Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Кино < Вы здесь
Пианисты, пианистки, мазохисты, мазохистки...
Премьера фильма Ивана Соловова "Лавина" пройдет 19 октября в Кремле

Дата публикации:  16 Октября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Как-то, пребывая в сумеречном настроении от того, что все приходится снимать боевики да боевики, Панкратова-Черного да Панкратова-Черного, Хмельницкого да Хмельницкого, а душа-то жаждет высокого, - режиссер Иван Соловов позвонил Виктории Токаревой и спросил, нет ли у нее случайно готового гениального сценария. Совершенно случайно у писательницы такой оказался. Да вот беда - за ним уже вовсю охотятся Сергей Колосов да Усков с Краснопольским. Соловов очень расстроился и подумал, что, видно, на роду ему написано снимать очередной "Караван смерти" с Панкратовым-Черным и Хмельницким. Но мудрая женская душа писательницы, содрогнувшись от столь сумрачной перспективы и испытав острую жалость к загибающемуся таланту, рассудила иначе. И устроила Виктория Токарева нечто вроде тендера на право снимать свой сценарий.

Колосов и Усков с Краснопольским были отодвинуты, и за "самый грандиозный проект года" (как сказано в пресс-релизе) взялся Иван Соловов. Премьера картины пройдет в Кремле. Низкий поклон от цирюльника.

Сей грандиозный проект представляет собою двухчасовую художественную ленту под названием "Лавина" и витающим в воздухе подзаголовком "На что я просадил эту проклятую жизнь?", вариантами которого могут также быть "Кто виноват?", "Что делать?", "Камо грядеши?" и "Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?".

То, что картина крупнобюджетная, бросается в глаза сразу. Герои и даже второстепенные персонажи живут в немыслимой роскоши, среди мебели, к которой и подойти страшно, не то что сидеть, лежать или заниматься на ней любовью. Спят - в великолепном шелковом белье. Они совершают долгие и бессмысленные прогулки по Парижу, целуются на берегу Сены и методично истаптывают бутики. Есть много городов на свете, где может происходить любовь, среди которых Париж, кстати, не самый романтичный. Но зато - первый, что приходит на ум. Да уж, конечно, героям самого грандиозного проекта года не пристало любовничать в Находке или Мариуполе. Тем более если уж есть деньги на премьеру в Кремлевском Дворце, то на поцелуй в Париже - раз плюнуть.

Впрочем, следует, очевидно, ввести читателя в курс дела - того, что происходит на экране. Между роялем и мебельным гарнитуром из карельской березы, богатый, знаменитый и удачливый, мыкается, держа брови домиком, известнейший пианист планеты Игорь Месяцев в исполнении Александра Феклистова. Его душа хочет страсти, а находит только музыку и домашний уют с преданной женой Ирой в исполнении Анны Каменковой, тещей - Ниной Гребешковой и двумя великовозрастными детьми. Причем дочка - хорошая и положительная, собирается замуж за яппи, а сын подсел на иглу и всячески хамит родителям. И тут появляется Она по имени Люля в исполнении Ларисы Борушко и утаскивает гения в свои сети. Она - женщина-вамп, она пришла, чтобы устроить свою жизнь и разрушить чужую. Игорь, разумеется, уходит от жены, после чего градом (лавиной!) на него сыплются несчастья... От передозировки умирает сын Алик. Сам он перестает играть. Люля, недовольная таким поворотом событий, укатывает куда-то в Америку, где, как она говорит, ей предложили бизнес (!?). И живет наш герой один, никому не нужный, всеми забытый. Но концовка! Герою звонит бывшая жена и сообщает, что дочка родила мальчика, если хочешь, подъезжай в роддом. И он подъезжает, и держит в руках этот бессмысленный комочек, и неожиданная улыбка миллиметр за миллиметром расползается по только что депрессивному лицу, и новая жизнь готова обрушиться на него лавиной. Все рыдают, братаются. Конец фильма.

Несчастные актеры играют то, что говорит им режиссер, а режиссер снимает то, что написано Викторией Токаревой. Написанные на бумаге, диалоги, возможно, смотрелись относительно пристойно. Но перенесенные на экран, озвученные голосом, разыгранные в эпизодах... Вот сын-оторва, нахамив родителям, хлопает дверью и отправляется на дискотеку. Мать грустно смотрит ему вслед. "Сейчас она скажет: "И где же благодарность за все?" - думаешь с ужасом. "И где же благодарность за все?" - оправдывает мои худшие опасения героиня. Вот герой объявляет жене, что уходит от нее, потому что полюбил другую. Боже, только бы она не сказала: "А как же я?"! - "А как же я?" - словно издевается надо мной героиня. Когда возлюбленная в постели на вопрос "Почему до меня у тебя было так много мужчин?" отвечает своему возлюбленному пианисту: "Я искала тебя", - хочется... Нет, ничего уже не хочется.

Вот вам, выпендрежная Европа, получите наш, российский, маскулинный ответ своей "Пианистке". Мы, правда, не держим под кроватью садо-мазо-набор (хотя с душевным мазохизмом дружим), но на рояле, во-первых, играем не хуже, и во-вторых, бессмысленностью своего существования гордимся не меньше.

Всех, впрочем, не упомнишь - фильм цитирует буквально веером чуть ли не все российское постсоветское кино на тему любовь-душа-подонок-постель. Да что там - даже советские фильмы пригодились Ивану Соловову. Например, пара Феклистов - Козаков порой здорово напоминают парочку Янковский - Табаков из "Полетов во сне и наяву". Да и вообще эта картина Балаяна немало дала творческому куражу Соловова. Особенно тайная гордость за бесцельно прожитые годы, выпирающая в обоих фильмах, как пистолет из кармана.

Впрочем, что это все злобствуем да злобствуем? В конце концов, в картине есть приличная актерская игра. И хотя всем актерам играть безумно трудно - это видно невооруженным глазом просто потому, что играть практические нечего, - стараются они отменно. Путаный и кукольный (хотя по замыслу - трагическая фигура) герой-любовник-пианист только благодаря титаническим усилиям Александра Феклистова моментами похож на живого человека. Если бы не Феклистов, герой фильма попросту превратился бы в ходячую схему-карикатуру, а так - есть намеки на то, что принято называть "образом". Даже в откровенно нелогичных и фальшивых сценах Феклистов умудряется сохранять верность профессии и вызывать чувства, близкие к состраданию. Например, сцена на кладбище, когда после похорон сына Игорь подходит к священнику и пытается добиться у того, виноват ли в смерти сына, спрашивает, как ему поскорее увидеться с ним, объясняет, что очень скучает по сыну и жить без него не хочет. В какой-то момент перед нами - натуральный человек, с жуткими тараканами в голове, запутавшийся, жалкий, но - почти натуральный, живой.

Кстати, на роль Месяцева поначалу утвердили Родиона Нахапетова, и тот даже, кажется, начал сниматься. Потом Нахапетов исчез, появился Феклистов. Если что и пошло на пользу картине, так это - замена исполнителя главной роли. Нахапетов красив и многозначителен, а уж по части красоты и многозначительности здесь и так явный перебор. А чуть нелепый, угловатый Феклистов (ставший, к слову, одним из самых востребованных на сегодня актеров) - "то, что нужно для лучшего вкуса".

Лариса Борушко играет откровенно слабо, к тому же ей настолько не хватает обаяния, что вообще начинаешь сомневаться в главном герое.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Елена Стишова, Транзит: Висбаден - Питтсбург - Кавказ /04.10/
Почему сюжет кавказского пленника стал архетипическим в русской культуре? в чем феномен культуры Кавказа и кто является ее репрезентантом в кино?
Григорий Катаев, Запах большого экрана /01.10/
Западные жанровые картины стали частью постоянного досуга россиян, частью российской психологической действительности. А российские жанровые фильмы до сих пор не стали ни тем, ни другим.
Екатерина Барабаш, Зря оторвали стрелки у часов /24.09/
Все кругом снимают авторское кино, пронизанное собственным, не всегда понятным другим, видением мира. И Наумов тоже решил попробовать
Антон Долин, Cinema-52: Конец и начало времен /29.08/
Смотреть на инопланетян или на динозавров на экране - веселей некуда: они так похожи на настоящих! Штука в том, что настоящих никто не видел. А когда увидишь, будет поздно, и ты не поймешь, что сам сейчас смотришься со стороны куда смешнее героев "Парка Юрского периода" или "Эволюции". Но юмор ситуации оценить будет некому. Кроме разве что динозавров. Или инопланетян.
Екатерина Барабаш, "Киношок" с шиком, но без шока /19.09/
Честно говоря, хотелось бы побольше хорошего кино (хотя тут отборщики не виноваты - снимают в бывших республиках мало), и - да простят меня коллеги - чуть-чуть поменьше праздника. Все-таки Анапа сейчас - единственное место, где можно окинуть единым взором все постсоветское кинопространство...
предыдущая в начало следующая
Екатерина Барабаш
Екатерина
БАРАБАШ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:


Арт-хаус-линия 'Другое кино'
Эхо Каннского фестиваля-2000
Arthouse.ru




Рассылка раздела 'Кино' на Subscribe.ru