Русский Журнал / Обзоры / Кино
www.russ.ru/culture/cinema/20010803_bar.html

Кино на ТВ 6 - 12 августа
Екатерина Барабаш

Дата публикации:  3 Августа 2001

Сразу советую настроиться на то, что "открытий чудных" сия неделя нам не готовит. Неплохие фильмы попадутся, скучать не придется, но истинные киноманы могут спокойно вечерами не прикасаться к пульту.

Фильм "Железная маска" (ТВЦ, 20.50) видели, наверное, все. Так же, как все, наверное, любят Жана Марэ - актера, что называется, без страха и упрека. Хотя, положа руку на сердце, - очень средним актером он был. Обаяние - да, умные глаза - безусловно. Плюс несомненная удача. Видимо, иногда этого бывает достаточно, чтобы стать одним из известнейших актеров всех времен и народов. Вот напарник Марэ по "Железной маске", Жан Рошфор, - актер, безусловно, более тонкий и многогранный, с равным успехом играющий подонков в комедиях вместе с Ришаром - и благородных джентльменов.

На ТВ-6 в 19.40 рождается очередной новый сериал - "Шпионские игры". То есть не такой уж он и новый - 1997 года, но закупили только-только. В фильме 13 серий (самое то для шпионского фильма), а о чем он повествует, думаю, объяснять не надо. ТВ-6 вообще не тот канал, от которого следует ожидать хорошего кино. Ну, раньше еще было понятно - молодежно-попсовый аполитичный канал. Думалось, что с приходом части команды НТВ мы станем свидетелями "интеллектуализации" шестого канала. Напрасные надежды.

Хотя сериал, которой в этот же день явится на этом же канале в 21.40 - "Последний дон" - вполне приличный. Немного напоминает "Крестного отца" - такая же романтизация бандитов. Недавно эта мода докатилась и до нас - не зря у нас что ни сериал, так обязательно про бандюг, да еще с налетов робингудовщины - "Бандитский Петербург", "День рождения Буржуя" и пр.

А НТВ тоже по части сериалов без дела не сидит и в понедельник в 22.50 запускает минисериал "Шейх Бадияр по прозвищу "Пират". Главный герой - арабский принц, скрывающий тайну своего рождения. Принца играет красивый итальянец Франко Неро, чьи глаза - даже при его преклонном возрасте - не утратили своей голубизны. Красивый актер, красивый фильм. После "Криминала" и не такое смотреть будешь с удовольствием.

Не шедевр, конечно, но довольно забавная черная комедия на СТС в 21.00 - "Окраина" с Томом Хэнксом в главной роли. Вообще-то, это одна их самых малоизвестных его ролей, но человек, который два раза подряд получил "Оскара", чего-то да стоит. Прецедент был только единожды - в начале 30-х американский актер Спенсер Трейси тоже два года подряд получал золотую статуэтку.

Вторник озарен великим Бунюэлем - на канале "Столица" в 22.25 его последний фильм "Смутный объект желания". Кто не видел - очень настоятельно рекомендую. Последняя работа классика мирового кино - веселая, задиристая, мелодраматичная и насквозь метафоричная картина, выстроенная по-бунюэлевски оригинально. Чего стоит только, например, "раздвоение" женщины, того самого смутного объекта желания, о котором повествует попутчикам в поезде элегантный старик-граф - один из любимых бунюэлевских актеров Фернандо Рей, снимавшийся у него и в "Виридиане", и в "Скромном обаянии буржуазии". У Бунюэля женщина предстает в двух ипостасях - ангел и дьявол - и играют их две разные актрисы - Кароль Буке и Анхела Молина. Кто, кроме великого испанца, мог придумать такое?

Француза Клода Зиди тоже можно в определенном смысле считать классиком, но совсем в другом жанре, на совсем другом уровне. Зиди прославился как мастер пустых комедий, за что неоднократно был обруган высоколобой критикой - мол, такие фильмы, как "Он начинает сердиться", "Придурки", "Придурки на каникулах", "Не упускай из виду", ничего, кроме смеха ради смеха, не дают. Действительно, типично площадной юмор. Но фильм, который во вторник в 21.40 покажут на ОРТ, - "Крылышко или ножка" - скорее сатирический, нежели просто шутовской, содержащий обличительные элементы, высмеивание французского общества за коррупцию, взяточничество. Патриот французской кухни в исполнении Луи де Фюнеса вступает в борьбу с предприятиями общественного питания. Все довольно кондово, но моментами очень смешно. Пожалуй, во вторник больше смотреть и нечего.

В среду неплохой фильм на РТР в 23.40 - "Иштар". Двое друзей, сочинители песен, становятся невольными свидетелями шпионской операции в Северной Африке. Картина забавная, хотя ум не тревожит, и актеры замечательные - Дастин Хоффман, Уоррен Битти, Изабель Аджани. Примечательно, что все песни к фильму (а их там видимо-невидимо) писал Уоррен Битти, который, как известно, на все руки мастер - и актер, и продюсер, и певец, и композитор, и по части женщин мастак.

А вот еще романтизация бандитов - боевик "Готти" на ОРТ в 0.15, о теневом крестном отце. Кому не спится - можно и посмотреть, особенно привлекателен старый, но по-прежнему мужественный мексиканский американец Энтони Куинн.

Все-таки доброе дело делает РЕН-ТВ, показывая старое-престарое кино с актерами-легендами. Понятно, что такое кино не может быть кассовым, потому и показывают его в 12.05 и 1.45, самое "непраймовое" время. Но кто хочет - найдет возможность посмотреть. В среду, например, - вестерн "Человек с равнины". Тут вам и шериф, и индейцы, и несчастная любовь, и счастливая любовь, и легендарный красавец Гэри Купер в главной роли. Где еще его увидишь?

Очень смешной анахронизм на "Столице" в 22.25 - комедия "За витриной универмага", фильм 1955 года. Из названия ясно, что за витриной универмага не все чисто. И то верно - там гнездо спекулянтов, пытающихся подкупить заведующего отделом готового платья, который отказывается принимать некачественные изделия швейной фабрики. Думается, тем, кто не чужд кино, такие фильмы иногда стоит смотреть - хотя бы для того, чтобы вспомнить, как тогда жили и как снимали.

В четверг просто страшно смотреть в программу - какие-то сплошь "смертельные" названия - триллер "Тихо умереть" (ТВЦ, 0.20) о жестоких нравах кино, где исполнительница главной роли должна умереть по-настоящему, таково требование жутковатых продюсеров; "Тень смерти" (ТВ-6, 23.55) - о череде загадочных убийств в маленьком городке; "Слепая ярость" (РТР, 20.50) - об ослепшем на вьетнамской войне человеке, который ничего не может простить и продолжает жить, как воевал, - со слепой яростью в душе. Филипп Нойс, режиссер картины, надо сказать, умеет держать зрителя в напряжении от первой до последней минуты.

На ОРТ в 0.15 - дурацкая комедия с Пьером Ришаром "Невпопад". Пожалуй, это слово больше всего и подходит к героям Ришара - все всегда невпопад. Только непонятно, какого черта показывать такое кино в полночь. Ей-богу, ни эротики, ни кровавого насилия, ни философских размышлений в духе Годара там нет.

Если не хотите глупой комедии с Ришаром, можете посмотреть, к тому же существенно раньше, глупую комедию с Питером О'Тулом и Мэри Хемингуэй "Творец" (М1, 22.00). О'Тул долго держал репутацию интеллектуального актера, но после картины "Как украсть миллион" выяснилось, что, кроме благородной интеллектуальной внешности (которая, кстати, достаточно обманчива - его сложные отношения с зеленым змеем хорошо известны), актер обладает и комедийным шармом. В "Творце" он играет ученого, до такой степени любящего покойную жену, что взялся создать ее копию. Теперь это, очевидно, назвали бы клонированием, но фильм снимался 15 лет назад.

В пятницу некоторый интерес представляет французское кино. На НТВ в 19.50 - сто пятьдесят раз показанный "Ас из асов" с хитроумным жилистым Бельмондо, который играет тренера, вывозящего свою команду на Олимпийские игры в фашистскую Германию, где заодно помогает евреям. Короче, ас на все руки.

А на ТВЦ завели небольшую рубричку "Пять встреч с Клодом Лелушем" - и во первых строках рубрички покажут малоизвестный его фильм "За нас двоих", криминальную мелодраму о том, как преступник бежит из тюрьмы и в доме, где он прячется, встречает свою любовь в виде Катрин Денев. Вообще-то, не очень разумно для первой из пяти встреч с интереснейшим режиссером выбирать именно этот, не самый заметный его фильм. К тому же не очень понятно, кто отважится на встречу в 1.15. Не успеешь оглянуться - вставать пора. Понятно, что телевидение - предприятие коммерческое, но иногда кажется, что оно просто поставило перед собой задачу сделать все, чтобы отвадить людей от настоящего кино.

Ради разнообразия обратим внимание на наш, российский фильм - "Живая мишень" - на РТР в 20.50. Сделаем это ради того, чтобы, во-первых, еще раз огорчиться - надо же, какую лабуду показывают в прайм-тайм, и во-вторых, с печалью отметить, что Александр Абдулов, который играет здесь главного героя - спецагента, приехавшего в провинциальный городок бороться с мафией (ну-ну), все-таки совершенно неправильно используемый актер. Положительные роли мужественных интеллектуалов - не его епархия. Единственный, пожалуй, кто находил этому актеру верное применение, - это Марк Захаров, рассмотревший в Абдулове приличный комедийный талант и использовавший его в "Формуле любви", "Том самом Мюнхгаузене".

А вот еще сериал подоспел - на ТНТ начинается криминальная многосерийка "Человек из группы "Альфа" (21.30). "Альфа" - это вовсе не наша известная "Альфа", а немецкая. И фильм тоже немецкий, что занятно - немецкое кино показывают нам редко, ну разве что инспектором Дерриком побалуют. В этом же фильме главный герой - не полицейский в прямом смысле слова. Вернее, он бывший полицейский, который потерял зрение в результате автокатастрофы, а теперь помогает полицейскому управлению в качестве психолога и, основываясь исключительно на психологии, распутывает преступления. Такая вот немецкая незрячая Настя Каменская в штанах. Хотя Насте Каменской еще учиться и учиться до Тома Лешека.

Родителям, имеющим детей-подростков, прямой смысл задержаться у телевизора до 0.55 - в это время на "Столице" один день из жизни манхэттенских тинейджеров под названием "Детки". У нас хоть и не Манхэттен, но подростковые проблемы не знают географии, и в 15 лет детки пьют не только кока-колу, а презервативы используют не только для надувания.

В субботу кино много, но особо остановить взгляд не на чем. На ТВЦ в 23.55 - красивейший фильм Жан-Жака Бенекса, таланливейшего французского режиссера, "Луна в сточной канаве" с Жераром Депардье и Настасьей Кински в главных ролях. Картина о портовом грузчике, который вот уже несколько лет ищет убийцу своей сестры. Его серая и тревожная жизнь на миг озаряется прекрасной дамой, приехавшей в его городок на роскошном лимузине. Внезапная любовь освещает его муторное существование, как освещает луна сточную канаву. Фильм настолько красивый, настолько эстетский, что больше ничего о нем сказать нельзя. Режиссер явно заигрался в постмодернизм, забыв о проблемах, характерах, драматургии. И несмотря на то, что первый фильм Бенекса "Дива" собрал огромную кассу и прославил имя начинающего режиссера, "Луна в сточной канаве" в прокате провалилась. Мораль: больше думай о деле, меньше увлекайся мишурой.

На РТР в 20.35 - ас из асов режиссуры Джон Шлезингер с одной из своих новых картин "Лучший друг". Эбби (Мадонна) и Роберт (Руперт Эверетт) дружат много лет. Обоим нравятся мужчины, что только способствует укреплению дружбы. Но в один прекрасный день оба проявляют непомерное усердие по части алкоголя и оказываются в одной постели. Роберт на момент забывает об ориентации. Утром он вспоминает о ней, но уже поздно - дамочка забеременела. Так стопроцентный гомосексуалист становится отцом. Вот такой концептуальный фильм периода гомосексуальной революции: можно, оказывается, быть "голубым" - и при этом оставаться настоящим мужчиной. Надо сказать, что Шлезингер из тех режиссеров, что тонко чувствует веяния времени и очень точно отражают их в своих картинах. "Лучший друг" - тому подтверждение, хотя для серьезного режиссера, коим является Шлезингер, фильм мелковат.

Триллер "Ближайший родственник" (НТВ, 19.40) имеет смысл смотреть тем, кто любит крутые боевики и красивых мужчин. Крутизны здесь достаточно, ибо простая семья берется мстить настоящим гангстерам за убийство родственника, а красивых мужчин как минимум двое - Патрик Суэйзи и Алек Болдуин.

А любителям классического детектива на ОРТ в 18.50 явится умница мисс Марпл в фильме "Отель "Бертрам" по роману Агаты Кристи. Хороший, добротный, классический детектив - скорее для людей старшего поколения.

Очень симпатичный фильм на М1 в 23.50 - "Техника супружеской измены" режиссера Кристины Паскаль, покончившей с собой в сорок три года, вскоре после этого фильма. Вроде ничего особенного в картине нет, просто живет в Париже молодая пара, то хорошо живет, то плохо. А смотреть интересно, потому что Паскаль удалось перенести на экран жизнь, что называется, в натуральную величину. Это удается далеко не всем.

Воскресный эфир сулит два по-настоящему хороших фильма - "Калину красную" (ОРТ, 21.40) и "Обыкновенные люди" (НТВ, 12.55). О первом, наверное, не имеет смысла говорить - вряд ли "Калина красная" нуждается в рекламе. Что касается "Обыкновенных людей", то фильм в некотором смысле примечательный. Это первый режиссерский опыт Роберта Редфорда, получивший с ходу четыре "Оскара" - за лучший фильм, лучшую режиссуру, оригинальный сценарий и роль второго плана. В благополучной семье гибнет старший сын. Младший, снедаемый чувством вины и комплексами, пытается покончить с собой. Его усиленно и безуспешно лечат, не понимая, что вылечить нельзя, что его комплексы - это не болезнь, это невероятная тонкость и ранимость души. Но большинство людей тонкость и ранимость предпочитают не замечать даже у близких людей. Редфорд словно вывернул наизнанку среднестатистическую американскую семью, показав, насколько мы отчуждены друг от друга, насколько равнодушны, сколько сора скопилось за фасадом благопристойности. Пожалуй, на воскресенье и хватит.