Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Кино < Вы здесь
Мусор от Кардена
Дата публикации:  29 Августа 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

В День российского кино в Госкино, как называют по старой памяти Службу кинематографии, наблюдалось большое стечение именитых гостей и журналистов. Самым именитым был министр культуры РФ Михаил Швыдкой, который произнес внушительную речь о ближайших судьбах российского кинематографа. Если верить министру и его заму Александру Голутве, очень скоро наше кино ждет светлое будущее - у киношников появятся деньги на производство картин, будет создано акционерное общество "Российский прокат", который включит в себя несколько кинотеатров-мультиплексов. Высокие чиновники поругали журналистов за то, что те без должного уважения относятся к российскому кино, полагая его худшим в мире. Ну, тут они неправы - при чем тут журналисты, коль в мировом кинематографе такого понятия, как "российское кино", попросту не существует? Чтобы это стало очевидным, достаточно пару раз съездить на крупный кинофестиваль. Есть отдельные режиссеры, которых знают за рубежом, успешно прокатывают отдельные фильмы. А в целом... Хотя, возможно, в Бенине дела с кино обстоят еще хуже.

Поговорив о высоком качестве отечественного кино, устроители праздника решили, что соловья баснями не кормят. И покормили - сначала был фуршет, потом - новый фильм Георгия Шенгелия "Мусорщик". Не покривлю душой, если скажу, что последний пункт меню был перебором, пресс-конференции и фуршета за глаза хватило бы, чтобы собравшиеся поверили в высокий уровень российского кино. Но "Мусорщик" все испортил.

Не зря, наверное, наши пращуры еще на заре цивилизации придумали разделение на жанры. Только виртуозы формы могут органично сплетать разные жанры, не рискуя попасть в лужу и заработать упрек в эклектизме. Георгий Шенгелия к таким виртуозам не относится, поэтому "Мусорщик" получился сшитым на гнилую нитку полотном, одна часть которого - любовная мелодрама, другая - криминальная драма.

В сонный провинциальный город приезжает столичная красотка (Олеся Судзиловская) на красной иномарке. Представляется журналисткой. В первый же день знакомится с местным дворником-мусорщиком (Алексей Гуськов). Между ними что-то вспыхивает, пробегает, почти случается, но никак не случится, а все тянется, тянется и тянется. Мусорщик между тем изъясняется языком выпускника Сорбонны (только по-русски, разумеется), в свободное от колки льда и сбора мусора время одевается от Кардена, выигрывает и проигрывает в казино нешуточные суммы, дружит с мэром и пишет стихи. То есть сразу ясно, что он не тот, за кого себя выдает. Девица же сначала хамит напропалую, напивается одна в гостиничном номере, берет интервью у местного банкира и совершает таинственные звонки по телефону, из которых становится ясно, что она тоже не та, за кого себя выдает.

То, что все - не те, за кого себя выдают, ясно становится сразу, поэтому очень скоро героям и режиссеру нечего делать, и девица с мусорщиком начинают испытывать сильнейшие приступы логореи.

В последние десять минут, когда изнеможение достигает предела, герои раскрывают карты. Она - "сотрудница" московской мафии, он - убийца плохих, с его точки зрения, людей. Чистильщик. Она приехала, чтобы нанять его для своей мафии киллером. В момент выяснения отношений оба пытаются ввергнуться в пучины психологии, произнося долгие и мучительные для зрителя монологи с примерным смыслом "а имеешь ли ты право вершить суд?" и "ты мелкая, бездуховная, и что ты значишь на фоне вечности?".

Всех жаль. Ивана Охлобыстина, по чьему рассказу написан сценарий. Хочется думать, что рассказ был интереснее. Жаль актеров. Олесю Судзиловскую - потому что она очень красивая и даже старается неплохо играть. В Голливуде бы за нее уж точно уцепились бы - там умеют ценить красоту, помноженную на способности. Алексея Гуськова жаль, потому что он очень старается быть обаятельным и для этого даже уверенно "косит" под Шакурова, который по молодости лет был одним из самых обаятельных советских актеров. Беда только в том, что играть им обоим нечего.

Остаются вопросы, касающиеся бытовых нестыковок. Мусорщик ведь - не профессиональный киллер. Так откуда у него деньги на казино и дорогую одежду. Он ведь "ассенизаторствует" для души, ему за это не платят. И почему он на "ты" с мэром и местной аристократией? Они ж не знают, что он людей убивает, так что какое уж тут почтение к простому мусорщику?.. Фильм, надо сказать, типично европейский. Не сочтите только это за комплимент. Ведь почему столь модно нынче в Европе азиатское кино? Да потому, что европейское кино в последние годы совершенно утратило связь с реальностью, пересняв и отработав все возможные темы, отшлифовав все формы и даже оставив далеко в истории "новую волну", на которую возлагали большие надежды. Теперь практически все западноевропейские кинематографы (исключая, пожалуй, скандинавские) принялись сосредоточенно копаться в надуманных психологических и сексуальных проблемах, выдавая это за интерес к человеческой личности.

Как оказалось, наше кино по этой части готово составить компанию западноевропейскому.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Антон Долин, Cinema-50. Набоков: защитный рефлекс /14.08/
"Защита Лужина" - версия и вариант, вернее, вариация на заданную тему: шахматист, видящий мир как доску, а жизнь - как партию, пытающийся выстроить универсальную защиту. Вариация удачная, поскольку цельная, хотя и далекая от одноименного романа Набокова.
Антон Долин, Cinema-49: Каша из топора /07.08/
И "Вместе", и "Кинопроба" - развернутые гиперболы. "Вместе" - поучение почти в духе классицизма, "как себя вести, чтобы сохранить семейное счастье"; "Кинопроба" - такое же риторическое и преувеличенное предостережение от ложных надежд на это счастье.
Екатерина Барабаш, Кино на ТВ 20 - 26 августа /17.08/
Мертвый сезон на телевидении постепенно подходит к концу. Будет и Феллини, и фон Триер, и Китано. Окончательно "оторваться" поможет "Американский пирог" - много юношеских комплексов, смешной мастурбации и наивной любви.
Екатерина Барабаш, Кино на ТВ: 13 - 19 августа /13.08/
Тем, кто готов всплакнуть на ночь глядя - "Масло Лоренцо". На НТВ опять затеяли очередной мини-сериал. Для любителей крутизны - мужественный рейнджер Чак Норрис. В воскресенье, как всегда, советую смотреть как можно меньше.
Антон Долин, Cinema-48: Праздник, который не всегда с тобой /31.07/
Кино не должно говорить о суровой реальности, которой хватает в жизни каждого из нас, оно должно поражать искусственным, волшебным, нереальным. К выходу на экраны фильма "Мулен Руж".
предыдущая в начало следующая
Екатерина Барабаш
Екатерина
БАРАБАШ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:


Арт-хаус-линия 'Другое кино'
Эхо Каннского фестиваля-2000
Arthouse.ru




Рассылка раздела 'Кино' на Subscribe.ru