смотреть десять фильмов в день нереально физически. Все кинотеатры друг от друга удалены (особенно некоторые, вроде открывшейся после реконструкции "Гаваны"). Так что чем-то придется жертвовать. Само по себе это не страшно, даже в чем-то хорошо - создает необходимый, чисто фестивальный ажиотаж. Неудобно, конечно, но этим развивающийся - а ММКФ сейчас таков - фестиваль и отличается от ставшего на ноги. Искусство требует жертв. И денег, которых всегда не хватает. Деньгами фестивалю помочь мы не можем, так что попытаемся хотя бы внести ясность путем некоторых рекомендаций - где, что, когда и зачем надо смотреть.

Однако, прежде чем перейти к конкурсу, несколько слов о "второстепенных" внеконкурсных программах, которым уделять особое внимание невозможно, но в которых хватило места для нескольких весьма интересных картин. Этим программам свойственно чисто российское причудливое сочетание ориентации на прогрессивные веяния международного фестивального движения и ретроградства. Например, параллельные программы фильмов двух Корей, Южной и Северной. Первая популярней и моднее, вторая исторически ближе России, увы. Но и эксклюзивней, отметим в скобках. Или программа... фильмов соцреализма. Идея совместить современное западное и старое советское кино, безусловно, остроумна, но все же причисление "Танцующей в темноте" и "Эрин Брокович" к соцреалистическим фильмам представляется сомнительным. Бесспорно, любопытны "Национальные хиты" - программа фильмов, лидировавших в прокатах различных стран и государств, "Опасные связи" - программа эротическая, в которой покажут аргентинскую Догму с симпатичным названием "Факленд", неизвестный американский киноавангард и программа фильмов семьи Махмальбаф. Мохсен в результате на фестиваль сам не приедет, зато его последняя работа, невероятно красивый и загадочный "Кандагар", получивший награду экуменического жюри в Каннах, будет показан вне конкурса.


Конкурс

На любом уважающем себя фестивале основная программа - конкурсная. Номинально это так и в Москве. Поскольку по идее цель каждого кинофестиваля - найти много новых неизвестных до сих пор фильмов и наградить лучшие, то эти самые - претендующие на статуэтки со Святым Георгием - картины и есть центр всего действа. В реальности и зрители, и даже профессионалы - критики и прокатчики - в первую очередь ходят смотреть внеконкурсную программу. И в этом главный минус Московского Кинофестиваля: он станет таким же значимым, как тот же Венецианский, когда без принижения уровня качества внеконкурсной программы сможет сделать конкурсную более интересной для зрителя. Сейчас до этого идеала - как до неба. О чем говорить, если в последние два прокатно активных года ни в кино, ни на видео не был выпущен ни один из фильмов-лауреатов ММКФ? Сейчас редкий непрофессионал вспомнит, что два года назад лучшим фильмом стала "Жажда жизни" Кането Синдо, а год назад - "Жизнь, как смертельная болезнь, передающаяся половым путем" Кшиштофа Занусси. А ведь оба - известные режиссеры, мастера...

В этом году ситуация менее безнадежна. Конкурс выглядит несколько более аппетитно, чем обычно. Всего в нем семнадцать фильмов. В их числе, например, немало азиатских, а это показатель приближения ММКФ к международным стандартам. Не секрет, что без иранских и китайских картин ни один фестиваль класса "А" не обходится. Вот и у нас в конкурсе они тоже есть. "Чай из хризантем" - типовое китайское кино последних лет, типовое в лучшем смысле слова. Социалистические декорации - ушанки, уродливые грузовики, литературные курсы для железнодорожных рабочих... И один из таких рабочих влюбляется в учительницу, которая, как выясняется, страдает пороком сердца. Поэтому любить ей можно, но спать с мужчинами - нет. Начинается история любви, вынужденно романтическая, в декорациях пустыни Гоби, близ которой живут и трудятся незамысловатые герои этой простой истории. Но как бы ни проста была история, не оценить изобразительный ряд невозможно - один настой на хризантемах в прозрачном стакане чего стоит! Или вот другой фильм, уже гонконгский - "Пионовая беседка"; так он вообще про Пекинскую оперу, так что "Прощай, моя наложница" и прочие арт-хаузные красивости встают в памяти сами собой. В конкурсе сразу аж два иранских режиссера, и оба сняли фильмы на темы, столь любимые обычными фестивальными жюри: семья и терпимость. При этом если Ракшан Бани Этемад, режиссер фильма "Под кожей города", снимала свой фильм в Иране, то Реза Багхер - "Стеклянные крылья" - работал в Швеции, где он и живет. Вот такой мультикультурализм. А кореец Ким Кидук - на самом деле известный режиссер, молодой одаренный авангардист, который покажет "Реальный вымысел" - фильм, снимавшийся на видео в течение трех часов и монтировавшийся почти два года.

Отсюда отходит еще один значимый вектор конкурсной программы - впервые взятая сознательно установка на молодых режиссеров и на радикальность художественного языка. Большая часть режиссеров-конкурсантов - дебютанты или постановщики всего двух фильмов, и это скорее добрый, чем тревожный знак. А вот уже средних лет экспериментатор Петер Тимар из Венгрии представит "Слепых" - фильм, сопровождаемый специальным комментарием для незрячих, и таким образом исследующий разницу между словом и изображением. Зрителям же остается надеяться, что радикализм конкурсантов этого года будет далек от претенциозной пустоты прошлогодней испанской "Догмы" и взяли их в программу не за сертификат "от фон Триера", а за иные заслуги. Впрочем, как раз простотой и отсутствием претензий подкупают многие европейские конкурсные картины, особенно от молодых режиссеров. Например, голландские "Дикие мидии" - о юнцах, мечтающих вырваться за пределы захолустного рыбацкого городка где-то под Остенде и превращающих в город мечты почему-то Дублин... Или норвежский "Детектор" - о кризисе тридцатилетних, любовная история с парадоксальным сюжетом по оригинальному сценарию милейшего писателя, скандинавского Гришковца Эрленда Лу, автора совсем недавно переведенного на русский романа "Наивно. Супер".

Классиков же в конкурсе представляет сам маэстро Этторе Скола - итальянцы традиционно снисходительны к ММКФ, куда порой отдают очень недурные картины от серьезных режиссеров (оно и понятно - увы, Италия в последние годы могла мало чем похвастать, и ситуация несколько изменилась лишь месяц назад, после награждения Нанни Моретти Золотой Пальмовой Ветвью в Каннах). "Нечестное состязание" рассказывает о судьбе евреев в фашистской Италии, и евреям посвящен еще один фильм конкурсной программы, подтверждающий ее состоятельность: "Фанатик" Генри Бина. Эта картина, между прочим, получила главный приз на основном фестивале американского независимого кино Сандэнс, и выяснилось, что регламент фестивалей класса "А" не запрещает брать подобный фильм в конкурс. Чем отборочная комиссия и воспользовалась - и правильно поступила. "Фанатик" - история молодого человека, который неожиданно решил попробовать стать ортодоксальным евреем - фильм дебютный, но уже знаменитый, а в главных ролях там заняты настоящие американские звезды, Билли Зейн и Саммер Феникс.

Между прочим, любопытно, что директор Сандэнса Джеффри Гилмор в этом году работает на ММКФ в качестве члена жюри. Жюри вообще представительно, не хуже любых европейских: во главе Маргарете фон Тротта, железная леди из фильмов Шлендорфа и Фассбиндера (чем хуже каннской президентши Лив Ульман? Ничем), под ее началом, в частности, один из ключевых китайцев современного кино, Цзян Вэнь, постановщик и актер фильма-лауреата Гран-При в Каннах год назад, показанного при большом скандале на прошлом Московском Фестивале, "Дьяволов на пороге". Трое "наших агентов" - автор шерлокхолмсианы Игорь Масленников и двое формально "нерусских", Богдан Ступка и Ингеборга Дапкунайте. Так что у формально нероссийского фильма, "Давай сделаем это по быстрому" ("Quickie") Сергея Бодрова-старшего, есть фора. Забавная, кстати, история: фильм представляет в конкурсе Германию (кто платит - тот и в титрах), снят в Лос-Анджелесе, а в главных ролях Бодров-младший и Машков. Посмотрим, посмотрим...

Некоторые сеансы:

"Пушкинский"
"Давай сделаем это по быстрому" - 23.6 20.00
"Реальный вымысел" - 23.6 22.00
"Под кожей города" - 24.6 18.30
"Стеклянные крылья" - 24.6 21.00
"Дикие мидии" - 25.6 18.30
"Слепые" - 26.6 17.30
"Детектор" - 26.6 20.00
"Пионовая беседка" - 27.6 21.00
"Чай из хризантем" - 28.6 18.30
"Фанатик" - 28.6 21.00
"Нечестное состязание" - 29.6 21.00


Спецпоказы

На каждом уважающем себя международном фестивале это категория почетная. В Каннах торжественно (пресс-конференция, подъем по красным ступеням при общем параде и т.д.) представляют фильмы двух категорий - конкурсные и внеконкурсные, то есть не любые картины, вынесенные за рамки конкурса, а именно представленные в качестве Спецпоказов. Как правило, статус фильма и режиссера такого спецпоказа ни в чем не ниже конкурсного. В Москве все несколько иначе - на подобных показах как раз демонстрируют самые интересные фильмы, внимание публики к которым многократно превосходит ее внимание к конкурсу. При этом подобные картины разведены, неизвестно зачем, на две категории: информационные и специальные показы.

Самые торжественные и пафосные спецпоказы - открытие и закрытие Фестиваля - обойдутся, увы, без широкой публики. Ей останется одно утешение: ждать, когда фильмы выйдут в прокат (обещают сразу после). Впрочем, "Амели", которая ММКФ будет открывать, будет показана еще раз по ходу фестиваля. Покупайте билеты заранее. А "Мулен Руж" ждите уже после окончания - слава Богу, год и два назад "Звездные войны" и "Идеальный шторм" публике начинали показывать уже на следующий день. Что до самих фильмов, то посмотреть их стоит обязательно. Каждый из них - яркий образчик зрелищного, попсового, но невероятно остроумного и изобретательного кино. "Амели" (русский вариант названия - урезанный: по-французски, то есть в оригинале, это называется "Необычная судьба Амели Пулен", по-английски "Амели с Монмартра") поставлена Жаном-Пьером Жене, который в соавторстве с Марком Каро поставил два абсолютных хита французского арт-хауза, "Деликатесы" и "Город потерянных детей". Затем была попытка поработать в Голливуде - небезуспешная: постмодернистский жанровый коллаж "Чужого-4" порадовал болельщиков бессмертного сериала и насторожил критиков, которые заговорили о внедрении интеллектуальной иронии в масскультуру. И вот - возвращение на родину вместе с лидером национального проката, лирической комедией "Амели". Популярностью эта история любви в современном Париже обязана не только бесспорному обаянию героев в исполнении симпатичной Одри Тоту (самая младшая из трех героинь прошлогоднего любимого фильма французов "Салон красоты "Венера") и актера-режиссера Матье Кассовица. Гораздо важнее режиссура, которая сталкивает в многослойном игровом пространстве похожего на декорацию Парижа следы и намеки, вследствие чего лав-стори превращается в виртуозную сказку, вроде "Алисы" или "Мэри Поппинс". Плюс Жене - и минус американцам - легкость, с которой он использует все новейшие достижения зрелищного кино, от компьютерной анимации до клипового монтажа. Забавно, что действие "Мулен Ружа" происходит в том же Париже, только еще более условном и игрушечном (в одной из решающих сцен пистолет злодея, отброшенный ногой героя, летит по парижскому небу, ударяясь по пути об Эйфелеву башню и оказываясь размером чуть меньше оной). Сногсшибательные декорации и убийственный накал страстей без малейшего намека на "школу Станиславского" - сплошное и намеренное "не верю" - превращают "Мулен Руж" в самый радикальный эксперимент автора "Ромео + Джульетты", наиболее заметного современного австралийского режиссера База Лурмана. Вдобавок - отличные работы Ивэна Макгрегора и Николь Кидман, и еще лучшие - их голоса (поют все актеры в этом мюзикле сами, без дублеров), отменный саундтрек, включающий переиначенные под "fin de siecle" хиты Элтона Джона, Куин, Битлз, Нирваны и Фэтбой Слима. Танцуют все, Ларс фон Триер кусает локти.

Тон фестивалю задается залихватский, без претензии на интеллектуальные построения, и притом - отдадим должное организаторам - обошлось без Голливуда, которому по мере сил пытаются противостоять все крупнейшие международные фестивали. Дальше возникнет иная интонация, менее праздничная. Уже во второй день покажут "Интим" (крайне неудачный, напоминающий об объявлениях в бульварных газетах перевод названия "Intimacy" - "Интимность") Патриса Шеро, фильм-победитель Берлинского фестиваля, последнюю скандальную работу режиссера "Королевы Марго", больше известного по театральным постановкам. На экране тем, кто отважится прийти на ночной сеанс, предстанет оральный и остальной секс в исполнении самих актеров (опять же, никаких дублеров); история же, рассказанная в фильме, крайне проста - мужчина и женщина, не знающие друг о друге практически ничего, встречаются с одной-единственной целью... полоса анонимных встреч прерывается, и герой, попытавшийся перевести отношения на более "нормальные" рельсы, терпит крах.

Еще один фильм-чемпион тоже будет показан на ММКФ - обладатель каннской Золотой Пальмовой Ветви, врученной буквально только что, "Комната сына" Нанни Моретти. Итальянский гладкий стиль, красивые спортивные актеры, включая самого Нанни (главная роль), и якобы болезненная история - о случайной гибели семнадцатилетнего мальчика и попытках остальных членов семьи справиться с трагедией - все это вызывает бешеный восторг у усталой от умничанья европейской публики. На реванш итальянского кино - спустя столько лет! - посмотреть, конечно, стоит. Французы незаслуженно обижены: на главный национально-международный фестиваль, Каннский, их любимый фильм, "Амели", не пустили, награду дали итальянцу, а фаворит Берлина, француз Шеро, снял фильм на английском. В утешение - очередной спецпоказ на ММКФ: "Чужой вкус" Аньес Жоуи, лауреата Сезара, как лучшая картина года во Франции.

Фильмы режиссеров "второстепенных", представляющих столь приятный среднему зрителю "умный мейнстрим", на ММКФ в количестве. Пожалуй, особое внимание стоит обратить на фильмы Жана Марка Барра и Майкла Уинтерботтома. Барр - культовый актер, главный герой "Голубой бездны" и "Европы", взялся за камеру под влиянием друга и соратника, Ларса фон Триера (кстати, о последнем на фестивале покажут документальный фильм, посвященный съемкам "Танцующей в темноте" - но это так, к слову). Результат - "Любовники" ("Догма #5") и "Слишком много плоти", оба будут представлены на ММКФ. "Требование" Уинтерботтома - франко-англо-канадская копродукция, а музыку к фильму этого симпатичного режиссера написал постоянно работающий с ним после разрыва с Гринуэем Майкл Найман. Не путайте с "Обещанием" Шона Пенна! Он и вообще режиссер так себе, а уж этот фильм, неизвестно зачем приглашенный в последний каннский конкурс, и вовсе сомнителен. Претенциозный псевдодетективный сценарий по роману Дюренматта не спасает даже Джек Николсон в главной роли. Впрочем, тоже можно сходить, чтобы полюбоваться на старика. Воистину, танки грязи не боятся.

Из других любопытных фильмов, достойных как минимум упоминания. На спецпоказе будет представлена "Защита Лужина", англо-итальянская интерпретация классического набоковского текста. Фильм не ахти, зато уж больно актеры хороши: Эмили Уотсон (главная героиня "Рассекая волны") и Джон Туртурро ("Бартон Финк" - заслуженная актерская награда в Каннах). Или вот - внесенная в музейную программу "Неверная" Лив Ульман. Она, конечно, примерно как Шон Пенн, лучше в кадре, чем за ним, но все же посмотреть на ее режиссерскую работу стоит, хотя бы потому, что эта душераздирающая история одного любовного треугольника, отягощенного маленьким ребенком, поставлена по сценарию Ингмара Бергмана. Наконец, нельзя не отметить внесенный в число спецпоказов последний фильм Жана-Люка Годара. И как бы вы ни относились к престарелому лидеру "Новой волны" (он и вправду после года 65-го стал снимать фильмы куда более скучные), посмотреть "Похвальное слово любви" стоит. Больно здорово сделано, хотя и попахивает мертвечиной. Впрочем, многим это и нравится. А так - с точки зрения картинки и особенно текста - почти полное совершенство. Ноль сюжета, медитация на тему любви.

А вот картина прямиком из каннского "внеконкурса": бывшая ассистентка Вендерса (в "Небе над Берлином") и Джармуша (во "Вне закона") Клэр Дени представила на Лазурном берегу, и теперь представит у нас, "Что ни день, то неприятности", шоковую любовно-каннибалическую историю, включая сцены откусывания клитора и тому подобную гадость. Однако главным шоком для понимающих зрителей станет другой фильм, пока что обозначенный в программе как фильм-сюрприз. По некоторым данным, речь идет о "Пианистке" Михаэля Ханеке, фильме, получившем - а это бывает нечасто - сразу три основные награды в Каннах в этом году: лучшая мужская роль - Бенуа Мажимелю, лучшая женская - Изабэль Юппер, и Гран-При. Ханеке показывал в Каннах все свои фильмы, а приз, причем сразу тройственный, получает впервые. И абсолютно заслуженно: картина выдающаяся. Среди спецпоказов в этом году она займет то же место, которое в прошлом заняла "Танцующая в темноте", но перед "Пианисткой" последний опус фон Триера кажется "Шербургскими зонтиками". Так что готовьтесь: эта суровая и трезвая деконструкция европейского характера и самого представления о том, что есть любовь, проведена настолько безжалостно и умело, что мурашки бегут по коже. Так и должно действовать подлинное искусство.

Некоторые сеансы:

"Амели" - открытие ММКФ; "Пушкинский" 21.6 18.00
"Мулен Руж"- закрытие ММКФ; "Пушкинский" 30.6 18.00
"Интим"- "Пушкинский" 22.6 0.00
"Комната сына" - "Пушкинский" 24.6 0.00
"Чужой вкус" - "Дом Кино" 22.6 19.00
"Любовники" - "Ролан" 22.6 23.30
"Слишком много плоти" - "Художественный" 23.6 19.30
"Требование" - "Дом Кино" 23.6 19.00
"Обещание" - "Пушкинский" 26.6 22.00
"Защита Лужина" - "35 мм" 24.6 16.30
"Неверная" - "Музей кино" 25.6 20.30
"Похвальное слово любви" - "Музей кино" 26.6 21.00
"Что ни день, то неприятности" - "35 мм" 23.6 0.00
"Пианистка" - "Пушкинский" 29.6 0.00


Восемь с половиной и другое кино

Две, бесспорно, наиболее интересные программы, "идеологически" составленные и представленные двумя кинокритиками, авторитет которых ни у кого не может вызвать сомнения. "8 1/5 фильмов" Петр Шепотинник представляет ежегодно, "АиФ - Другое кино" от окрепшего Кармен-Интерсинема, в прошлом году подаривших нам "Танцующую в темноте" и "Любовное настроение", впервые показывает ряд картин при помощи Андрея Плахова. Обе программы вполне сознательно пропагандируют условно "другое", то есть не коммерческое и не массовое, кино.

Принцип программы Шепотинника - показывать те фильмы, которые вряд ли могут рассчитывать на широкий прокат, и судьба которых - кинотеатры вроде "35 мм" (симптоматично, что там и будут проходить показы "Восьми с половиной фильмов") или Музей Кино; фильмы, принципиально не похожие на модное арт-хаузное кино, собирающее достаточно большие залы людей, в принципе в кино ничего не понимающих. Именно благодаря "Восьми с половиной", например, два года назад Москва увидела "Человечность" Бруно Дюмона, так с тех пор и не вышедшую ни на видео, ни в прокат. В этом году подобная судьба, думается, постигнет "Эврику" - замечательную японскую картину, показанную к испугу публики (почти четыре часа черно-белого японского кино!) и восторгу избранных критиков в Каннах год с небольшим назад. Тогда фильм режиссера-журналиста Синдзи Аоямы получил приз международной критики ФИПРЕССИ, в то время, как его новая работа, "Пустынная луна", в этом году была разнесена в пух и прах.

"Эврика" - фильм и в самом деле удивительный, в котором странным образом держатся и темп, и ритм, хотя действие развивается очень неторопливо. Посвящен он так называемым "посттравматическим явлениям" в японском обществе. Стержень сюжета - встреча некоторое время спустя после теракта в автобусе трех выживших: водителя этого автобуса и двух подростков, брата с сестрой. Вместе они отправляются в таинственное путешествие, прихватив с собой кузена детей, студента. Параллельно неподалеку происходят серийные убийства... Одну из лучших ролей (водителя) в фильме сыграл культовый японский актер Кодзи Якусе - герой "Угря" и "Теплой воды под красным мостом" Сехэя Имамуры.

Другой режиссер-критик, социолог и исследователь, принесший (вместе с Аббасом Киаростами) мировую известность иранскому кинематографу, Мохсен Махмальбаф представит в этой программе полудокументальный фильм "Салям, синема", где показан процесс подготовки к съемкам и отбора актеров. Вектор движения в сторону документального кино, столь непопулярного среди широких масс, характерен для программ Шепотинника: на сей раз в нее включены две неигровые картины - "Море, которое мыслит" (вновь - творческая медитация, на сей раз о написании сценария) и "Нежно" Александра Сокурова - об умершем японском писателе Тосио Симао. Показательно, что во всех трех случаях речь идет не просто о документальном кино, а об осмыслении тех или иных художественных процессов.

Если же говорить о более современном типе кинематографа, то он в "Восьми с половиной" представлен таиландской картиной "Опасный Бангкок" (Таиланд - последняя мода на мировом фестивальном кинорынке), новой работой самого прославленного черного режиссера Спайка Ли "Замороченные" - сатира о телевизионном шоу-бизнесе - и "Звездной болезнью" знаменитого канадца, автора "Иисуса из Монреаля" Дени Аркана, где пародируется мир топ-моделей. Последние картины сняты в репортажной манере, свойственной и крайне многочисленным в фестивальной программе этого года картинам "Догмы": сертификат соответствия скандальному датскому манифесту могут присвоить и еще одному фильму программы Шепотинника, "Месту на земле" Артура Аристакисяна. Любопытно, что во время Каннского фестиваля ведущая газета "Монд" уделила представленному в параллельной программе "Месту на земле" больше внимания, чем некоторым конкурсным фильмам. Картина, над которой режиссер работал в течение нескольких лет, рассказывает о жестокой и ужасной, при этом трогательной и забавной жизни колонии московских хиппи-бомжей. Сюжетная модель весьма напоминает фон триеровских "Идиотов". Колония неформалов (правда, уже семидесятников) и в центре фильма, открывающего программу, - "Вместе" шведа Лукаса Мудиссона, известного нам по лесбийско-школьной драме "Покажи мне любовь".

В программе "АиФ - Другое кино", которую представляет Андрей Плахов, примерно столько же фильмов, и сразу три "половины", то есть, короткометражки. Это "Летнее платье", "Маленькая смерть" и "Увидеть море" Франсуа Озона. Раскрученный линией "Другое кино" Озон - фигура спорная, и, между прочим, в Европе его знают и любят в первую очередь именно благодаря короткометражкам, усыпанным, в отличие от полнометражных работ, призами всевозможных фестивалей. Сразу два фильма программы носят отпечаток пресловутого фон Триера и еще более пресловутой Догмы: "Don's Plum" - молодежная черно-белая комедия, уже давняя, с Леонардо ди Каприо, которую, по слухам, достал из небытия и едва ли не перемонтировал сам Ларс, и "Итальянский для начинающих", самый успешный в прокате догма-фильм - и первый, поставленный женщиной. Рассказанная Лоной Шерфиг история обучения жителей провинции итальянскому языку понравилась и жюри Берлинского фестиваля, присудившего фильму специальный приз.

В программе "Другого кино" две японские картины, и обе экспериментальные: эротическая и жестокая "Кинопроба", нежная и авангардная "Хлоя" (свободная интерпретация "Пены Дней" Бориса Виана), а также нашумевший фильм про кубинских литераторов и гомосексуалистов - "Пока не наступит ночь" Джулиана Шнабеля. В этой картине главный аттракцион - сыгравший главную роль Хавьер Бардем, который впервые в истории испанского кино ухитрился получить оскаровскую актерскую номинацию. Наконец, особое внимание необходимо обратить на "Полено" ("Otesanek") гениального чешского аниматора-авангардиста Яна Шванкмайера (см. подробную рецензию). В результате: с высокой степенью вероятности можно предсказать, что среди программ фестиваля будет две наиболее хитовые - "Восемь с половиной фильмов" и "АиФ - Другое Кино".

Некоторые сеансы:

"Восемь с половиной фильмов"
"35 мм"

"Вместе" - 22.6 19.00
"Салям, синема" - 23.6 19.00
"Море, которое мыслит" - 24.6 19.00
"Опасный Бангкок" - 25.6 19.00
"Замороченные" - 26.6 19.00
"Звездная болезнь" - 27.6 19.00
"Место на Земле" - 28.6 19.00
"Вместе" - 29.6 19.00

"Музей Кино"
"Нежно" - 23.6 18.45

АиФ - Другое кино

"Ролан"
"Итальянский для начинающих" - 22.6 21.00; 23.6 15.30
"Кинопроба" - 23.6 21.00; 24.6 15.30
"Пока не наступит ночь" - 24.6 21.00; 25.6 15.30
"Хлоя" - 25.6 21.00; 26.6 15.30
Три фильма Франсуа Озона - 26.6 21.00; 27.6 15.30
"Полено" - 27.6 21.00; 28.6 15.30
"Don's Plum" - 28.6 21.00; 29.6 15.30


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Антон Долин, Cinema-42: Правила боя и бои без правил /13.06/
В последнее время значение понятия "боевик" активно переосмысляется; происходящие мутации можно исследовать на примере двух выходящих в российский прокат блокбастеров: "Сквозные ранения" и "Искусство войны".
Антон Долин, Cinema-41: Они взяли кассу /05.06/
К российским премьерам американских блокбастеров "Дети шпионов" и "Перл Харбор". Помните одно: такие фильмы сделаны только для того, чтобы вы платили за них свои деньги.
Антон Долин, Cinema-40: Египетские горки /29.05/
Дилогия Стивена Соммерса, "Мумия" и "Мумия возвращается" - наглядная демонстрация двух болезней голливудского кино: римейков и сиквелов. Мумии гоняются за омнибусом, дирижабль убегает от живого водопада, археолог оказывается реинкарнацией Нефертити: есть над чем поглумиться. Только стоит ли?
Антон Долин, Cinema-39: Песни нашего века /22.05/
"Песни со второго этажа" - не история гибели человечества и не история гибели культуры; это зарисовки о гибели цивилизации. То есть явления, зародившегося в Европе - если не географически, то идейно. Смерть цивилизации, гибель Европы для Андерсона - не сюжет, а ситуация. Или ряд ситуаций, вариаций на тему, в результате складывающихся в фильм. В тумане остается лишь смысл названия.
Антон Долин, Cinema-38: Запах женщины /17.05/
К выходу на экран фильмов "Человек, который плакал" и "Осень в Нью-Йорке".
предыдущая в начало следующая
Антон Долин
Антон
ДОЛИН
Кинообозреватель "Ежедневной газеты"
dolin@gzt.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:


Арт-хаус-линия 'Другое кино'
Эхо Каннского фестиваля-2000
Arthouse.ru




Рассылка раздела 'Кино' на Subscribe.ru