Русский Журнал / Обзоры / Кино
www.russ.ru/culture/cinema/20010829.html

Cinema-52: Конец и начало времен
Антон Долин

Дата публикации:  29 Августа 2001

К выходу на экраны американских фильмов "Парк Юрского Периода 3" и "Эволюция"

С наступлением апокалиптического периода меж двух столетий некоторые темы стали появляться в новых фильмах все более навязчиво, порой достигая апогея. Так это случилось с двумя кинематографическими мифами, каждый из которых ставит под вопрос право человека на звание "царя природы": инопланетное нашествие и возвращение динозавров. Рядом с высокоразвитыми и агрессивными пришельцами, а также мощными рептилиями - хомо сапиенс представал избалованным, слабым, порочным и обреченным на скорое исчезновение. Эти мифы нашли наиболее яркое и завершенное (на сегодняшний день) выражение в двух фантастических хитах голливудского проката, вышедших на российские экраны в течение короткого временного промежутка: "Эволюция" и "Парк Юрского Периода 3".

Инопланетную тематику уже пытался похоронить - на волне разнообразных "Контактов" и "Пришествий" - Тим Бертон в виртуозной и исключительно циничной пародии "Марс атакует!". Однако интерес рода человеческого к паранормальным явлениям из космических сфер необорим, доказательством чего на протяжении последних лет остаются "Секретные материалы". На них, с их характерной псевдонаучностью, и ополчился собрат Бертона по разуму Айван Райтман ("Охотники за привидениями"). Причем, в отличие от коммерческой сказки "Люди в черном", здесь пародия столь изящно соседствует с искренней фантазией, что наивный зритель способен получить удовольствие от лицезрения разнообразных монстров - даже не задумываясь о коварных замыслах создателей фильма. Человек же повнимательней насторожится уже на первых кадрах, увидев в главной роли вышедшего из игры Фокса Малдера: Дэвид Духовны на сей раз исполнил роль университетского биолога, в прошлом - сверхсекретного и крайне незадачливого консультанта Пентагона. И привычное для любителей "Икс-Файлсов" предостережение из уст Духовны: "только держись подальше от правительства" - значит всего лишь то, что бедолага боится обнародования обстоятельств своего увольнения. Ученые вообще показаны в "Эволюции" не с лучшей стороны - что Духовны, демонстрирующий оторопевшим зрителям свою голую задницу, что Джулианна Мур, нынешняя помощница глуповатых генералов, спотыкающаяся, падающая и все роняющая на каждом шагу. Хорошая парочка, так же, как и их партнеры: чернокожий геолог, озабоченный лишь получением Нобелевской премии да контактами с университетской женской баскетбольной командой, и идиот-пожарный, тщетно мечтающий сдать экзамен и тушить пожары по-настоящему.

Характерная особенность подобных фильмов - небольшое сообщество представляющих различные возрастные и социальные категории центральных персонажей. В "Парке Юрского периода 3" это вновь лидер - человек науки (палеонтолог Адам Грант, уже известный поклонникам двух первых "серий"), его помощник и "просто люди" - разведенная пара, отправившаяся на запретный остров искать пропавшего там при странных обстоятельствах сына. Есть еще несколько статистов с крепкими мускулами и ружьями, которых, как положено по канонам жанра, съедают в первую очередь; поэтому их в список включать ни к чему. Здесь ироническая составляющая практически отсутствует, но поляризация вполне очевидна: двое ученых-специалистов - и двое людей, объединенных не исследовательской, а человеческой задачей. Или, чуть конкретнее: хладнокровный палеонтолог, знакомый в основном по ролям антагонистов Сэм Нил, - и незадачливый владелец магазина "Керамическая плитка" Уильям Мейси, более известный по роли аналогичного бедолаги, торговца автомобилями из "Фарго". Ученый и человек. Воплощения двух сторон зрительского интереса к подобным картинам - "а как бы я справился на их месте?" и (уже где-то на задворках подсознания) - "а вдруг такое случится на самом деле?". Однако апокалиптическая составляющая касается всех, и посему застит научную: во всех трех частях "Парка" выражено как минимум недоверие к "научным" методам клонирования динозавров, а создатели "Эволюции" откровенно насмехаются над наукой, превращая в смертельное оружие против пришельцев шампунь из популярной рекламы. Что не мешает расценивать обе картины как пропаганду научного метода в целом. Это позитивно, но это не самое важное.

Далеко не главные герои - даже в исполнении самых лучших актеров - становятся основным аттракционом и в "Эволюции", и в "Парке". Да и не компьютерные эффекты тоже. И то, и другое лишь средства, а подлинная цель - показать зрителю альтернативный путь развития, который его, зрителя, как и всех остальных представителей человечества, вовсе не учитывает. Вот в чем сила идеи: доказать, что инопланетяне куда лучше приспособляются к любым условиям и проходят занявший у землян тысячелетия эволюционный путь за считанные дни. Или что динозавры, если бы не естественные катаклизмы, могли бы стать на Земле доминирующим видом. А сейчас история обманута, гигантские рептилии вернулись, и как знать, что ждет всех нас. Эту методу использовал еще Лавкрафт: пугал, вполне убедительно показывая, что были на нашей планете цивилизации еще до нас и стоит им вернуться, как всем нам не поздоровится. В обоих случаях идет отсылка к началу времен: переигрывается ситуация зарождения жизни на Земле, и каждый раз человек проигрывает: или вполне реалистичным, способным напугать, динозаврам, или пародийной и исключительно комичной вершине инопланетной цивилизации - огромной заднице. Какая разница? Отсюда и необходимые ученые, носители передовых научных методов, живое воплощение авангарда человеческой цивилизации, в результате способные в лучшем случае обмануть противника, перехитрить его, но никак не одолеть в честном бою. Тем любопытней смотреть, как доводит этот тезис до сведения жующих попкорн дурачков в зрительном зале верный ученик Спилберга Джо Джонстон, искренне верящий в чудеса альтернативной истории со времен "Джуманджи", или пройдоха Айван Райтман, для которого ничего святого не осталось и которому что привидения, что инопланетные монстры - один черт, лишь бы выглядело страшно и смешно. Средства разные, идея одна, и сугубо развлекательный характер обоих фильмов этого факта не меняет.

И вот она, эта идея. Смотреть на инопланетян или на динозавров на экране - веселей некуда. Практически - лучшее из возможных развлечений. Какие они забавные и так похожи на настоящих, подумать только! Штука в том, что настоящих никто из зрителей в реальности не видел. А когда увидит, будет поздно, и никто не поймет, что сам сейчас смотрится со стороны куда смешнее героев "Парка Юрского периода" или "Эволюции". Но юмор ситуации оценить будет некому. Кроме разве что динозавров. Или инопланетян.