Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Кино < Вы здесь
Зря оторвали стрелки у часов
В московский прокат выходит новый фильм Владимира Наумова "Часы без стрелок"

Дата публикации:  24 Сентября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

В автокатастрофе погибает крупный чиновник. Настолько крупный, что на его похоронах присутствует сам президент. Так начинается новый фильм Владимира Наумова (по сценарию Владимира Наумова, Тонино Гуэрры при участии Григория Кушнира) "Часы без стрелок". Через некоторое время к вдове (Наталья Белохвостикова) приходит журналист-фотограф (Валентин Гафт) и сообщает, что катастрофа была подстроена. Женщина, в чьей жизни, суди по всему, до того момента не было не то что крупных потрясений, но и мало-мальского разнообразия, с резвостью юной героини женского детектива бросается на поиски киллера. Для выполнения карательной миссии она выбирает когда-то профессионального киллера, а ныне держателя сыскного агентства по поиску пропавших домашних животных (Армен Джигарханян) - сам крадет, сам и возвращает за вознаграждение.

Завязка вроде бы сулит детективный сюжет. Если не обратить сразу внимание на тот факт, что картина начинается с эпизода из предыдущего фильма Наумова "Белый праздник". Потом в фильме будет еще много самоцитат - из "Белого праздника", из "Бега", из "Тиля".

Ни вдова, ни киллер-сыскарь не особо усердствуют в поисках убийцы. Выбор сразу же падает на страшного полуслепого человека (Игорь Ясулович), который явился вдове во сне. После чего конь сюжета и трепетная лань замысла с трудом впрягаются в одну телегу и со скрипом волокут мешанину персонажей, снов, странных эпизодов со странными диалогами в странных местах. Персонажей, надо сказать, в картине неистребимое количество. Нет, "неистребимое" - не то слово, скорее наоборот, потому что примерно половина из них по ходу дела становится трупами. Причем из сюжета даже не очень ясно, зачем. Большинство персонажей живут в непонятном помещении - то ли это чердак, то ли подвал - ведут абсурдные разговоры за водкой во дворе знаменитого Дома на набережной. То ли они бомжи, то ли материализовавшиеся персонажи снов. Среди них есть и вполне узнаваемые - например, нечесаный старик в тулупе по имени Нардо, что-то бесконечно рисующий и читающий записки Леонардо да Винчи. Про другого ясно намекают, что это Питер Брейгель, к которому Наумов вообще питает большую слабость. Можно вспомнить "Тиля", где есть сцены, словно сошедшие с полотен Брейгеля - и теперь то и дело повторяющиеся в "Часах без стрелок". Но в "Тиле" эпизоды с ожившим Брейгелем вполне органично вплетаются в картину. В последнем фильме Наумова такие вкрапления кажутся неуместным изыском.

Смутное, разорванное, непонятное и неспокойное время, в котором мы живем, словно рвется на экран, чтобы лишний раз показать свое изломанное естество. И почти прорывается, оставив на экране полуторачасовой след в виде комка аллюзий и метафор. Но кто сказал, что идти в ногу со временем значит со слепым упоением фиксировать все его выверты? Проще простого взять лежащую на поверхности метафору - часы без стрелок, которые героиня покупает у случайного прохожего, - и объявить это символом безвременья.

Как же это - все кругом снимают авторское кино, пронизанное собственным, не всегда понятным другим, видением мира. И Наумов тоже решил попробовать себя в сюре. Детальки современного мира, каким его видит режиссер, пригнаны одна к другой, можно сказать, без зазоров. Озлобленная вдова, готовая пристрелить приснившегося убийцу. Компания бомжей во дворе Дома на набережной. Честный журналист, погибающий от пули, выпущенной неизвестно откуда. Ожившие "Слепые" Брейгеля. Киллер-сыщик. Череда бессмысленных убийств. Эпизоды-цитаты из собственных фильмов. Локомотив, врывающийся по неизвестно откуда взявшимся рельсам во двор, ломая стену. И все эти детали удивительным образом не составляют картинки.

А ведь Владимир Наумов - из тех режиссеров, кто умеет (или умел? Правда, это было давно, еще в дуэте с Александром Аловым) создавать достаточно смелые вещи. Один из первых его фильмов "Павел Корчагин" стал как раз опровержением хрестоматийного глянца образа Революции. Корчагин Алова и Наумова - фигура трагическая, человек, взамен жизни, отданной за светлое будущее, получивший кукиш с маслом. Революция, о которой так долго говорили большевики, дает герою только одно право - право на новые страдания.

Или обвиненный в свое время в пацифизме "Мир входящему", где бытовой гуманизм звучит громче всех призывов бороться с фашистами до последней капли крови. Или пролежавший больше двадцати лет на полке "Скверный анекдот" - отличная гротеск-сатира. Или "Бег" - первая экранизация Булгакова в нашем кино.

Как часто художник, "итожа то, что прожил", пытается в спешке что-то досказать, доказать, додумать. Оторвать стрелки у часов, чтобы время не так летело.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Антон Долин, Cinema-52: Конец и начало времен /29.08/
Смотреть на инопланетян или на динозавров на экране - веселей некуда: они так похожи на настоящих! Штука в том, что настоящих никто не видел. А когда увидишь, будет поздно, и ты не поймешь, что сам сейчас смотришься со стороны куда смешнее героев "Парка Юрского периода" или "Эволюции". Но юмор ситуации оценить будет некому. Кроме разве что динозавров. Или инопланетян.
Екатерина Барабаш, "Киношок" с шиком, но без шока /19.09/
Честно говоря, хотелось бы побольше хорошего кино (хотя тут отборщики не виноваты - снимают в бывших республиках мало), и - да простят меня коллеги - чуть-чуть поменьше праздника. Все-таки Анапа сейчас - единственное место, где можно окинуть единым взором все постсоветское кинопространство...
Екатерина Барабаш, Шинель Юрия Норштейна /13.09/
Двадцать лет назад американские критики официально объявили "Сказку сказок" лучшим мультфильмом всех времен и народов. А в нашей новой киноэнциклопедии и имени-то такого - Юрий Норштейн - нет.
Екатерина Барабаш, Мусор от Кардена /29.08/
Cначала был фуршет, потом - новый фильм Георгия Шенгелия "Мусорщик".Пресс-конференции и фуршета за глаза хватило бы, чтобы собравшиеся поверили в высокий уровень российского кино.
Антон Долин, Cinema-50. Набоков: защитный рефлекс /14.08/
"Защита Лужина" - версия и вариант, вернее, вариация на заданную тему: шахматист, видящий мир как доску, а жизнь - как партию, пытающийся выстроить универсальную защиту. Вариация удачная, поскольку цельная, хотя и далекая от одноименного романа Набокова.
предыдущая в начало следующая
Екатерина Барабаш
Екатерина
БАРАБАШ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:


Арт-хаус-линия 'Другое кино'
Эхо Каннского фестиваля-2000
Arthouse.ru




Рассылка раздела 'Кино' на Subscribe.ru