Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Кино < Вы здесь
Cinema-52: Конец и начало времен
Дата публикации:  29 Августа 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

К выходу на экраны американских фильмов "Парк Юрского Периода 3" и "Эволюция"

С наступлением апокалиптического периода меж двух столетий некоторые темы стали появляться в новых фильмах все более навязчиво, порой достигая апогея. Так это случилось с двумя кинематографическими мифами, каждый из которых ставит под вопрос право человека на звание "царя природы": инопланетное нашествие и возвращение динозавров. Рядом с высокоразвитыми и агрессивными пришельцами, а также мощными рептилиями - хомо сапиенс представал избалованным, слабым, порочным и обреченным на скорое исчезновение. Эти мифы нашли наиболее яркое и завершенное (на сегодняшний день) выражение в двух фантастических хитах голливудского проката, вышедших на российские экраны в течение короткого временного промежутка: "Эволюция" и "Парк Юрского Периода 3".

Инопланетную тематику уже пытался похоронить - на волне разнообразных "Контактов" и "Пришествий" - Тим Бертон в виртуозной и исключительно циничной пародии "Марс атакует!". Однако интерес рода человеческого к паранормальным явлениям из космических сфер необорим, доказательством чего на протяжении последних лет остаются "Секретные материалы". На них, с их характерной псевдонаучностью, и ополчился собрат Бертона по разуму Айван Райтман ("Охотники за привидениями"). Причем, в отличие от коммерческой сказки "Люди в черном", здесь пародия столь изящно соседствует с искренней фантазией, что наивный зритель способен получить удовольствие от лицезрения разнообразных монстров - даже не задумываясь о коварных замыслах создателей фильма. Человек же повнимательней насторожится уже на первых кадрах, увидев в главной роли вышедшего из игры Фокса Малдера: Дэвид Духовны на сей раз исполнил роль университетского биолога, в прошлом - сверхсекретного и крайне незадачливого консультанта Пентагона. И привычное для любителей "Икс-Файлсов" предостережение из уст Духовны: "только держись подальше от правительства" - значит всего лишь то, что бедолага боится обнародования обстоятельств своего увольнения. Ученые вообще показаны в "Эволюции" не с лучшей стороны - что Духовны, демонстрирующий оторопевшим зрителям свою голую задницу, что Джулианна Мур, нынешняя помощница глуповатых генералов, спотыкающаяся, падающая и все роняющая на каждом шагу. Хорошая парочка, так же, как и их партнеры: чернокожий геолог, озабоченный лишь получением Нобелевской премии да контактами с университетской женской баскетбольной командой, и идиот-пожарный, тщетно мечтающий сдать экзамен и тушить пожары по-настоящему.

Характерная особенность подобных фильмов - небольшое сообщество представляющих различные возрастные и социальные категории центральных персонажей. В "Парке Юрского периода 3" это вновь лидер - человек науки (палеонтолог Адам Грант, уже известный поклонникам двух первых "серий"), его помощник и "просто люди" - разведенная пара, отправившаяся на запретный остров искать пропавшего там при странных обстоятельствах сына. Есть еще несколько статистов с крепкими мускулами и ружьями, которых, как положено по канонам жанра, съедают в первую очередь; поэтому их в список включать ни к чему. Здесь ироническая составляющая практически отсутствует, но поляризация вполне очевидна: двое ученых-специалистов - и двое людей, объединенных не исследовательской, а человеческой задачей. Или, чуть конкретнее: хладнокровный палеонтолог, знакомый в основном по ролям антагонистов Сэм Нил, - и незадачливый владелец магазина "Керамическая плитка" Уильям Мейси, более известный по роли аналогичного бедолаги, торговца автомобилями из "Фарго". Ученый и человек. Воплощения двух сторон зрительского интереса к подобным картинам - "а как бы я справился на их месте?" и (уже где-то на задворках подсознания) - "а вдруг такое случится на самом деле?". Однако апокалиптическая составляющая касается всех, и посему застит научную: во всех трех частях "Парка" выражено как минимум недоверие к "научным" методам клонирования динозавров, а создатели "Эволюции" откровенно насмехаются над наукой, превращая в смертельное оружие против пришельцев шампунь из популярной рекламы. Что не мешает расценивать обе картины как пропаганду научного метода в целом. Это позитивно, но это не самое важное.

Далеко не главные герои - даже в исполнении самых лучших актеров - становятся основным аттракционом и в "Эволюции", и в "Парке". Да и не компьютерные эффекты тоже. И то, и другое лишь средства, а подлинная цель - показать зрителю альтернативный путь развития, который его, зрителя, как и всех остальных представителей человечества, вовсе не учитывает. Вот в чем сила идеи: доказать, что инопланетяне куда лучше приспособляются к любым условиям и проходят занявший у землян тысячелетия эволюционный путь за считанные дни. Или что динозавры, если бы не естественные катаклизмы, могли бы стать на Земле доминирующим видом. А сейчас история обманута, гигантские рептилии вернулись, и как знать, что ждет всех нас. Эту методу использовал еще Лавкрафт: пугал, вполне убедительно показывая, что были на нашей планете цивилизации еще до нас и стоит им вернуться, как всем нам не поздоровится. В обоих случаях идет отсылка к началу времен: переигрывается ситуация зарождения жизни на Земле, и каждый раз человек проигрывает: или вполне реалистичным, способным напугать, динозаврам, или пародийной и исключительно комичной вершине инопланетной цивилизации - огромной заднице. Какая разница? Отсюда и необходимые ученые, носители передовых научных методов, живое воплощение авангарда человеческой цивилизации, в результате способные в лучшем случае обмануть противника, перехитрить его, но никак не одолеть в честном бою. Тем любопытней смотреть, как доводит этот тезис до сведения жующих попкорн дурачков в зрительном зале верный ученик Спилберга Джо Джонстон, искренне верящий в чудеса альтернативной истории со времен "Джуманджи", или пройдоха Айван Райтман, для которого ничего святого не осталось и которому что привидения, что инопланетные монстры - один черт, лишь бы выглядело страшно и смешно. Средства разные, идея одна, и сугубо развлекательный характер обоих фильмов этого факта не меняет.

И вот она, эта идея. Смотреть на инопланетян или на динозавров на экране - веселей некуда. Практически - лучшее из возможных развлечений. Какие они забавные и так похожи на настоящих, подумать только! Штука в том, что настоящих никто из зрителей в реальности не видел. А когда увидит, будет поздно, и никто не поймет, что сам сейчас смотрится со стороны куда смешнее героев "Парка Юрского периода" или "Эволюции". Но юмор ситуации оценить будет некому. Кроме разве что динозавров. Или инопланетян.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Екатерина Барабаш, "Киношок" с шиком, но без шока /19.09/
Честно говоря, хотелось бы побольше хорошего кино (хотя тут отборщики не виноваты - снимают в бывших республиках мало), и - да простят меня коллеги - чуть-чуть поменьше праздника. Все-таки Анапа сейчас - единственное место, где можно окинуть единым взором все постсоветское кинопространство...
Екатерина Барабаш, Шинель Юрия Норштейна /13.09/
Двадцать лет назад американские критики официально объявили "Сказку сказок" лучшим мультфильмом всех времен и народов. А в нашей новой киноэнциклопедии и имени-то такого - Юрий Норштейн - нет.
Екатерина Барабаш, Мусор от Кардена /29.08/
Cначала был фуршет, потом - новый фильм Георгия Шенгелия "Мусорщик".Пресс-конференции и фуршета за глаза хватило бы, чтобы собравшиеся поверили в высокий уровень российского кино.
Антон Долин, Cinema-50. Набоков: защитный рефлекс /14.08/
"Защита Лужина" - версия и вариант, вернее, вариация на заданную тему: шахматист, видящий мир как доску, а жизнь - как партию, пытающийся выстроить универсальную защиту. Вариация удачная, поскольку цельная, хотя и далекая от одноименного романа Набокова.
Антон Долин, Cinema-49: Каша из топора /07.08/
И "Вместе", и "Кинопроба" - развернутые гиперболы. "Вместе" - поучение почти в духе классицизма, "как себя вести, чтобы сохранить семейное счастье"; "Кинопроба" - такое же риторическое и преувеличенное предостережение от ложных надежд на это счастье.
предыдущая в начало следующая
Антон Долин
Антон
ДОЛИН
Кинообозреватель ежедневной "Газеты"
dolin@gzt.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:


Арт-хаус-линия 'Другое кино'
Эхо Каннского фестиваля-2000
Arthouse.ru




Рассылка раздела 'Кино' на Subscribe.ru