Русский Журнал / Обзоры / Кино
www.russ.ru/culture/cinema/20010813_bar.html

Кино на ТВ: 13 - 19 августа
Екатерина Барабаш

Дата публикации:  13 Августа 2001

Сразу предупрежу: истинному ценителю истинного кино, синоним которому искусство, а не шоу-бизнес, на этой неделе перед телевизором особо делать нечего.

Исключение, пожалуй, есть смысл сделать для фильма "Масло Лоренцо" (СТС, 21.00), да и то тем только, кто готов всплакнуть на ночь глядя. История душераздирающая: родители узнают, что их сын смертельно болен. Узнав, что помочь ему практически нельзя, но надеясь в будущем помочь другим больным этой же болезнью (название выговорить невозможно), они решают испытать новый препарат на собственном ребенке. Фильм снял австралийский режиссер Джордж Миллер, а в главных ролях он занял очень хороших актеров Сьюзен Сэрэндон и Ника Нолта.

Примерно в это же время, в 21.15, на ТВЦ - опять Жан Марэ, на сей раз в главной роли в авантюрном фильме по роману Эжена Сю "Парижские тайны". Очень мило.

На НТВ опять затеяли очередной мини-сериал. В течение четырех дней после десятичасовых "Сегодня" будем наблюдать душевные страсти в фильме "Любовник леди Чаттерлей", экранизацию скандального романа Лоуренса, в свое время даже запрещенного в Великобритании. Любовное наваждение охватило леди Констанс. После того, как она поняла, что не будет удовлетворена только жалостью к своему наполовину парализованному мужу, лорду Клиффорду, она очарована Оливером Меллорсом, местным лесничим. В главной роли - Шон Бин, в роли режиссера выступил Курт Рассел, больше известный как голливудский актер. Кстати, не путайте этот фильм с другой экранизацией - в 1981 году был еще один "Любовник леди Чаттерлей", где главную роль играла Сильвия Кристель, сильно подпортившая себе репутацию серьезной актрисы исполнением роли главной нимфоманки мирового кинематографа Эмманюэль.

Во вторник на НТВ заканчивается сериал "Поющие в терновнике" (20.05), прелестная сага об истории австралийской семьи и вселенской любви. Самый момент всплакнуть, ибо сын героини гибнет, и только после его смерти Мэгги рассказывает Ральфу, который к тому времени стал кардиналом, что ее сын был ко всему прочему и его сыном. Что может быть нелепее кардинала с детьми?

А на ОРТ свой маленький праздник, тоже мини-сериал - "Зимняя вишня" в 19.45 - живой пример того, как надо уметь вовремя остановиться. Из милой односерийной мелодрамы сделали растянутую, скучную, неправдоподобную мыльную оперу. И уже Елена Сафонова не так хороша, и Виталий Соломин выглядит полным дураком, которого не то что любить, а на порог пускать не захочется.

Для любителей крутизны мужественный рейнджер Чак Норрис предстанет в фильме "Ликвидатор" (РТР, 20.50) полицейским и руководителем банды одновременно. Закручено лихо, драк больше, чем разговоров, очень похоже на все, что мы видели раньше.

Не сомневаюсь, что многие предпочтут норрисовские мускулы здоровому смеху, который обеспечит "Большая прогулка" на ОРТ в 21.40 (в среду в то же время - вторая серия). Жерар Ури, режиссер картины, славен тем, что сделал в свое время установку на "тандемные" фильмы. Он правильно рассудил, что гораздо смешнее, когда комики действуют в паре, дополняя один другого, и начал проводить свою идею в жизнь. Так возникли тандемы Луи де Фюнес - Бурвиль ("Большая прогулка"), Бурвиль - Бельмондо ("Мозг"), Луи де Фюнес - Ив Монтан ("Мания величия"), Пьер Ришар - Виктор Лану ("Побег"). Согласитесь, этот незатейливый метод целиком себя оправдал, хотя Ури, как и его коллегу и конкурента Клода Зиди, частенько упрекали в том, что они потакают самым низким вкусам обывателей. Действительно, потакали. Но смешно. А другие не потакают - и не смешно.

Кстати, о тандемах. "Вдова Кадер" (Столица, 22.25) - пожалуй, не самый известный фильм Алена Делона и не самый заметный в карьере Симоны Синьоре. И это обидно, потому что актеры составили великолепную пару. Она - пожилая деревенская женщина, он - нахальный городской красавчик, которому героиня дала временный приют. Сложные, запутанные, интересные отношения. Игра актеров виртуозна!

Те, кто считают Стивена Спилберга великим режиссером, могут припасть к своему любимцу в 21.00 на СТС, где покажут одну из его слезливых мелодрам в стиле "Рядового Райана" - "Навсегда". Это римейк известного старого фильма "Парень по имени Джо". Этот самый парень по имени Джо, пилот пожарной службы, гибнет, спасая жизнь другу. Хорошо хоть, что не целый взвод, как в "Райане".

В среду в 19.45 на М1 - подарок фанатам Виктора Цоя, фильм казахского режиссера Рашида Нугманова "Игла" о благородном парне, который пытается спасти подругу от наркомании, за что получает ножом в живот. Фильм снят в самый разгар перестройки, когда только-только стало возможным признавать наличие отдельных случаев наркомании в Советском Союзе, и картина тогда "прозвучала". Хотя если бы режиссеру не пришла в голову остроумная мысль снять в главной роли культового Цоя, еще неизвестно, насколько бы тогда прозвучала "Игла". Фильм, в общем-то, очень схематичный, довольно выпендрежный, режиссер явно пытается найти новые формы, однако кроме обильного цитирования Годара ничего не находит.

Очень симпатичный английский фильм на РТР в 23.40 - "Кутерьма" о закулисной жизни оперетты. Много музыки, красивых опереточных див, два друга, опереточных деятеля. Один из них процветает, другому фатально не везет. Грустная и красивая драма с комедийными вкраплениями.

Темной ночью, в 0.20, в эфире ТВЦ опять появится Клод Лелуш с сугубо эстетским фильмом "Те и другие" о музыке и евреях. Несмотря на то, что в фильме снялись (причем в сложных и интересных ролях) хорошие актеры - Робер Оссейн, Фанни Ардан, Даниэль Ольбрыхский, фильм не стал событием не только французского кино, но и режиссерской карьеры Лелуша.

Если Лелуш вам не понравится с самого начала, а спать еще не хочется, в 0.40 можно переключиться на ОРТ, где, возможно, вас усыпит "Ночь охотника" - скромный триллер про скромного американского работягу, который до того хороший семьянин, что решается на ограбление магазина, чтобы помочь семье вылезти из материальной дыры. Получается неудачно - героя смертельно ранят, а перед этим он прячет деньги. Дальше, разумеется, начинаются их поиски.

Четверг тоже ничем особо не примечателен. Разве что два славных старых фильма - "Приветствия" Брайана Де Пальмы (Столица, 22.25) и "Комната епископа" Дино Ризи (РЕН-ТВ, 0.45). "Приветствия" относятся к тому короткому начальному периоду в творчестве Де Пальмы, когда он снимал комедии. Впрочем, их всего-то было, кажется, три, не больше. "Приветствия" - одна из них, причем с сильным оттенком политической и социальной сатиры. Одну из первых своих ролей в этой картине сыграл Роберт де Ниро, который входит в круг любимых актеров Де Пальмы. Очень скоро режиссер понял, что комедии не принесут ему мировой славы, и взялся за "саспенс". Наверное, вполне справедливо его называли единственным наследником великого Хичкока - только Де Пальме после Хичкока удавалось создать атмосферу подлинного страха и тревоги. Жаль, что в последнее время режиссер сильно коммерциализировался и стал снимать слабенькие триллеры, не имеющие ничего общего с его замечательными старыми лентами в стиле Хичкока - "Убийство а ля Мод", "Кэрри", "Сестры", "Ярость".

"Комната епископа" - славная мелодрама с комедийным уклоном розового неореалиста-итальянца Дино Ризи с совсем еще молоденькой Орнеллой Мути и одним из лучших итальянских актеров Уго Тоньяцци.

На том же РЕН-ТВ пораньше, в 21.30 очень странный фильм Василия Пичула "Небо в алмазах". На любителя, что называется. Писатель-бандит в исполнении Николая Фоменко два часа мыкается на экране с каким-то чемоданом, так и не дав ответа на вопрос: "Что же, собственно, тут происходит?" Лично я три раза пыталась вникнуть - не получилось. Четвертый что-то не хочется.

Стопроцентно классический боевик "Жажда смерти-4. Наказание" поджидает на ОРТ в 23.45. Полицейский-одиночка - Чарльз Бронсон вступает в борьбу с наркомафией и расправляется с ней как нечего делать, хотя лет ему явно немало. Сколько бедный Бронсон пытался играть где-нибудь еще, кроме боевиков - нулевой результат. Видно, ему на роду написано играть честных одиноких полицейских и крутых стариков.

Но Ван Дамм, пожалуй, покруче будет. Во-первых, помоложе, во-вторых, единоборствами владеет. Что и позволяет ему в одиночку (как они в Америке любят справляться с бандитами в одиночку!) уложить целую банду в фильме "Инферно" (РТР, 20.50).

Пятница обрушивает на нас такое количество боевиков, триллеров и несмешных комедий, что устанешь перечислять. Да и нет нужды перечислять все. Зато не мешало бы посмотреть в 22.25 на канале "Столица" картину Ларисы Шепитько по сценарию Геннадия Шпаликова "Ты и я", существенно пострадавшую в свое время от цензуры. Это должен был быть фильм-исповедь, фильм-крик о фатальной невозможности человека бороться с самим собой, об измене самому себе. Куда там! Шепитько, идеалы которой складывались в 60-х, была совершенно не ко двору в 70-е. Ленту искромсали почти до неузнаваемости, однако остался неожиданно блестящий Юрий Визбор, который поначалу планировался как второстепенный персонаж, и Леонид Дьячков - два врача, изменившие своему делу, своему призванию.

Поздно ночью, в 0.45, - мелодрама из жизни Вьетнама конца 20-х. Думаете, скукотища? Ничего подобного. Жан-Жак Анно, один из крупнейших французских режиссеров, скучных фильмов не делает. Его, правда, долго не хотели признавать, картины проваливались одна за другой, но феерический успех фильмов "Битва за огонь" и "Имя розы" мгновенно разогнали все обиды, накопленные за долгие годы невнимания. Несколько лет подряд Анно снимал только экранизации, словно из авантюрного интереса выбирая произведения, которые на первый взгляд экранизации вообще не поддаются. Одной из таких экранизаций стал фильм "Любовник" по роману Маргерит Дюрас о страсти нежной между 15-летней француженкой и 30-летним китайцем. Очень трогательное кино.

Почти такое же трогательное, как "Слезы под дождем" (ОРТ, 0.15) с Шарон Стоун в главной роли. Это был еще тот период до "Основного инстинкта", когда Стоун снималась во всякой лабуде, среди которой "Слезы под дождем" - вещь очень даже ничего. В течение всего фильма девушка пытается выполнить последнюю просьбу матери - передать ее письмо лорду Ричарду Брэдону. Для этого мадемуазель отправляется в Лондон и влипает в массу слезоточивых ситуаций. А лорд оказывается... Впрочем, хватит.

И в субботу толику неплохих фильмов урвать можно. Как всегда, занятен старый фильм Джоэла Коэна "Просто кровь" (ТВЦ, 0.10) - о том, как рогатый муж нанимает частного детектива, чтобы выследить любовника жены. Жену играет жена Коэна - Фрэнсис Макдормэнд, которую режиссер охотно и вполне успешно снимает в собственных фильмах. Отчасти благодаря мужу, Макдормэнд признана одной из самых интересных американских актрис, а за небольшую роль в его же фильме "Фарго", написанную специально для нее, - беременной женщины-шерифа - получила Оскара.

На ОРТ в 23.30 - один из самых незаметных фильмов Френсиса Форда Копполы "Благодетель". Впрочем, после "Крестного отца" и "Апокалипсиса сегодня" Коппола больше не делал слишком заметных фильмов, хотя того же "Благодетеля", безусловно, ерундой не назовешь - хотя бы потому, что Коппола полную ерунду снимать не может априори. Сюжет полудетективный - судебная тяжба между парочкой юристов и страховой компаний. Актеры - как на подбор: Денни де Вито, Микки Рурк, Мэтт Деймон.

В воскресенье, щадя здоровье читателя, как всегда, советую смотреть как можно меньше - только то, без чего нельзя обойтись. В грядущее воскресенье жизнь словно сама толкает на природу, из дома, прочь от телевизора. Конечно, есть исключения вроде "Калины красной", но, учитывая тот факт, что ее показывают каждую неделю, воздержимся от рекомендаций. Остановимся, пожалуй, на одном, сугубо воскресном фильме, к тому же имя режиссера более чем звездное - Дэвид Линч. "Дюна" - экранизация фантастического бестселлера Фрэнка Херберта, наивная фантастика начала 80-х. В 10 тысяч каком-то году на планете "Дюна" началась свара между межгалактическим воином и злым императором. Линч здесь - еще не тот умопомрачительно-сумеречный Линч, что является нам в "Синем бархате", "Твин Пиксе", "Шоссе в никуда". Но брутальная фантазия уже не знает удержу.